Частный инвестор успел за 8 лет вложить в рамках волгоградской концессии 11 млрд рублей из 58 планируемых // Фото: ИА «ВолгаПромЭксперт»
Поделиться
Как сообщают волгоградские СМИ, контроль за этой отраслью ЖКХ перешел в руки двух госструктур: АО «Волгоградоблэлектро» и АО «Корпорация развития». Именно они выкупили облигации концессионеров. Комментируя происходящее, глава региона сделал акцент на том, что тяжелые времена требуют непростых решений — и «не стоит сваливать все проблемы ЖКХ только на коммерческую структуру». Также он отметил, что смена контролирующей структуры никак не отразится на тарифах для волгоградцев, и концессионное соглашение остается в силе.
«Эксперт Юг» попытался разобраться, что стало причиной разрыва сотрудничества между частным инвестором и администрацией региона. Предварительный вывод такой: когда-то власти муниципалитетов и регионов считали удачей привлечение крупного частного инвестора в сферу водоснабжения. Инвестор в данном случае рассматривался как источник частных инвестиций в разрушающееся жилищно-коммунальное хозяйство. Но за последние годы возможности привлечения инвестиций в эту сферу, похоже, сильно сократились. Модель фактически перестала работать, что повлекло за собой аварии, недовольство и обратный тренд — окрепшее государство возвращает контроль за активами, а, следовательно, берет на себя ответственность за их состояние. Представителям бизнеса остается только напомнить, что государство не самый эффективный собственник.
Масштабная заявка инвестора
Стоит вспомнить начало этой истории. В 2015 году МУП «Горводоканал» Волгограда передал свое имущество в концессию. Этот процесс проходил довольно напряженно, не обошлось тогда без скандалов. Однако ФАС признал безоговорочную победу ООО «Концессии водоснабжения» в конкурсе. В рамках соглашения планировалось инвестировать в горячее и холодное водоснабжение города 58 млрд руб. Спустя год мэрия Волгограда приняла решение передать в концессию и тепловые сети. Инвестором в обоих случаях выступило ЗАО «Лидер» — компания по управлению активами пенсионного фонда. Проект в области водоснабжения называли крупнейшим в Европе.Однако уже тогда многие эксперты отрасли считали это сотрудничество некой авантюрой — вызывали вопросы не только сроки исполнения обязательств, но и множество нюансов, которые не были предусмотрены в соглашении. Для инвестора риски были велики: износ сетей водоснабжения Волгограда на тот момент составлял около 80-90% — данные специалистов на этот счет разнятся. Сюда стоит добавить протяженность водопроводных сетей — более 2200 тысяч километров. В этом плане город занимает третье место по России, после Москвы и Санкт-Петербурга.
Сфера ЖКХ города-героя на тот момент «трещала по швам», на частного инвестора возлагались большие надежды, его ждали, как некого спасителя этой отрасли. Возможно, поэтому на протяжении восьмилетнего сотрудничества в сторону концессий волгоградцы выдвигали столько претензий. Многие общественники региона не упускали возможности «раскрутить» даже небольшую коммунальную аварию до скандала федерального уровня. Что уж говорить о крупных провалах частного инвестора. По сути, медийное поле Волгограда разделилось на два лагеря: те, кто постоянно критиковали работу концессий, и те, кто чересчур ей восторгался. Но беда в том, что среди представителей обоих сторон почти не было тех, кто пытался погрузиться в работу этой структуры.
По мнению гендиректора компании «РостИнпром» Евгения Крашенникова, концессионное соглашение — самый надежный механизм работы государства и частного бизнеса. «Я уверен, что бизнес помогает сформировать более эффективную структуру управления государственными объектами. Но есть один момент: если представители бизнеса — бывшие чиновники, то и мыслят они на уровне чиновников. В таком случае государство заключает договор с государством, — считает эксперт. — К волгоградской истории есть много вопросов. Возможно, недопонимание сторон можно было избежать, если бы при заключении соглашения все участники предусмотрели различные варианты развития событий и сразу озвучили все интересующие вопросы».
Евгений Крашенников также добавил, что положительная практика концессионных соглашений является одним из критериев, по которому можно судить об устойчивом развитии города. В регионах Центральной России положительные примеры есть, а вот в ЮФО отношения с концессиями складываются весьма непросто.
Не простили «октябрьский прорыв»
Многие наблюдатели посчитали выход ЗАО «Лидер» из концессионного соглашения вполне предсказуемым событием. Виной тому крупная коммунальная авария, случившаяся в пойме реки Царица в октябре прошлого года. Тогда Волгоград «засветился» не только на федеральном, но и на международном уровне.Канализационные стоки полностью залили сквер в пойме и парализовали движение на Нулевой продольной магистрали. Ситуация могла превратиться в экологическую катастрофу. Для ликвидации последствий аварии пришлось оставить без водоснабжения и канализации жителей двух районов Волгограда.
Поделиться
Причиной развода инвестора с властями могли стать аварии осени 2022 года // Фото: ИА «ВолгаПромЭксперт»Эта ситуация оказалось показательной со всех сторон. Во-первых, выяснилось, что ни городская администрация, ни представители концессий не владеют достоверной информацией относительно работы коммуникаций на этом участке (а это центр города) — вместо бетонного коллектора канализационные стоки шли по трубе, которая со временем полностью разрушилась. Для всех сторон случившиеся оказалось полной неожиданностью. Более того, глава региона признался, что не обладает данными о том, сколько еще в Волгограде таких «опасных» объектов. Понять опасения и недоумения региональной власти можно: большую часть коммуникаций города прокладывали более 50 лет назад.
Во-вторых, стало ясно, что работать в условиях чрезвычайной ситуации и идти на компромиссы для решения крупной проблемы стороны так и не научились. Источник «Эксперт Юг» в областной администрации заявил, что недопонимание между администрацией и частным инвестором возникало на протяжении всех восьми лет. Причины были самые разные: работа управляющих компаний, подведение коммуникаций к новостройкам и даже — подвоз воды в случае аварий. Во всех перечисленных примерах возникали вопросы: Кто виноват? Что делать? И кто оплатит расходы?
О том, что в работе концессий что-то пошло не так, свидетельствуют миллиардные убытки, с которыми обе компании завершили 2021 год. К примеру, ООО «Концессии водоснабжения» при выручке в 3,6 млрд получило убыток в размере 2,7 млрд. За 2022 год отчетность компании еще не опубликована.
Частный инвестор ушел, концессии остались
Согласно информации, предоставленной ЗАО «Лидер», за восемь лет сотрудничества в системы тепло- и водоснабжения Волгограда было вложено 11 млрд рублей. Эти средства были направлены на замену насосов водоподачи и водоотведения (400 единиц), обновление тепловых и водных сетей (80 км и 200 км), строительство коллекторов — в Разгуляевке и пойме реки Царица, возведение семи новых котельных и реконструкцию 12 старых, модернизацию Центра контроля качества «Концессий водоснабжения», создание очистных комплексов в Краснооктябрьском районе Волгограда, в поселке Аэропорт и друге проекты.По мнению члена общественной палаты Волгоградской области, главного редактора ИА «ВолгаПромЭксперт» Сергея Жукова, обвинять концессии во всех коммунальных бедах Волгограда однозначно не стоит.
«В 2015 году, перед заходом частного инвестора, котельные и насосные станции Волгограда работали на износ, районы города месяцами были «перекопаны» из-за многочисленных аварий. Давайте вспомним, как обанкротился созданный мэрией коммунальный оператор «КТВ». Его долги составили более 300 млн рублей. А в 2010 году, по завершению отопительного сезона, задолженность города перед «Газпромом» превысила миллиард!» — напоминает эксперт.
Сергей Жуков уверен, что частный инвестор не только не дал развалиться коммунальному хозяйству Волгограда, но и частично смог изменить ситуацию в лучшую сторону.
Как бы то ни было, эксперты не решаются давать какие-либо прогнозы относительно работы новых участников концессионного соглашения в Волгоградском регионе. Ясно, что губернатор заинтересован в дальнейшей работе концессий, но теперь, в случае возникновения крупных коммунальных аварий, имиджевые потери придется понести уже непосредственно администрации региона.
Водоканалы крупных городов некоторое время назад были лакомым куском для инвесторов. Водоканалом в Ростове-на-Дону сегодня ОАО «Евразийский», окруженное уголовными делами и конфликтами, водоканалом в Краснодаре — ООО «РВК-инвест», управляющее активами группы «Росводоканал». Наверняка волгоградский кейс будут подробно анализировать в этих городах.