Из презентации проекта возрождения кинотеатра.// Иллюстрация пресс-службы администрации Краснодара
По заказу компании «Инвестстрой» (принадлежит бизнесмену Сергею Галицкому) архитектурное бюро GMP разработало дизайн-концепцию в рамках проекта реконструкции здания кинотеатра «Аврора» в центре Краснодара. Проект предполагает создание современного культурно-досугового комплекса с выставочным залом, паркингом и благоустроенной прилегающей территорией. Ранее администрация города и «Инвестстрой» заключили концессионное соглашение о восстановлении «Авроры». Возрождение объекта оценили в 3 млрд рублей. Все работы планируется завершить к концу 2024 года.
По словам Галицкого, основная задача проекта — вернуть место, которое так любили жители Краснодара. «Реконструкция займет время. Внешний вид останется без изменений. Но мы углубимся на 21 метр под землю», — цитирует господина Галицкого его пресс-служба.
После реконструкции, как сообщили в пресс-службе администрации столицы Кубани, в здании кинотеатра предлагается переоборудовать основной зал, рассчитанный на 1200 мест, и оснастить его эстрадой. В подземно-цокольной части планируется разместить выставочный комплекс, кафе и четырехуровневый паркинг.
Исторический облик кинотеатра «Аврора».// Фото пресс-службы администрации Краснодара
Кинотеатр «Аврора» — памятник архитектуры. Здание построено 13 мая 1967 года. Автором проекта стал сочинский проектный институт «Гипрокоммунстрой», а главным архитектором — Евгений Сердюков. Художники создали архитектурный ансамбль, в который вошли сам кинотеатр, сквер с фонтанами и 16-метровая скульптура богини Авроры. Архитектурное решение кинотеатра было уникальным для своего времени.
С 29 января 2015 года кинотеатр закрыт на реконструкцию, которая должна была продлиться до середины 2016 года, однако кинотеатр до сих пор закрыт и реконструкция приостановлена из-за отсутствия финансов.
Летом 2017 года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что за реконструкцию кинотеатра возьмется предприниматель Сергей Галицкий. Формально, в мае 2018 года команда Галицкого приступила к разработке проекта по реконструкции кинотеатра, но фактически из-за множества бюрократических процедур так и не смогла начать проектную работу. В начале 2019 года Сергей Галицкий заявил, что к подготовке проекта они приступят после передачи здания в управление.
28 сентября 2020 года проект Галицкого был объявлен победителем премии в сфере инфраструктуры «Росинфра» в номинации «Лучший проект государственно-частного партнерства в сфере культуры и досуга». После этого компания разместила заказ а разработку дизайн-концепции.
«Проект реконструкции "Авроры" вслед за успешной реализацией проекта парка (Галицкого) выводит Краснодар в архитектурные лидеры юга России, — считает советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН),профессор ЮФУ, архитектор Сергей Алексеев. — Несомненно, при общей тухлой атмосфере провинциального города, здание кинотеатра "Аврора" постройки 60-х годов прошлого века было прорывом. И в наше время оно является архитектурным памятником эпохи модернизма. Простоявшее много лет в заброшенном состоянии здание медленно разрушалось и нуждалось в реконструкции. Совершенно оправдано его превращение в концертный зал и создание на его основе культурного центра города».
Иллюстрация пресс-службы администрации Краснодара
По мнению Алексеева, сомнение вызывает проектное решение связанное с глубоким погружением под землю. Подобное решение может быть оправдано в условиях городов — гигантов со сверхвысокой плотностью застройки. «Как пример можно привести «Сони-центр» в Берлине, где кинотеатр-премьер вместимостью 1200 зрителей имеет подземный многозальный успешно функционирующий кино-комплекс, — аргументирует эксперт. — Огромные затраты, в которые ввергает господина Галицкого принятое проектное решение, в условиях рыхлой застройки Краснодара с его зияющими пустотами абсолютно неоправданно. Город нуждается в развитии пространственной ансамблевости, что уже осуществляется в его историческом центре. Примером может послужить здание суда построенное по проекту французских архитекторов, современные архитектурные формы которого прекрасно вписаны в исторический контекст города. В ситуации с «Авророй» архитектор не увидел возможности создания новых объёмов и загнал все функции под землю, что в природных условиях Краснодара не оправдано».
В итоге, резюмирует Сергей Алексеев, мы имеем жемчужину в пустоте, «и холодные интерьеры подземного мира только подчеркивают это».