Подготовка к отправке потребителям новой партии электродов АО «ЭПМ-НЭЗ»// Фото пресс-службы Группы ЭПМ
По итогам 2018 года выручка крупнейшего производителя электродов для металлургии — АО «ЭПМ-НЭЗ» в Ростовской области — выросла в три раза. Рост прибыли еще больше — в 4,5 раза. Главная причина роста — шестикратное увеличение цен на углеграфитовую продукцию на мировом рынке.
О резком увеличении финансовых показателей Новочеркасского электродного завода (АО «ЭПМ-НЭЗ», входит в столичную Группу ЭПМ) стало известно после размещения данных в системе «СПАРК-Интерфакс». Согласно этим данным, в 2018 году выручка АО «ЭПМ-Новочеркасский электродный завод» выросла почти втрое — до 33,6 млрд рублей. Для сравнения, в 2017 году она была на уровне 11,4 млрд рублей. Чистая прибыль «ЭПМ-НЭЗ» в 2018-м увеличилась в 4,5 раза: 18,1 млрд рублей против 4,1 млрд рублей годом ранее.
Со слов гендиректора Группы ЭПМ Виктора Нечуятова взрывной рост показателей завода в Новочеркасске произошел, благодаря незначительному росту производства графитированных электродов, которые применяются в сталелитейной промышленности, и значительному росту цен на мировом рынке углеграфитовой продукции. От более подробных комментариев топ-менеджер воздержался. Ранее в интервью «Эксперту Юг» Нечуятов рассказывал, что тенденция к росту цен на мировом рынке графитированных электродов наметилась еще в 2017 году. «Например, в Китае к середине сентября цены выросли в несколько раз. Основная причина — резкое сокращение предложения из-за закрытия в КНР сразу нескольких крупных заводов по экологическим соображениям. Наличие в то же время высокого спроса на эту продукцию со стороны металлургических компаний привело к значительному росту цен», — аргументировал глава ЭПМ.
Он добавил, что до 2017 года у китайских производителей была самая высокая доля на мировом рынке (48%). Следом шли американская компания GrafTech (11%), европейская SGL Carbon (10%, японские SHOWA DENKO (9%) и Tokai Carbon (5%). Замыкали галерею лидеров две индийские компании GRIL (5%) и HEG (4%), а также российская ГК «Энергопром» (около 4%). «При этом на отечественном рынке в 2017 году мы были и сейчас являемся самым крупным поставщиком графитированных электродов: в РФ доля группы — 43 процента», — подчеркивал Нечуятов.
Уход со сцены китайских игроков и перераспределение долей рынка в пользу оставшихся на нем предприятий привели к тому, что в 2018 году рост цен продолжился. Это, в частности, подтверждают данные индийских GRIL и HEG (входят сейчас в ТОП-5 мировых производителей углеграфитовой продукции). Из их отчетов следует, что в прошлом году цена одной тонны электродов на мировом рынке выросла почти в шесть раз: с 2,5 тысячи долларов до 14 тысяч долларов. В январе-июне 2019 года рост был уже не столь впечатляющим: в среднем, цены поднялись на одну тысячу долларов. Но в любом случае это – рост, а не стагнация или падение.
В перспективе выручка НЭЗа может вырасти в результате масштабного инвестпроекта. Его второй год подряд на Новочеркасском заводе реализует Группа ЭПМ. Общая сумма составляет 5 млрд рублей, из которых 2,7 млрд выделяются в рамках специнвесткотракта, заключенного между Минпромторгом РФ, правительством Ростовской области и ЭПМ. Средства пойдут на модернизацию, техперевооружение и увеличение мощностей. Одна из целей проекта — «двукратное увеличение объёмов производства и поставок электродов больших диаметров металлургическим компаниям России и потребителям в странах Евразийского экономического союза». По словам Виктора Нечуятова, в итоге общий объём производства на НЭЗе должен увеличиться минимум на 25%, а электродов больших диаметров — вдвое: до 35 тысяч тонн в год. Каналы сбыта этой продукции у компании есть. В 2018 году ЭПМ заключила долгосрочные контракты с Трубной металлургической компанией и другими отраслевыми холдингами, сохраняются планы и по развитию экспорта.
Печь повторного обжига электродов, запущенная в цехах «ЭПМ-НЭЗ» в 2018 году// Фото пресс-службы Группы ЭПМ
Напомним, свою первую продукцию Новочеркасский электродный завод выпустил 17 апреля 1954 года. Сегодня ОАО «ЭПМ-НЭЗ» — крупнейшее предприятие в России по выпуску графитированных электродов. Объём производства — 48 тысяч тонн в год. В штате — около 1700 специалистов. Основные потребители — производители стали России, стран СНГ, Европы, Азии и Америки. Завод специализируется на выпуске графитированных электродов марок ЭГСП, ЭГП, ЭГ, ЭГПК, диаметром 250–710 мм.
Группа ЭПМ (прежнее название — ГК «Энергопром») входит в ТОП-5 мировых производителей в своем сегменте. Специализация — производство высокотехнологичной электродной, катодной и иной углеграфитовой продукции для предприятий металлургической, кремниевой, химической и машиностроительной отраслей. В группу входят три электродных завода (Челябинский, Новосибирский и Новочеркасский) и «Донкарб Графит». До 50% продукции Группы ЭПМ экспортируется. География поставок — более 50 стран.
«Рост показателей “ЭПМ-НЭЗа” отчасти был обусловлен ростом объемов производства и расширением номенклатуры выпускаемой продукции, но в наибольшей степени ее стремительным подорожанием, — уверен эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев. — Цены на графитированные электроды стремительно выросли в конце 2017 года (по некоторым позициям — до десяти раз) и остаются пока на достаточно высоком уровне. Такая ситуация сложилась из-за образования значительного дефицита на рынке, вызванного процессами, происходящими в металлургической промышленности Китая. Закрывая устаревшие экологически вредные доменные производства, китайская сталелитейная промышленность активно увеличивает долю современных электродуговых печей. Растет спрос на электроды для таких печей, которые в Китае не производят».
По мнению эксперта, процесс замены технологий в мировой сталелитейной промышленности будет происходить еще долго, что обеспечит рост спроса на электроды, особенно больших диаметров. «Однако темпы роста спроса по мере совершения технологического перехода будут замедляться. Этому же будет способствовать и в целом наметившееся замедление роста мировой экономики, и снижение темпов спроса на металлургическую продукцию. Предложение (электродов) напротив продолжит расти, чему будет способствовать, в том числе, и расширение мощностей в “ЭПМ-НЭЗ”. Таким образом, ценовой фактор вряд ли позволит и впредь наращивать выручку такими (гигантскими) темпами. Среднегодовые темпы роста спроса на графитированные электроды в пределах 5-8% сохранятся еще не менее пяти лет. В среднесрочной перспективе возможно и снижение цен на электроды — цикличность рынка никто не отменял», — полагает Калачев.