Южные лидеры взяли лин-технологии на вооружение, но не распробовали их

320
15 минут
Южные лидеры взяли лин-технологии на вооружение, но не распробовали их

Результат от внедрения технологий бережливого производства не всегда видят даже те южные компании, которые ими занимаются. Это сдерживает и инвестиции, и подготовку кадров. Те же, кто зашёл далеко, получают результат, превышающий ожидания. Таковы итоги исследования «Бережливая индустрия юга России».

В апреле 2019 года Аналитический центр «Эксперт ЮГ» начал исследование на тему «Бережливая индустрия юга России: лучшие практики» при поддержке АО «АЭМ-технологии» и Донского государственного технического университета. У исследования есть актуальный контекст. Прежде всего, национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» предполагает реализацию на уровне каждого региона программ стимулирования предприятий к повышению производительности труда — в этот проект в ближайшие годы на Юге будут втянуты сотни компании. Этот проект — повод узнать, как сейчас индустриальные лидеры юга России управляют своей производительностью, что у них получается, какие задачи они ставят. Второй момент — технологии бережливого производства являются методической основой современного подхода к управлению производительностью в промышленности. По этой причине мы хотели узнать, на каком этапе внедрения этих технологий находятся компании. В результате мы получили первое за многие годы региональное исследование в сфере управления производительностью труда в индустрии.

Главные выводы нашего исследования — большинство компаний только знакомятся с системой бережливого производства (БП). Затраты на новую систему в большинстве компаний пока идут по остаточному принципу. Однако предприятия, которые справились с проблемами на первых этапах внедрения, получили ожидаемый значимый результат. Собственно, этот успешный опыт может подтолкнуть и «сомневающиеся» компании к более широкому применению принципов БП. Помочь в этом могут органы власти и экспертное сообщество.

Исследование проводилось летом 2019 года, его целевой аудиторией были крупные и средние компании юга России. Исследование предполагало анкетирование и интервьюирование. Подробные анкеты нам заполнили 50 организаций, руководители ещё семи дали интервью. В июне была проведена конференция по теме проекта на краснодарском заводе «Клаас», в ней приняло участие около 80 представителей бизнеса. Большая часть опрошенных компаний работает в Краснодарском крае (68%), 34% — на территории Ростовской области, около 20% отметили Ставропольский край в качестве одного из регионов, в котором работает их компания, 14% — Волгоградскую область. Отраслевой портрет крайне разнообразен. Наибольшие доли у АПК и пищевой промышленности (20%), промышленности стройматериалов и машиностроения (по 18%). Широкая разбивка по специализациям говорит и о том, что тема бережливого производства чаще актуальна для компаний какой-либо одной сферы, а повышение интереса к лин-технологиям — сквозной тренд для большинства отраслей российской экономики.

Оценки потенциала экономии скромны

Прежде всего мы спросили респондентов, проводятся ли в их компаниях замеры производительности труда. Мы понимаем, что вряд ли участие в этом исследовании стали бы принимать те, кто совсем не интересуется темой, так что ответы на этот вопрос тоже, скорее, стоит отнести к характеристикам респондентов. Вариантов ответа тут немного. Преобладающее большинство опрошенных заявило, что замеры производятся (78%), меньшинство (18%) призналось, что измерений не проводится. Ещё 4% отметили вариант ответа «иное»: если замеры и производятся, то по запросу заказчиков или без применения традиционных методик (см. график 1).

38-01.jpg

Мы спросили у респондентов о динамике производительности труда на предприятии за последние годы. Только 20% заявили о значительном росте. Наиболее массовым стал ответ «Незначительно увеличилась» (58%). Ещё 18% говорят о отсутствии изменений в этой сфере (см. график 2).

38-02.jpg

И тогда мы попросили респондентов оценить, насколько можно было бы увеличить производительность на их предприятиях. Самым популярным ответом стал вариант «на 10–30%» — 58%. Ещё около трети респондентов дали более сдержанную оценку — можно увеличить до 10%. Бросается в глаза неамбициозность этих оценок. О более существенном потенциале повышения производительности — от 30% до 100% — заявило в совокупности 14% компаний (см. график 3). Впрочем, в паспорте нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» заявлена задача увеличить производительность труда в стране примерно на 5% к 2024 году. На этом фоне оценки лидеров выглядят оптимистично.

38-03.jpg

Респонденты оценили производительность труда на своём предприятии по сравнению с отраслью в целом. У 46% компаний уровень производительности труда соответствует в целом среднему по отрасли — это самый популярный ответ. Треть опрошенных (32%) считает, что их уровень производительности заметно превышает средние показатели по отрасли, ещё 10% респондентов ответило, что их производительность труда «гораздо выше, чем в среднем по отрасли». Но такой же процент опрошенных заявил об отставании от средних показателей по отрасли.

Конкуренция вынуждает быть бережливее

Респондентам было предложено определить стадию, которую проходит их компания в процессе внедрения принципов бережливого производства. Наибольшая доля опрошенных компаний заявила о том, что лин-технологии внедряются пока лишь в работу отдельных подразделений — 38%. Ещё 36% респондентов отметили, что они находятся на более ранней стадии — стадии разработки концепции. О полноценном внедрении на всех уровнях предприятия заявило 20% опрошенных — это третий по популярности ответ. Так ответили, например, на заводах «Атоммаш» и «Ростсельмаш», в компаниях с иностранным участием «Кнауф Гипс Кубань» и «Нестле Кубань», средних предприятиях «Конорд» и «Каменскволокно», а также на отдельных предприятиях из сферы услуг — в Сочинском госуниверситете, консалтинговом центре «ЭМИТ» из Краснодара. По 14% респондентов заявили о том, что технологии бережливого производства внедряются в работу с поставщиками и потребителями (см. таблицу 1). Нужно только учесть, что зачастую именно стадия разработки концепции предполагает тестовое использование некоторых методов БП в различных подразделениях. То есть можно говорить, что подавляющее большинство респондентов только начинают погружаться в эту тему. Однако бывают и исключения. Например, на заводе «Клаас» говорят, что компания сейчас находится на стадии формирования в коллективе культуры, ориентированной на непрерывное совершенствование.

38-04.jpg

В этом блоке анкеты мы попросили респондентов также рассказать о мотивации, побуждающей заниматься внедрением БП. Более половины опрошенных (54%) связывают внедрение БП именно с возможностью ощутимо сократить себестоимость продукта или услуги. Сегодня это наиболее сильный мотивирующий фактор — у ответа большой отрыв от последующих. Более трети респондентов (38%) надеются, что концепция бережливого производства даст им возможность выйти на новый уровень управления командой и бизнес-процессами. Почти такое же число опрошенных (36%) планируют появление возможности предложить новый уровень качества предлагаемого продукта или же услуг (см. таблицу 2). Два из трёх ответов-лидеров напрямую связаны с конкурентоспособностью продукта, один — с эффективностью компании в целом.

38-05.jpg

Больше философия, чем список задач

Погружаться в конкретику мы решили с вопроса о том, есть ли в компании программный документ в области системы менеджмента бережливого производства — его наличие является показателем системного подхода. Например, почти у всех компаний, которые заявили о полном внедрении бережливых технологий, такой документ имеется. Но 56% респондентов заявили, что регламентирующего документа у них нет. У остальных 44% БП имеет за собой установленный регламент. Например, у компании «Атлантис-Пак» действует приказ по предприятию «О создании организационной структуры проекта “Бережливое предприятие”» и положение о проекте «Бережливое предприятие». «Приказ регламентирует иерархию организационных структур в рамках проекта, определяет состав и полномочия коллегиального органа (у нас это Комитет бережливого производства), который принимает решения по стратегии и развитию данного проекта», — рассказывал «Эксперту ЮГ» гендиректор ООО «ПКФ “Атлантис-Пак”» Игорь Переплётчиков.

Далее мы спросили, на какие структурные подразделения в компаниях возложено управление процессом внедрения БП. Больше всего ответивших (58%) выбрали ответ «администрация». Впрочем, в этом ответе «администрация» редко отмечалась в одиночку — в большинстве случаев помимо неё назывался какой-либо отдел. Четыре варианта ответа набрали одинаковое количество голосов — по 18%. Бережливые технологии в одинаковом количестве случаев внедряют отделы по развитию, производственные отделы и специально сформированные межведомственные команды. Но столько же голосов набрал и вариант «Иное», где можно было предложить свой вариант. Наиболее частые варианты — отдел управления качеством и «ни на кого не возложено». И тем не менее из этого ответа можно сделать вывод: бережливое производство — это не внутренняя задача какого-либо отдела; как правило, внедрение его принципов затрагивает компанию целиком.

Больше конкретики мы получили, задав вопрос о внедряемых инструментах БП. Как известно, бережливое производство включает в себя широкий инструментарий. Мы постарались предоставить респондентам высокую вариативность ответов. Самым популярным инструментом БП стала стандартизация работы. Об этом заявило 76% опрошенных. Более половины опрошенных заявило о внедрении системы организации рабочего места (5S). По словам генерального директора ООО «ПК “НЭВЗ”» Алексея Сапункова, данные инструменты «являются основой для более сложных конфигураций, таких как визуальный менеджмент, система вытягивания (комплектовочная тара), картирование производственных и административных процессов, система подачи предложений по улучшениям, балансировка сборочных линий, быстрая переналадка». Венчают же систему, как пояснил г-н Сапунков, уже более комплексные инструменты — каскадирование целей по методологии «Хосин-Канри» (Х-матрицы), выстраивание непрерывного потока от конечной сборочной линии (её ещё называют «эталонной») до оценки общей эффективности оборудования.

Если вернуться к ответам на вопрос об инструментах, то на третьем месте по популярности ответ «визуализация» (48% респондентов) (см. график 4). Пока остаётся ощущение, что внедрение принципов бережливого производства носит ознакомительный характер. В большинстве своём компании исходят из того, что БП — это больше философия, чем список задач.

38-06.jpg

С запуском БП на предприятии первым делом компании исследуют свою деятельность по выявлению видов потерь. Респондентов мы попросили ответить, какие виды потерь наиболее актуальны для них. Какого-то одного, самого популярного, варианта ответа выявлено не было. Так, о больших простоях между этапами производства продукта заявило по 34% опрошенных. Столько же голосов набрали лишние перемещения в процессе производства. Ещё 32% отметили проблему с избытком запасов, когда продукции хранится гораздо больше, чем необходимо. Впрочем, потери при транспортировке и дефекты при производстве тоже набирают немало голосов — по 26% (см. график 5). Таким образом, список потерь, с которыми нужно бороться региональным компаниям, довольно широк — и зачастую эти проблемы выявляются именно при запуске БП.

38-07.jpg

Кадров не хватает — на них экономят

Третий блок вопросов посвящён проблемам, с которыми столкнулись компании при внедрении принципов БП. При ответе на вопрос, какие препятствия для внедрения бережливого производства являются главными, 58% опрошенных назвали дефицит кадров на всех уровнях. Второй по популярности ответ в какой-то степени вытекает из самого популярного варианта: дефицит компетенций у управленческого звена по работе в новой системе (42%). Дефицит инвестиций отметило 38% опрошенных. То есть в тройке основных препятствий у инвестиций третье место. Стоит отметить, что у четверти компаний (26%) отмечается такая проблема, как неприятие коллективом новой системы. Непонимание перспектив БП и монетизации внутри компании стало препятствием еще для 24% опрошенных (см. график 6). В АО «АЭМ-технологии», например, рассказали, что на самых начальных этапах внедрения принципов БП компания столкнулась с проблемой неприятия коллективом новой системы. Однако вскоре персонал увидел реальный эффект от работы в соответствии с принципами системы, и большинство теперь поддерживает бережливое производство. «Что касается кадров и поставщиков — это также решаемые вопросы, — сказал “Эксперту ЮГ” генеральный директор АО “АЭМ-технологии” Игорь Котов. — Мы проводим обучение как для нашего собственного персонала, так и для контрагентов. К примеру, на площадке одного из наших поставщиков в Волгодонске специалисты управления ПСР филиала “Атоммаш” провели серьёзную работу по внедрению принципов бережливого производства».

38-08.jpg

Как видно из результатов опроса, проблема кадров имеет две стороны — дефицит квалификации и дефицит мотивации. В следующем вопросе мы решили сконцентрировать внимание респондентов именно на этой проблеме. «Насколько остра проблема подготовки кадров для внедрения бережливого производства?» — звучал наш вопрос. Самым популярным ответом стал вариант «Проблема стоит остро, на предприятии значительная нехватка подготовленных кадров» — он набрал 44%. О периодических проблемах с кадрами заявили 28% опрошенных. Они решают эту проблему с помощью обучения сотрудников. Ещё 12% опрошенных ответили, что такая проблема есть, но большая часть необходимых специалистов прошла подготовку (см. график 7). 

38-09.jpg

Максимальные значения по получению образований в этой сфере было выявлены у 6% опрошенных — как правило, это дочерние предприятия транснациональных компаний (см. график 8). 

38-08-1.jpg

Другими словами, несмотря на то, что именно кадры — главное узкое место для внедрения бережливого производства, компании пока не стремятся переобучать своих сотрудников либо откровенно экономят на этом. Зато предприятия более чем заинтересованы в партнёрстве с вузами и образовательными учреждениями. В ответе на вопрос о том, партнёрство с какими игроками вам более всего необходимо для внедрения БП, вузы набирают больше голосов, чем региональная и муниципальная власть или отраслевые союзы — и это очень показательно (см. график 9).

38-10.jpg

В Донском государственном техническом университете, например, элементы БП введены в магистерские программы, разработанные совместно с индустриальными партнёрами, например, «Тагметом», НЭВЗом и др. «Такие магистерские программы базируются на проектно-ориентированном подходе, то есть студенты ДГТУ в процессе обучения реализуют проект в интересах предприятий-партнеров, — пояснил проректор по учебной работе и подготовке кадров высшей квалификации ДГТУ Алексей Бескопыльный. — Все эти проекты, в свою очередь, уже несут в себе принципы бережливого производства».

В качестве наиболее оптимальной формы сотрудничества с вузами компании называют запуск программ по переобучению сотрудников принципам БП — так ответило 52% опрошенных. О создании центра компетенций по бережливому производству на базе регионального вуза заявило 34% респондентов. 28% компаний хватило бы и новой образовательной программы по БП в региональном вузе (см. таблицу 3).

38-12.jpg

Инвестиции по остаточному принципу

В заключительном блоке вопросов мы постарались узнать о полученных на данный момент от внедрения БП результатах и дальнейших планах. Мы попросили респондентов выбрать наиболее актуальные задачи, которые они поставили перед собой на ближайшие два года в рамках реализации БП. Вариант «дальнейшее совершенствование процессов внутри компании» выбрало 78% опрошенных (см. график 10). Ещё 62% респондентов заявили о действиях по дальнейшему снижению себестоимости продукта или услуг. И только на третьем месте мы видим намерение решать кадровые проблемы (48%), хотя они, по данным опроса, наиболее актуальны для компаний.

38-11.jpg

Мы спросили о том, какие затраты на дальнейшее внедрение БП запланированы у компаний. Подавляющее большинство опрошенных (70%) выбрало ответ «до 2% от выручки». В сумме 28% опрошенных заявили о том, что их затраты на БП находятся в коридоре 3–10% от выручки. Более 10% направлять на эти цели никто не планирует.

Далее мы уточнили у респондентов, а есть ли у них план инвестиций в бережливое производство. Большинство ответивших (42%) заявило, что у них пока нет утверждённого графика, а инвестируют по мере появления возможностей. Почти четверть опрошенных (24%) уже составляют план, но не всегда удаётся реализовывать всё намеченное. 14% компаний заявило, что инвестиционная стадия уже пройдена, а ещё 6% составляют и выдерживают инвестиционный план (см. график 11). Важно, что компании видят в БП потенциал, в который необходимо инвестировать, но финансирование лин-производства пока носит остаточный характер.

38-13.jpg

Между ожиданиями и реальностью пока разрыв

В заключительных вопросах мы попытались собрать итоговое мнение респондентов по внедрению БП: какие результаты принесла эта система их предприятиям. Показательно, что самый популярный ответ на этот вопрос — «внедрение БП заметного практического результата пока не принесло» (38%). Второй по популярности ответ — «Скорее да» (28%). Однозначно говорит о заметном практическом результате 26% респондентов (см. график 12). Рискнём сказать, что для расширения темы этого мало. Если сами компании, которые занимаются внедрением бережливого производства, настолько неуверенно говорят о результате, то что же говорить о тех, кто к ней ещё не приступал? Если регионы в рамках национального проекта надеются втягивать в программу по производительности труда сотни региональных компаний, им придётся научиться тиражировать лучшие практики, показывающие свою эффективность. Иначе в программу придётся тянуть компании насильно, что вряд ли можно считать нормальным — всё-таки в повышении эффективности в первую очередь должны быть заинтересованы сами предприятия.

38-14.jpg

Мы задали респондентам вопрос о том, какой именно практический результат принесло предприятию внедрение системы БП. Самый ожидаемый ответ — сокращение себестоимости продукции и услуг — выбрало лишь 24% респондентов. «Более эффективное управление процессами и командой» — этот вариант ответа оказался наиболее популярным — 44%. Ещё 24% БП дало более эффективное продвижение продукции и услуг. А 28% ещё раз подтвердили, что практических результатов пока нет (см. график 13).

38-15.jpg

Интервью с представителями крупного бизнеса показывают, что в ряде случаев бережливое производство позволило компаниям решить изначальные задачи — повысить производительность труда. По словам начальника отдела по внедрению и развитию производственной системы АО «Шахтинский завод Гидропривод» Андрея Кубича, на пилотном участке производительность труда повысилась на 30%, на 40% сократилось незавершённое производство (НЗП) за счёт оптимизации потока, деления больших партий на малые, проработки наладок.

И в заключении нашего опроса мы хотели выяснить, какой главный результат от внедрения бережливого производства компании ожидают получить в перспективе. Сокращение себестоимости продукции и услуг называют 62% респондентов, 54% рассчитывают на дальнейшее повышение эффективности управления процессами и 48% ждут увеличения продаж (см. график 14). Очевиден немалый разрыв между действительностью и ожиданиями. Пока более или менее получается только улучшать процессы.

38-16.jpg

В нашем опросе участвовало много компаний с успешными примерами внедрения БП. Их опыт показывает, что БП может дать компании больше, чем предполагалось изначально. Кажется, что более глубокое внедрение принципов бережливого производства, а также обмен лучшими практиками реального управления позволят компаниям приблизиться к искомому результату.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...