94 100 13

Южный экспорт примерили на малый бизнес

1114
4 минуты

Малый и средний бизнес должен активней включаться в процесс внешнеэкономической деятельности, считает федеральный центр. Сегодня для этого складываются наиболее благоприятные условия

Южный экспорт примерили на малый бизнес

Поделиться
По итогам 2016 года объём экспорта Ростовской области составил 5,5 млн долларов, рост — более 15%. По этому показателю Дон вошёл в топ-10 регионов России. Правда, хорошая динамика и высокие показатели стали возможны в основном благодаря активности двух компаний: поставщика сельхозпродукции ТД «РИФ» и производителя техники «Ростсельмаш», для которого экспорт — «ключевая точка роста». В целом успехи региона в сфере ВЭД пока не являются результатам системной работы: её ещё предстоит научиться вести. К такому выводу пришли специалисты аналитического центра «Эксперт ЮГ», проведя анкетирование экспортёров. Результаты исследования были представлены в спецвыпуске журнала «Эксперт ЮГ» накануне конференции «Юг России на глобальных рынках: возможности и успешные практики», состоявшейся в Ростове-на-Дону. Мероприятие, организатором которого выступил аналитический центр «Эксперт ЮГ», проходило в рамках V международной конференции «ВЭД как фактор эффективного развития малых и средних предприятий в субъектах РФ».

Проблемы южного экспорта

Малые и средние производители ЮФО — база для развития экспортного потенциала России. Например, ООО «ПКФ “Маяк”», поставляющее свои нут, горох, чечевицу и просо в ближнее и дальнее зарубежье. Или ООО «Бонум», которое выпускает полуприцепы для перевозки опасных грузов, пользующиеся спросом в России и СНГ: ростовская компания входит в пятёрку крупнейших производителей, их доля на рынке — 10%.

Этот список можно продолжать. Несмотря на прозвучавшую в рамках конференции цифру в 50-60 предприятий (в основном из сегмента среднего бизнеса), история их успеха не воспринимается как массовая. Об удачах большинства этих компаний, кроме их владельцев, контрагентов и госструктур, никто не знает. Отсюда вывод: малые предприятия пока плохо понимают, как надо работать на внешних рынках.

«С малыми предприятиями очень сложно говорить на одном языке, потому что им не хватает компетенций, — признаёт руководитель регионального подразделения АО “Российский экспортный центр” (РЭЦ) Владислав Есин. — У них нет специально обученных кадров. Если в крупных компаниях ВЭД занимаются целые отделы, то в небольших — директор или бухгалтер». Также представители МСП не работают за пределами России и СНГ, так как не понимают особенностей валютного законодательства, в котором «предусмотрены штрафы и ответственность вплоть до уголовной», а нанимать юриста, который « в теме», дорого. В-третьих, на юге России малый бизнес слабо информирован о государственных мерах стимулирования экспорта, возможностях институтов поддержки и успешном опыте малых предприятий на ниве ВЭД.

Выход для МСБ

Решение проблем с экспортом для МСБ возможно по трём основным направлениям: обучение потенциальных экспортёров (образовательная программа РЭЦ), консалтинг (в области банкинга и ВЭД), помощь в продвижении товаров (субсидии на финансирование части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции на внешние рынки).

«Сегодня роль банков меняется: они перестают быть для клиентов только продавцами продуктов и услуг, а всё чаще выступают в качестве консультантов и финансовых советников, — говорит директор Ростовской региональной дирекции банка “Кубань Кредит” Яна Гамалей. — Для наших клиентов, участников ВЭД, важны не столько стоимость услуг и размер комиссии, сколько возможность быстро получать грамотные и чёткие ответы по целому кругу вопросов: проведение операций, проверка надёжности контрагентов, предоставление гарантий, возможность работы с МСП Банком, агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), другими институтами. Мы позиционируем банк как структуру, которая предоставляет экспортёрам и импортёрам весь спектр консультаций по ВЭД».

«Мы обратили внимание, что экспортные амбиции мелких предпринимателей ограничиваются только рынками СНГ, а на развитых глобальных рынках этих предприятий нет, — говорит управляющий розничным бизнесом ВТБ в Ростовской области Владимир Стрельников. — Наша задача — помогать предпринимателям расти и развиваться. Мы готовы разъяснять тонкости (в том числе и законодательные), сопровождать паспорта сделок, разбираться в ситуации, которая складывается вокруг клиента на новых рынках. За год у нас увеличилась база экспортёров и примерно на треть объемы внешнеторговых сделок».

«Конечно, продвижение, популяризация товаров — это задача самой компании-производителя, — уверен Владислав Есин. — Но и мы, безусловно, помогаем. Есть проект Made in Russia. Это — каталог российской продукции. Участие в нём позволяет экспортёрам размещать на страницах необходимую информацию. Каталог печатаем на государственные деньги и распространяем на зарубежных выставках».

За помощь в организации и проведении мероприятия Аналитический центр «Эксперт ЮГ» благодарит своего стратегического спонсора ПАО ВТБ и банк «Кубань Кредит», выступивший в качестве партнёра конференции.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1