93 100 13

Здесь будет город-парк

900
9 минут

Проект «Линейный парк Карасуны», реализуемый движением «Помоги городу» при поддержке Общественного совета по развитию городской среды при главе Краснодара и представленный на форуме «Сообщество», получил поддержку фонда «Перспектива», а его последовательная реализация начала приносить первые ощутимые плоды

Здесь будет город-парк

Поделиться

По мнению руководителя общественного совета и одного из лидеров движения «Помоги городу» Елены Шуваловой, проект может стать знаковым, поскольку укажет возможные решения по повышению качества жизни в городе. Чтобы перспективный и амбициозный проект по созданию линейного парка, объединяющего весь город, стал реальностью, необходимы совместные усилия всех представителей городского сообщества.

Круг заинтересованных

— Что представляет собой Общественный совет по развитию городской среды, который вы возглавляете? Как он появился?

— Общественный совет по развитию городской среды на общественных началах при главе администрации Краснодара фактически появился в «Ночь музеев» в 2014 году, когда в этот день у нас в городе вырубили деревья на улице Красной. Для многих людей с активной позицией это было последней точкой, толчком к тому, чтобы объединиться. Григорий Корнев, один из лидеров общественного движения «Городские решения», сделал тогда очень важную вещь — он выложил в сетях соответствующие обращения на имя мэра и первого заместителя губернатора. Даже очень занятым людям было просто подписать это письмо, нужно было только указать своё имя и электронную почту. Это занимало буквально пять секунд и в то же время позволяло высказать свою гражданскую позицию. Собственно, так сделала и я, а затем этих активных людей пригласили на встречу с главой города Владимиром Евлановым.

На этой встрече мы высказывали многое, чем были недовольны горожане, начали это обсуждать. Мы заявили, что нужно создать экспертный совет, который позволит услышать горожан. В ответ нам сказали: «Давайте, создавайте». И мы его создали. Мы начали собираться, приглашать тех, кто участвовал в той первой знаковой встрече, и тех, кто участвовал в жизни города. Когда мы создавали совет, то ориентировались на заинтересованность людей и их компетенции. В итоге получился единственный, по-моему, общественный совет в России, в котором нет ни одного чиновника.

— И какими были первые шаги совета?

Мы создали ряд комитетов и начали работать по нескольким направлениям: инфраструктуры, маркетинга и брендинга города, архитектуры, ландшафтной архитектуры, защиты исторического центра города, экологии и защиты насаждений. Мы позиционируем себя как площадку для поддержки инициатив горожан. Нас очень хорошо поддерживают местные СМИ, нас видит власть, с нами разговаривают. Эффективности пока не хватает, но по многим вопросам есть поддержка и есть результат. Работа совета охватывает все сферы, связанные с развитием города. В совете работают люди, которые постоянно ведут работу по этим направлениям и отдают этому своё свободное время. Ведь все мы либо занимаемся собственным бизнесом, либо работаем, так что это дополнительная нагрузка для всех нас.

— А как появился проект линейного парка «Карасуны»? Как он связан с работой общественного совета?

Появление этого проекта связано с общественным движением «Городские решения», они более двух лет на волонтёрских началах создавали проект арт-парка «Карасуны», который должен объединить 16 озёр Краснодара в линейный парк. Они — несколько архитекторов и картографов — создавали и развивали этот проект самостоятельно. Но, по сути, это была концепция проекта, а не проект, и в определённый момент её развитие остановилось. И тогда к проекту подключились мы.

Работа «в поле»

— И после этого концепция стала проектом?

Людей нам не дали — понятно, что соответствующие департаменты и так перегружены. Денег тоже, конечно же, не дали. Откуда городу взять такие деньги? Естественно, что нам это не нравилось. Мы ожидали, что с поддержкой на уровне мэра проект начнёт двигаться. Тем временем на Карасунах продолжали вести застройку. Местные жители по этому поводу стали устраивать митинги, обращаться в различные инстанции. Получилось, что все мы сошлись в одной точке: город готов, общественность готова… Только непонятно, кому и как это делать, потому что ни временны́х, ни финансовых, ни экспертных ресурсов попросту нет.

К этому моменту Общественный совет по развитию городской среды пришёл к определённому пониманию того, как устроено взаимодействие внутри города. Мы поняли, что роль гражданских активистов в развитии города может быть выше, и стали думать, как это сделать. Мы пришли к выводу, что правильнее будет привлечь самих горожан к обустройству пространства Карасунов. Это позволит местным жителям заявить своё право на эту землю при появлении застройщиков. Ведь то, что строится на этих территориях, возводится вопреки всем законам, действующим на территории Российской Федерации, Краснодарского края и Краснодара. Но если застройщик уже возвёл два-три этажа, он купит всех судей и всех прокуроров, и никакие митинги, к сожалению, здесь уже не помогут. А вот когда строительство находилось на начальной стадии, нам удавалось добиваться отзыва разрешения на него. Писать письма, бить тревогу нужно на ранней стадии, когда в парках только начинают стоить заборы и вырубать деревья. Тогда ещё не так велики инвестиции застройщика, чтобы его нельзя было остановить. И мы, воодушевлённые этой практикой, подумали о том, что если горожане начнут обустраивать территории, наблюдать за их состоянием и своевременно подавать сигналы, то мы сможем сдвинуть проект с места. И мы начали организовывать эти арт-субботники. Это мероприятия, на которые мы приглашаем творческих ребят, архитекторов, студентов, чиновников, активных горожан.

— Как это работает? Как вы привлекаете всех этих людей к участию в арт-субботнике?

Сначала мы создаём оргкомитет, задачей которого является привлечение как можно большего числа жителей, которые обитают рядом с выбранным объектом. Это нужно для того, чтобы они могли и в дальнейшем активно продолжать ухаживать за территорией. Если нет инициативы с мест, то проводить арт-субботник бессмысленно. Мы постоянно перемещаемся по городу и уделяем внимание каждый раз новой точке, находим там активистов, новых людей. Этим активным горожанам мы помогаем методически, организационно, спонсорски, но стараемся быть им только помощниками. Лицом субботника и его инициатором должны быть те люди, которые там живут.

— То есть основной идеей проекта сегодня является сохранение зелёных насаждений города?

«Линейный парк Карасуны» — это сегодня проект, разработкой и продвижением которого мы занимаемся. Это концепция, которая разработана архитекторами и урбанистами, это картинка. А «Арт-Карасуны» — это как раз комплекс действий, который направлен на обустройство Карасунов, привлечение внимания и вовлечение в это максимального количества людей. Благодаря такому подходу у проекта есть шанс выжить, но я понимаю, что если не будет группы, которая станет работать на постоянной основе, мы долго не продержимся. Даже для пуска субботника нужны люди, которые будут иметь больше времени и которые должны получать зарплату, чтобы они могли заниматься только этим проектом. Поэтому, помимо того, чтобы организовать арт-субботники и оставить после себя заинтересованных людей, мы работаем над созданием фонда, постоянных структур, которые позволят нам развивать проект.

Кто сможет

— Как сейчас строятся отношения с местной властью? У вас появилось понимание того, чем муниципальная власть может помочь в реализации проекта?

Вы знаете, я не думаю, что этот проект вообще должны реализовать мы. Это инфраструктурный проект как минимум краевого уровня. Он уникален для всей Российской Федерации, и поэтому наша задача сейчас в том, чтобы понять, как такие сложные проекты по преобразованию общественного пространства могут появляться в городе. Как не просто приукрашивать старые парки, а производить реновацию и создавать новые территории общественных пространств. Это точно не должны делать общественники. Наша задача была — привлечь внимание горожан, средств массовой информации. А для создания большого парка нужно изыскивать средства из государственных программ.

— Тогда кто должен стать основным исполнителем проекта?

Этим должен заниматься муниципалитет. Это область его интересов, они занимаются парками. Возможно, должно появиться государственно-частное партнёрство. Но это точно не частный и не общественный проект. Общественность такой проект не потянет никогда, отдавать его бизнесу нельзя, потому что тогда мы потеряем последние зелёные зоны в городе. С другой стороны, у власти нет ресурсов заниматься этим, у них есть лишь административный ресурс, поэтому в проекте должны участвовать общественные активисты. Здесь может быть интересной тема концессий, которая работает, например, в Ростове-на-Дону. Но нам пока даже на уровне законодательной базы непонятно, как это правильно отрегулировать.

— То есть для полноценного запуска проекту нужно дождаться отладки определённых юридических механизмов?

Мы не будем ждать, пока это произойдёт через 15–20 лет. Уже сейчас у нас есть представление о том, как обращать внимание на определённые площадки и приводить их в порядок с помощью городских служб, горожан, бизнеса, заинтересованного в капитализации этих территорий. Здесь может появляться небольшой локальный бизнес. Например, мы разрабатываем какое-то из озёр и предлагаем его малому бизнесу с тем, чтобы с минимальными вторжениями в естественный ландшафт этих естественных пространств предприниматели в соответствии с общим мастер-планом создавали небольшой бизнес, развивая таким образом территорию. Это могут быть лодочные станции, зоны барбекю, прокат шезлонгов, какие-то интересные площадки для молодёжи. То есть малому бизнесу ставится определённая задача, разрабатываются ландшафтно-архитектурные решения, которым они должны соответствовать. Несоблюдение требований является причиной для расторжения договора.

— Что нужно, чтобы проект вышел на новую ступень развития?

Международный опыт показывает, что только двадцать процентов содержания подобных объектов ложится на муниципалитет, а восемьдесят процентов расходов берут на себя общественные организации, горожане, фонды и так далее. Никогда города не могут самостоятельно содержать большие парки. Здесь нужна помощь горожан, хотя бы их ответственность — не сорить, не вырубать, поддерживать состояние парков. К сожалению, даже здесь мы сталкиваемся с проблемой низкой культуры местных жителей. Когда мы возвращаемся в места проведения субботников, то часто видим, что скамьи поломаны, арт-объекты испорчены, а расчищенные территории снова замусорены.

Важен и вопрос финансирования. Мы подали проект на конкурс, понимая, что нам необходимы средства для реализации наших идей. Сейчас мы создали комитеты, куда вошли люди из департамента архитектуры. Нужно заниматься разработкой мастер-планов, социальным проектированием и так далее. Нам нужно работать с кадастром, и это тоже затратные вещи. Но пока это всё происходит на волонтёрских началах, и поэтому продвигается очень тяжело. Нужно создавать программу, фонд, и первый шаг, который мы в этом направлении сделали, это презентовали наш проект на форуме «Сообщество». Этот проект был отобран для поддержки фондом «Перспектива», но какое-то понимание того, какую поддержку мы получим, появится только в декабре. Не знаю, какой в дальнейшем будет наша судьба, насколько проект окажется интересен, какую он получит поддержку.

Помимо финансовой, нам нужна и образовательная поддержка. Есть вещи, которые мы никогда не делали в большом городе. Тот же мастер-план — это новая для нас технология, этому надо обучать людей. Сейчас, как минимум, нужна рабочая группа, которая будет заниматься только этим проектом, разработает единую программу по созданию линейного парка. И эта программа должна быть, по-моему, краевой, потому что у города на это средств не хватит. Есть масса обоснований, почему парк он должен быть создан. И нужно продолжать его создавать.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1