103 107 14

«Велопортация» инженера Гусева

ЭКСПЕРТ ЮГ №3 2019
1720
9 минут

Как ростовчанин впервые в городе построил бизнес на развитии велокультуры и онлайн-разработках

«Велопортация» инженера Гусева

Поделиться

Бывший инженер и экономист ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» Дмитрий Гусев 10 лет назад решил резко сменить сферу деятельности и посвятить себя любимому делу — велосипедам. Сначала он открыл первый в Ростове велопрокат, а затем развил эту деятельность в нескольких направлениях: из проката выросли велокурьерская служба («Велопортация») и мастерская, а также новый облачный сервис для управления прокатным бизнесом — для таких же, как он, энтузиастов. Сегодня он один из самых опытных игроков на высоконкурентном рынке. Его пример показывает, что стабильный и яркий бизнес может вырасти из любимых увлечений, в том числе и в такой на первый взгляд финансово невыгодной сфере, как развитие городской среды. Желание изменить что-то вокруг себя — мощное «противоядие» против фобий предпринимательства, считает он.

— Что сейчас представляет собой ваш бизнес?

— Сегодня в нём несколько направлений: велопрокат, мастерская, велокурьерская служба, приложение с велосипедными маршрутами и экскурсиями «Веловод» и сервис для работников прокатов. В 2013 году мы оформили и выделили в отдельную историю велосипедную мастерскую «Кусты», а в 2015-2016 годах запустили велокурьерскую службу «Велопортация». Получается, что проекты, которые я запускаю, друг друга дополняют, создают друг другу добавленную ценность. Например, прокат позволяет курьерам пользоваться велосипедами, мастерская делает ремонт для проката и курьеров. Все проекты в разные годы по-разному раскрывались: та же «Велопортация» какое-то время не была прибыльной, но после этого начался рост: у нас появились большие федеральные клиенты. Кроме того, в последние несколько лет актуальной стала автоматизация процесса: сначала мы клиентов проката записывали просто на бумаге, потом вели таблицы, но всё это было очень неудобно для обработки, быстрого анализа ситуации. И я начал работать над созданием мобильного приложения для работников проката. Сейчас это тоже отдельный проект Rent in Hand: мы создали собственный сервис для управления прокатным бизнесом, им пользуется уже более 200 прокатов в разных городах России. Теперь мы на этот пример ориентируемся как на один из флагманских. Есть ещё один проект: мы узнали, что в Ростове запускается Южный IT-парк, захотели стать его резидентами, нужна была клёвая идея. Мы предложили приложение с маршрутами и экскурсиями на велосипедах, попали в первый набор. Но у него сложная экономика. Думаю, этим летом «Веловод» получит новое дыхание. Точкой роста я сейчас считаю наши ИТ-наработки, в частности, «Веловод» и сервис для работников проката Rent in Hand — это универсальное средство для проката, по сути, любого инвентаря.

— Какие у вашего бизнеса показатели по выручке?

— Если говорить о годовом показателе, то это три-четыре миллиона рублей. Выручка стабильна в последние три года. По «Велопортации» объёмы на уровне примерно двух миллионов рублей. Мастерская пока только вышла на самоокупаемость.

— В какой конкурентной среде вы работаете?

— Сейчас открывается много прокатов, будет развиваться сам подход — шеринг-экономика, переход из парадигмы обладания в парадигму пользования в аренду. Это показывает, например, опыт каршеринга, который сейчас начал развиваться в Ростове. Аренда недвижимости — это тоже своего рода шеринг-экономика, тоже прокат, только недвижимого имущества. Конкурентная среда в моём бизнесе, конечно, вносит свои корректировки. Сейчас все могут найти себе нишу в прокате велосипедов, но многие не до конца понимают все подводные камни, сложности. Порог входа в бизнес достаточно низкий, но, как правило, на этом рынке большая сменяемость. У меня было много поводов всё прекратить, были большие трудности, многие бы на моём месте закончили это. Мне всё-таки кажется, что бизнес — это не только и не столько про деньги, сколько про веру, про идею, про борьбу с собой. Деньги, конечно, имеют значение, но это не самоцель и далеко не миссия. Если бизнес строится только на деньгах, то, как правило, это не доставляет удовольствия или не работает так, как надо.

— А развитие велокультуры в городе подталкивает к развитию вашего бизнеса?

— Скорее, мы её подталкиваем. Мы разрабатываем проекты велодорожек, проводим велопарады. Вечный вопрос: что должно появиться раньше — критическая масса велосипедистов или инфраструктура? Я думаю, что критическая масса у нас уже набрана, и мы это пытаемся демонстрировать. Я вижу, что наш город обладает огромным потенциалом, и он станет велосипедным.

— Как начинался ваш бизнес? Почему вы задумались над тем, чтобы открыть свое дело?

— Начиналось всё в 2009 году с мысли о прокате велосипедов. Я тогда сначала занимался рекламой, потом работал в управлении железной дороги. У меня появился один велосипед, друзья взяли его у меня покататься и долго не возвращали. Тогда я предложил им кататься вместе — взять велики напрокат, а мне вернуть мой. Но, как оказалось, в Ростове проката не было. Так и появилась идея бизнеса; позже я понял, что именно такой подход — правильный, потому что была проблема, которую надо было решать. Я решил попробовать, мне было это в кайф. Я зарегистрировал адрес сайта, сделал там простую «заглушку» с номером телефона, купил на свои небольшие сбережения два велика и багажник на машину. Затем дал объявление на «Авито». Как только опубликовал его, у меня сразу появился первый клиент — буквально в течение 15 минут. Первое лето я сам доставлял велосипеды. Объёмы были не такие уж большие, на зиму я ушёл работать в управление железной дороги, уже потом у меня начала собираться команда. Деньги, которые я зарабатывал, вкладывал в прокат. Через несколько сезонов я смог хорошенько пополнить парк велосипедов и вый­ти уже на серьёзный уровень. Но к тому моменту начали появляться и другие прокаты, поэтому мы решили расти не только в прокатном направлении, а в разных направлениях велобизнеса в целом.

— Что стало определяющим для вас, когда вы принимали решение, открывать или не открывать свой бизнес?

— Я как сейчас помню то состояние — такое воодушевление: мне хотелось это сделать, дать людям такую возможность — классно проводить время на велосипеде. Я, конечно, сделал предварительные расчёты, но я всё-таки сторонник того, что любые предварительные расчёты нужны и важны, но с реальностью они не совпадают. По крайней мере, в моём случае. Не было чёткого бизнес-плана, большого анализа — всё это пришло позже, с развитием проекта.

— Сколько вы вложили в проект на начальном этапе?

— Первое вложение — 20 тысяч рублей. Потом уже я вложил порядка 10 тысяч долларов — это были мои средства и моей семьи, которая поверила в меня и помогла. Эти деньги быстро окупились и вернулись.

— Какие страхи были у вас на начальном этапе?

— Вначале не пугает ничего, а вот дальше — уже да, когда у тебя есть что терять, когда другие масштабы и объёмы. С другой стороны, неправильно — быть абсолютно бесстрашным, не смотреть по сторонам. Но этот страх — он не сковывающий. Есть страх парализующий, когда ты боишься и ничего не делаешь. А страх, который был на начальном пути в бизнесе, наоборот, — толкает вперёд, помогает двигаться дальше.

— Как у вас формировался образ предпринимателя? Как менялись представления о бизнесе в процессе работы?

— Я не уверен, что образ предпринимателя у меня уже сформировался. Я думаю, здесь есть какая-то основа, которая уже обрастает со временем дополнениями. В моём случае основа — это желание что-то изменить и улучшить. Предприниматель — это тот, кто предпринимает какие-то действия для улучшения существования себя и мира. Конечно, представление о бизнесе меняется со временем: когда я только начинал, например, в моём кармане было больше денег, чем сейчас, потому что сейчас у меня куча ответственности, куча трат. Но я это делаю осознанно. Когда твой бизнес становится больше, начинаешь задумываться о тех вещах, о которых раньше не думал, — например, о мотивации сотрудников, корпоративной культуре, социальной ответственности, инвестировании в развитие и многом другом.

— Каждый человек при определённых условиях может стать предпринимателем?

— Не у всех это может получиться, но попробовать может каждый. Каждый человек, который готов на какие-то изменения в своей жизни, — он уже в каком-то смысле предприниматель. Ну, и молодёжь сейчас меняется, в моей компании много молодых сотрудников — 20-21 год. Мне кажется, они больше на лайте. Для них и образ предпринимателя уже будет другой, от них другого будет требовать. Например, когда я начинал, бизнес требовал обязательного присутствия в каком-то месте: я не представлял, что ты можешь вести бизнес и полгода где-то находиться возле океана.

— К вам обращаются за советами, как начать свой бизнес? Что больше всего, на ваш взгляд, отпугивает людей от занятия предпринимательством?

— Многие обращались, но никто практически ничего не сделал, потому что не было самого главного — воодушевления, энтузиазма, желания. А когда это всё есть, ты ни у кого не будешь ничего спрашивать, ты будешь пробовать, набивать шишки. Я говорю сейчас только о своём опыте. Я не отрицаю, что у начинающих предпринимателей могут быть наставники, менторы — это хорошо, но не думаю, что они должны давать советы конкретно по твоему бизнесу. Когда я начинал, повесил рекламу на машину — «Прокат велосипедов». На меня показывали пальцем и смеялись — кому нужны велосипеды в Ростове? Меня это только раззадорило, и я ни у кого ничего особо не спрашивал.

— Играют ли роль внешние факторы — нормативная база, налоговое законодательство — в принятии решения о начале своего дела?

— Играют, конечно. Многие руководители сами вникают во все бухгалтерские обязанности, например, но если для кого-то это проблема, можно передать эти функции на аутсорсинг. Я так сделал и очень доволен.

— Что тогда самое сложное на пути к своему бизнесу?

— Найти идею, которая будет заряжать, и не сдаваться в процессе её реализации.

— Как предпринимателей сейчас воспринимают в обществе, на ваш взгляд?

— Я не думаю, что негативно. Да сейчас каждый второй — предприниматель, по крайней мере, в моём круге общения. Я вижу, как на федеральном уровне сейчас идёт работа над вовлечением в предпринимательство. Когда я начинал, такого не было. Сейчас есть куча возможность — субсидии, поддержка. С другой стороны, не каждый может и должен быть лидером, бизнесменом. Кто-то же должен работать в качестве наёмных сотрудников, многим это нравится, и у них это отлично получается. Предпринимателем нужно становиться только тогда, когда чувствуешь, что по-другому не можешь.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1