Сегодня, 21 мая, Аналитический центр «Эксперт Юг» при поддержке «Альфа-Банка», компании «Манго Телеком», экспортной компании «Агро Зерно Юг» (входит в ГК «Астра Альянс») провели онлайн-конференцию «Экспорт в МСП: новая реальность».
В обсуждении приняли участие представители власти, государственных структур и бизнеса, в частности, начальник управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Ростовской области Елена Федотова, директор АНО «Центр поддержки экспорта» Ростовской области Евгения Гавриленко, руководитель ростовского представительства Российского экспортного центра Александр Санеев, руководитель направления ВЭД Альфа-Банка Юлия Зуйкова, генеральный директор ООО УК «Бирс», член экспортного Совета при губернаторе Ростовской области Игорь Бирзула, вице-президент компании «Астра Альянс» Аким Талибов, генеральный директор «Ростагросервис» Олег Ной, генеральный директор «Бестэк-Инжиниринг» Максим Лемешевский, генеральный директор «СиВижнЛаб» Александр Гончаров, генеральный директор Umbrella IT Станислав Мешков и другие.
Основные вопросы конференции: что сегодня происходит на ключевых экспортных направлениях рынка? Какие дополнительные возможности для компаний-экспортеров открывает кризис? Как нужно корректировать систему поддержки компаний-экспортеров в текущих условиях? Какие вызовы для руководителей средних и малых предприятий в экспортной сфере сегодня основные?
Дискуссию открыл модератор конференции, генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг» Владимир Козлов:
«Сейчас начались изменения, которые мало кого не затронули, – сказал он. – Больше всего путает тот факт, что тенденции и факторы, которые влияют на экспортную деятельность, слишком разнонаправлены: с одной стороны, экспортеры выигрывают от ослабления российской валюты, с другой стороны – ситуация на зарубежных рынках показывает снижение спроса. Также есть сегменты, которые показывают внушительный рост на фоне резкого снижения остальных. Конференция посвящена диагностике текущего состояния внешних рынков руководителями компаний-экспортеров, а также поиску возможностей для развития в текущих условиях».
По оперативным данным Южного Таможенного Управления, которые представила Елена Федотова, экспорт в I квартале 2020 года снизился на 18,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Снижение объемов экспорта отмечается по таким товарным группам, как минеральные продукты, металлы и изделия из них, оборудование, транспортные средства. При этом стоимостный объем экспорта потребительских товаров и сельхозяйственного сырья остается на том же уровне и показывает рост на 1,5%:
«В мире отмечается сдвиг спроса на потребительскую продукцию, растет спрос на всю линейку продовольственных товаров, – говорит Елена Федотова, – в первую очередь, это зерновые, корма, растительные масла, семена. На втором месте – средства индивидуальной защиты – антисептики, перчатки. Также показывает рост легкая промышленность – производство масок, перчаток, бахил, многие предприятия уже переориентировались. Меняется и парадигма экспортно-импортных отношений: все переходит в онлайн, а рынки выходят на глобальный уровень. На данный момент вся работа направлена на цифровизацию экспортной деятельности в целом».
Данные Альфа-Банка по отраслевым объемам также подтверждают рост продовольственных товаров и химической промышленности:
«Если сравнивать показатели товарооборота в стоимостном выражении, то в первом квартале 2019 года Южный Федеральный округ показывал 6,3 млрд долларов, в первом квартале 2020 года – 5,2 млрд долларов, – говорит Юлия Зуйкова. – При этом продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье в первом квартале 2020 года показали прирост на 170 млн долларов, химическая промышленность показала прирост прибавила 18 млн, немного подрос экспорт текстиля (3,6 млн долларов). Больше всего округ потерял на экспорте топлива».
Александр Санеев подтвердил необходимость перевода деятельности в цифровую реальность:
«Нам приходится менять формат работ по продвижению товаров на зарубежные рынки и переводить бизнес-миссии в онлайн-форматы. В этот период сам «РЭЦ» очень активно включил в работу свою зарубежную сеть для проработки географии для тех компаний, у которых действующие контакты прекращены по причинам, связанным с распространением вируса».
Необходимость в поиске новых партнеров за рубежом и перевод в онлайн-режим отметила и Евгения Гавриленко:
«Естественно, мы переформатируем деятельность на дистанционную работу и направим средства на дистанционный поиск покупателей и партнеров. Также будет максимальное внимание онлайн-площадкам. Компании меняются, перестраивают свою работу, кто не успел, тот в выигрыше. Кто не успевает, тот не успевает», – заключила она.
Запись онлайн-конференции будет опубликована на нашем Youtube-канале и на сайте expertsouth.ru