Ваш город: ,
91 101 12

Преодоление «Долины смерти проектов», контракты жизненного цикла и управление инновациями: PRO//Инструменты инновационного развития

632
4 минуты
Инновации необходимы во всех сферах и на всех стадиях реализации крупных проектов: начиная от фундаментальных исследований и заканчивая конкретными разработками, которые повышают комфорт и безопасность поездки. Но для этого проект должен пройти 9 стадий готовности продукта, а это удается далеко не каждому. Для успешной реализации есть два пути: долгий и дорогой или быстрый и экстенсивный. Возможное решение – контракты жизненного цикла в сфере IT и перспективных разработок.

Сергей Кобзев, заместитель генерального директора – главный инженер, ОАО «РЖД»:

- Для дальнейшего развития нам нужно активнее внедрять инновации, но мы столкнулись с рядом сложностей: в большинстве своем работа в этой отрасли не структурирована. Только от изготовления пробного образца до массового внедрения технологии бывает разрыв в 2-3 года. Мы пришли к выводу, что преодолеть эту пропасть можно только создав фонд инновационного и промышленного развития совместно с нашими партнерами – он поможет ускорить внедрение новых разработок, – заявил Сергей Кобзев.

Он объяснил принцип на примере разработки локомотива, работающего на водородном топливе. У РЖД появилась идея такого локомотива, и ей нужно пройти большой путь от разработки до реализации. На этом пути есть множество рисков: государство финансирует только фундаментальные исследования, клиент же готов оплатить лишь этап внедрения технологии. Посередине получается пропасть, которую Сергей Кобзев назвал «Долиной смерти проектов РЖД», так как вопрос финансирования разработки на этих стадиях до конца не решен.

- Мы хотели бы подписать контракт со всеми заинтересованными партнерами: научными, производственными. Нужно распределить риски и усилия так, чтобы было равно комфортно заказчику и производителю, – подчеркнул Сергей Кобзев.

Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам, СПбПУ:

- «Долина смерти проектов» – серьезная проблема. Часто из-за этого проекты ложатся на полку или уходят в другие страны. К тому же, в современном мире наши задачи становятся сложнее, времени на их решения меньше и денег меньше, – отметил Алексей Боровков.

Эксперт предложил еще одно решение проблемы на уровне научно-конструкторских разработок: оцифровать предыдущие наработки по отраслям, чтобы не начинать проекты с чистого листа.

- Можно подписать соглашения с корпорациями, но требуется подготовка специалистов на стороне заказчика, чтобы было, кому передать разработку. Это важно для быстрых побед, чтобы отрасль могла быстро тиражировать успешные решения – поэтому мы предлагаем передавать не только разработку, но и необходимые компетенции, – заключил Алексей Боровков.

Михаил Рожков, технический директор, АО «Трансмашхолдинг»

- Есть хороший вариант: продавать договор поставки будущей вещи. То есть, необходимо делать цифровые двойники изделия и заключать контракты жизненного цикла – только так цифровизация может давать реальную пользу. Любая инновация – высокий риск и большая вероятность прийти к отрицательному результату, – сказал Михаил Рожков.

По этой причине транспортники не стремятся вкладываться в инновации. Со своей стороны, заказчику также некомфортно целиком нести финансовые риски. В этой ситуации может помочь договор поставки будущей вещи, но и здесь есть нюансы.

Александр Зажигалкин, начальник Центра инновационного развития, ОАО «РЖД»

- Имеющийся опыт показывает, что инструмент (аналог контракта жизненного цикла – ред.) не работает там, где эффект будет достигнут через 5-7 лет. Поэтому нужен надлежащий партнер и разделение рисков. Нередко возникает ситуация, перекос, когда в инновационной сфере денег больше, чем хороших структурированных проектов, – отметил Александр Зажигалкин.

Он пояснил, что избыток средств скорее работает в минус, плодятся проекты ради проектов. В этом свете особенно важно создать комфортную среда для инноваторов и проявлять больше внимания к проектам. Александр Зажигалкин подчеркнул, что необходимо давать мотивированные отказы, объяснять, почему конкретная разработка не может быть принята на данном этапе. Тогда у стартапов будет стимул на доработку идеи, в противном случае проекты уйдут к конкурентам.

Павел Ильичев, исполнительный вице-президент по стратегии и финансам, Группа GEFCO:

- Нам важна скорость поиска решений, которые можно внедрить завтра. Как правило, эти решения лежат в сфере цифровизации. Наша система включает три компонента: отслеживание идей, которые могут быть полезны нашему бизнесу, поиск тех, кто может их реализовать и внешняя поддержка, – поделился Павел Ильичев.

Он назвал основные требования к идеям: тестовый период должен составлять 3 месяца, а сумма, необходимая на начальный этап реализации – не более 30 тысяч евро. Если проект не заработает за 3-6 месяцев, то его закрывают, поскольку есть риск прийти к нулевому результату.

- Так мы отобрали 49 идей из 16 стран, из них получилось 15 проектов, 7 дошли до стартапов и 3 были внедрены. Коэффициент 6% успеха. Это неплохо, – заключил Павел Ильичев.

Дмитрий Альпин, управляющий инвестиционным портфелем, АО «РВК»

- РЖД – естественная монополия, с ее ресурсами можно инвестировать в прорывные, базисные инновации, которые коренным образом меняют отрасль. Но достичь успеха получится только кооперацией всей отрасли. Другого решения нет, – объяснил Дмитрий Альпин.

А вот улучшающие инновации, которые не открывают принципиально новых путей, но делают продукт более привлекательным, могут быть разработаны в рамках одной компании, пояснил он.

- Есть гранты, венчурные фонды, различные госпрограммы. То есть инструментов достаточно, денег тоже достаточно: главное все это правильно собрать, заключил Дмитрий Альпин.
0
0
0
0
0