58 56

Развитые страны лидируют благодаря инновациям, которые создаются креативными людьми

741
5 минут
Развитые страны лидируют благодаря инновациям, которые создаются креативными людьми

Поделиться
Ученые обнаружили неизведанный ранее способ развития когнитивных особенностей человека. Более подробно в интервью об этом рассказала кандидат психологических наук, доцент, руководитель Научно-исследовательская лаборатория теории и практики образования и развития лиц с особыми образовательными потребностями Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Людмила Александровна Дикая.

В июле Вы завершили исследование показателей адаптации человека в «Перевёрнутом доме» парка Октябрьской революции Ростова-на-Дону, как Вы будете использовать полученные результаты?

Результаты исследования получат применение в сфере образования; в прикладной психологии для развития личности, психокоррекции и психотерапии; в сфере игровой индустрии.

В образовании полученные результаты будут использованы в ряде учебных дисциплин в вузах по подготовке психологов и педагогов, в сфере дополнительного образования для менеджеров, основателей стартапов, управленческого резерва предприятий, в программах личностного роста, развития личностных ресурсов, когнитивных способностей человека и его творческого потенциала.

Полученные знания могут найти применение в психокоррекции и психотерапии со школьниками, студентами и специалистами различных профессий, например, при проведении психофизиологических тренингов развития внимания; при разработке программ саморегуляции психических и функциональных состояний человека, программ развития когнитивных функций человека - памяти, внимания, мышления; программ оптимизации уровня тревоги и стресса - БОС- тренингов (на основе биообратной связи); в работе с подростками групп риска - склонными к зависимому поведению, с девиантным (отклоняющимся) поведением.

В сфере игровой индустрии компанией КУЛЬТ-СТРОЙ планируется открытие подобных объектов во всех городах России. Результаты исследования будут использованы при их проектировании с пользой для населения.

Почему выход из зоны комфорта провоцирует человека быть более творческим? Можно ли добиться этого же результата, поместив человека в комфортные условия?

Выход из зоны комфорта провоцирует человека к изменениям. Быть творческим - это значит быть способным находить новые решения в изменившейся ситуации.

Креативность нам нужна не всегда. Она помогает нам в тех случаях, когда что-то меняется в нашей жизни или в окружающей нас действительности. Но когда все стабильно мы ведем себя привычным способом. И даже когда ситуация изменилась, мы сначала продолжаем действовать так, как действовали раньше. Но это не помогает нам найти решение в новой ситуации. Чтобы преодолеть эти барьеры и начать действовать по-новому, необходимо изменить что-то в себе, выйти из «зоны комфорта».

В свое время Марсель Пруст писал: «Магия открытия заключается не в обнаружении новых ландшафтов, а в приобретении новых глаз». Вот в «Перевернутом доме» как раз есть такая возможность взглянуть на знакомые вещи с нового ракурса, новыми глазами. Это дает возможность получить толчок, повысить мотивацию к поиску нового решения, к созданию нового.

В комфортных условиях тоже можно найти новое решение задачи или ситуации. Но это произойдет только в том случае, если человек уже давно «вынашивает» идею. Например, открытие системы периодических элементов Д.И. Менделеевым произошло во сне. Известны также случаи открытия научных законов Архимедом в ванной, Ньютоном под яблоней. Когда у человека уже есть идеи, но решение пока не найдено, пребывание в спокойном состоянии помогает их переструктурировать и сделать открытие для себя или для всего человечества. Однако если нам нужен толчок к изменениям, выход из зоны комфорта необходим.

Какие способы повышения креативности Вы можете порекомендовать родителям школьников?

Таких способов много. Существуют тренинги развития креативности. Разработаны специальные приемы, описанные, Эдвардом Де Боно, Альтшуллером, Д.Б. Богоявленской и др.

Например, столкнувшись с ситуацией, из которой Вы не знаете выхода, попробуйте посмотреть на нее глазами авторитетного для Вас человека или любимого персонажа книги или фильма. Как бы он поступил на Вашем месте? Или попробуйте сделать структурный анализ этой ситуации или задачи - разделить ее на элементы. Какие из них можно использовать для дельнейшего решения?

Еще одна рекомендация – используйте знания об особенностях творческого процесса. Например, Ваш ребенок долго не может решить школьную задачу. Или Вы не можете найти выход из сложной жизненной ситуации. Попробуйте не зацикливаться на ней, отвлечься и подумать о чем-то другом или даже заняться другим делом. Наше подсознание само продолжит работу над ее решением, которое может прийти в самый неожиданный момент, когда мы моем посуду, например, или катаемся на велосипеде.

Как и где человек может применить свой креативный ресурс?

Креативный ресурс можно применить не только там, где его необходимость очевидна, например, в сфере искусства, дизайна, изобретательства, науки. Он необходим и в обычной жизни – когда нужно решить какую-то задачу или проблему, способа решения которой у человека нет, или когда известные способы решения не могут быть применимы из-за изменившихся условий. Поскольку наш мир сейчас меняется чрезвычайно быстро, креативность становится необходимой практически постоянно.

Существуют ли возрастные пределы для развития креативности?

Если на развитие интеллекта большое влияние оказывают генетические факторы, то на развитие креативности влияют, прежде всего, факторы среды. Поэтому развитие креативности возможно в любом возрасте, причем оно взаимосвязано с развитием мозга.

В возрастном аспекте выделяют «наивную» и «культурную» креативность. «Наивная» или детская креативность — это естественное поведение ребенка при отсутствии стереотипов. У ребенка нет внутренних запретов, и он проявляет себя спонтанно. Однако опыт его еще не достаточен для новых открытий. У взрослого человека опыт больше, но усвоение им социальных норм сопровождается снижением креативности, так как появляются барьеры для ее развития. Взрослым присуща «культурная» креативность. Для развития креативности ребенку необходим новый опыт, а взрослому – преодоление стереотипов и барьеров.