60 61

Региональные экономики – ключ к развитию России

316
5 минут
Региональные экономики – ключ к развитию России

Поделиться

В рамках V Промышленного форума состоялось расширенное заседание Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике на тему: «Вопросы развития институтов и инструментов региональных финансовых систем».

V Промышленный форум прошел 7 ноября в Ростове-на-Дону. Его организовали: ТПП РФ, Правительство Ростовской области, Администрация города Ростова-на-Дону,  ТПП Ростовской области, при содействии генерального партнера   - ПАО «Промсвязьбанк.

В Промышленном форуме  приняли участие  свыше 400 предпринимателей, среди которых как представители малых и средних промышленных компаний, так и представители флагманов донской промышленности (Роствертол, НЭВЗ, Ростсельмаш, Ростовский водоканал и др). 

Совет ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике  прошел на одной из восьми дискуссионных площадок в рамках деловой программы Форума. Его участники обсудили  вопросы развития институтов и инструментов региональных финансовых систем.

Открыл мероприятие вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. Он сообщил, что Совет был задуман как площадка для диалога промышленников и финансистов.  Проведение выездного заседания Совета в рамках V-го ростовского Промышленного форума - это возможность распространить данный диалог и в регионах.

Первым выступил Владимир Гамза, который является председателем Совета. Главным, по его мнению, тормозом развития промышленности в стране является неэффективная финансово-кредитная политика.

 «У нас государство изымает более  40%  от всех платежей, поступающих в консолидированный бюджет, в Китае - 21%, в США - 32%».  В этом мы сильно проигрываем развивающимся и развитым странам»,  - объясняет докладчик.  Примерно 2/3 ВВП, изымаемого государством из экономики, поступает в федеральный бюджет, остальное распределяется по регионам и муниципалитетам. Такое распределение доходов плохо увязывается с федерализацией, что приводит к постоянному финансовому голоду регионов. Ведь даже в 2018 году, когда в связи с ужесточением налогового администрирования поступления от налога на добавленную стоимость и  налога на прибыль значительно выросли, то меньше всего этот денежный дождь ощутили субъекты РФ.  По отношению к ВВП рост федерального бюджета превысил рост сводного регионального бюджета.  При этом полный профицит сложился на уровне  3 трлн руб.,  что составляет четверть  полного бюджета регионов.

При такой структуре налоговых поступлений регионам остается рассчитывать только на привлечение средств на финансовом рынке. Но и тут наблюдается та же картина.  Практически все банковские активы сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге (93%). В них находится  86,8 трлн. руб., при этом 61% всех банковских активов - это пятерка госбанков.  в то время как в регионах  всего  6,1 трлн руб. (7%).  По словам Владимира Гамзы, в  17 субъектах РФ  нет никаких  региональных банков вовсе, а  в 22 субъектах - не более одного. 

В Ростовской области  работает крепкий региональный банк «Центр-Инвест», что выгодно отличает регион от многих других, уверен докладчик.  Вместе с тем даже при наличии такого регионального игрока  промышленные предприятия испытывают финансовый голод. Причин несколько.  Во-первых, банковский сектор в целом неохотно инвестирует в  реальный сектор экономики. В 2018 году кредиты МСП составили 4,2 трлн руб.,  это всего -  4,1%  ВВП.  В это же время кредиты физическим лицам выросли на 21%  и составили  14,9 трлн руб., что равняется 14.4% ВВП.

Эти цифры наглядно демонстрируют приоритеты банковского кредитования.  Важно отметить, что в структуре инвестиций банковские кредиты составляют всего   11.2%.   При этом почти половина из них  - это кредиты банков с иностранным участием.  Другими словами, «гора родила мышь», - резюмирует Владимир Гамза, - ведь в России банковские активы составляют 90% всей финансовой системы. На долю всех остальных, вместе взятых участников рынка (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и так далее) приходится лишь 10%.

В России банки – это лишь кредитно-депозитные учреждения. Фактически им запрещено заниматься прямыми инвестициями. Поэтому они не осуществляют сколь-либо значимых инвестиций в экономику.

«Беда в том, что у нас просто нет  инвестиционных учреждений как класса»,  - сетует Владимир Гамза и добавляет: «…исключением является ВЭБ».  В  то время как в мировой практике  существуют специализированные институты развития – инвестиционные банки, которые также формируют «длинные» деньги.

Вместе с тем, по оценке эксперта, Правительство хоть и медленно, но делает шаги навстречу. С 1 января 2020 г.  вступят в силу поправки в законодательство о ценных бумагах.  Все ценные бумаги станут бездокументарными. За регистрацией выпуска акций при учреждении акционерного общества можно будет обратиться к регистратору (вместо Банка России). Еще эмитентам не придется передавать в Банк России уведомления об итогах выпуска ценных бумаг. Их будет отправлять регистратор или депозитарий. Изменения законодательства на рынке ценных бумаг носят революционных характер, считает Владимир Гамза.  Они дадут бизнесу дополнительный инструмент для привлечения средств.

Еще одним нововведением  будущего года станет Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он предлагает решения, связанные с развитием альтернативного источника коллективного финансирования (краудфандинга и краудинвестинга)". Определены три способа инвестирования в проекты:  займы, покупка эмисионных ценных бумаг, покупка утилитарных цифровых прав. По сути оператором инвестиционной платформы может выступать малый и средний бизнес, а не банк с лицензией, проф.участник или сама биржа.  Этот закон также должен способствовать росту инвестиций в реальный сектор.  По мнению Владимира Гамзы,  сегодня можно констатировать  значительное недофинансирование бизнеса. Объем инвестиций в промышленность можно увеличить как минимум втрое, - уверен эксперт.