![Адыгейский сыр и Новороссийский цемент: для чего регионы Юга регистрируют свои бренды в реестре Роспатента Адыгейский сыр и Новороссийский цемент: для чего регионы Юга регистрируют свои бренды в реестре Роспатента](/upload/iblock/c9c/c9c1c42352466c626df3eadeccdbc0c7.jpg)
Фестиваль Адыгейского сыра. // Фото: соцсети ОАО Молочный завод «Гиагинский»
Поделиться
В случае с Роспатентом, как оказалось, речь идет о перечне субъектов РФ, для региональных товаров которых зарегистрированы географические указания (ГУ) и наименования мест происхождения товаров (НМПТ).
«Эксперт Юг» разбирался, что дает регионам регистрация местных брендов в реестре Роспатента, кто может зарегистрировать свой продукт и как это можно сделать.
Кубанская клубника, астраханская икра и Кисловодский фарфор
Ранее Глава Роспатента Юрий Зубов отмечал на встрече с журналистами, что региональные бренды стоит воспринимать как эффективный инструмент продвижения субъектов для привлечения в них инвестиций. При этом уникальные местные продукты могут стать поводом для организации гастрономических туров по все стране.Если говорить о южных регионах, то наиболее активно в этом направлении работают Краснодарский край, Астраханская область, Адыгея и Ставрополье. Они зарегистрировали не только аутентичные продукты, но и посуду, пуховые изделия и даже верблюдов.
Так, Кубань, которая стала одним из лидеров по числу зарегистрированных брендов в стране (27 географических указаний и НМПТ), запатентовала минеральные воды, чай, ранний картофель, клубнику, а также географические указания: Новороссийский цемент, Кубань. Таманский полуостров, Кубань. Новороссийск, Кубань. Геленджик и т.д.
![сеемикаракорская керамика.jpg сеемикаракорская керамика.jpg](/upload/medialibrary/44d/44dd0f57bcd2045111c1605f8ae50509.jpg)
Поделиться
Семикаракорская керамика — единственный народный художественный промысел в Ростовской области. // Фото: семикаракорская-керамика.рф
Астраханцы зарегистрировали арбузы, томаты, воблу, осетровую икру и верблюдов; Адыгея — сыр, лимонад, пиво, водку и соль; Северная Осетия — Кармадон, национальные костюмы и кукол. Ставропольский край помимо большого перечня минеральных вод запатентовал Кисловодский фарфор, Пятигорское мороженое и растительное масло. От Ростовской области в реестре пока представлена только Семикаракорская керамика.
На эту тему
Как раки стали символом Ростова
![](https://expertsouth.ru/upload/resize_cache/webp/upload/iblock/fdf/fdf0720abd7a08ec3e5526f47203678d.webp)
Поделиться
По словам патентного поверенного, судебного эксперта, управляющего партнера и гендиректора патентного бюро «Бизнес Стиль» Анны Комаровой, региональные власти играют ключевую роль в продвижении практики регистрации географических указаний и наименований мест происхождения товаров.
«Ярким примером успешного участия властей можно назвать Республику Крым, которая сделала значительный рывок в этом направлении после того, как Роспатент провел на ее территории специальное мероприятие, посвященное важности ГУ и НМПТ. Этот форум получил широкую поддержку со стороны местных властей и бизнеса, что привело к значительному росту количества поданных заявок на регистрацию географических указаний, — комментирует эксперт. — Ростовская область могла бы использовать этот опыт, организовав подобные мероприятия и предоставив предпринимателям методическую и финансовую поддержку для регистрации своих товаров. Это особенно актуально для производителей сельхозпродукции, виноделия, рыбных и мясных изделий, а также ремесленных товаров, которые имеют устойчивую связь с географией региона».
Коллективный маркетинг, гастрономические сувениры и новые турпродукты
При этом резонно возникает вопрос: что дает региональным производителям получение таких патентов на самом деле и стоит ли субъектам вступать в эту гонку, чтобы успеть запатентовать местный продукт с богатой историей?![икра главная.jpg икра главная.jpg](/upload/medialibrary/b70/b704bd00637eb9ccab013d4dd9115de4.jpg)
Поделиться
Астраханская икра уже давно стала региональным брендом. // Фото: компания «А-Икра»
«Наличие развитой системы региональных продуктов дает региону весомые преимущества с точки зрения идентичности: повышение уровня своей известности как гастрономического региона за счёт коллективного маркетинга производителями товаров с идентификатором территории – это раз; расширение ассортимента гастрономических сувениров с подтвержденным качеством – это два. И наконец, создание новых турпродуктов с высокой добавленной стоимостью, привязанных к месту производства регионального продукта (посещение хозяйств, дегустации, фестивали моно-продуктов, мастер-классы по приготовлению регионального продукта и т.п.) – это три, — отмечает в беседе с «Экспертом Юг» Елена Ищенко, член Экспертного совета комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии (РСТ), эксперт и общественный представитель АСИ в Ростовской области. — Продукты с НМПТ и ГУ становятся визитной карточкой территории, их принято называть региональными брендами. Региональным продуктом может быть как сырьевой продукт («Астраханские арбузы» или «кубанские яблоки»), переработанный продукт («Вологодское масло»), так и блюдо («Посикунчики «коми-пермяцкие с пистиками»)».
Эксперт напомнила, что в российском законодательстве термин «географическое указание» появился лишь в 2019 году. До этого ГУ соответствовало наименование места происхождения товара. Объекта НМПТ оказалось недостаточно для того, чтобы охватить все разнообразие, которое есть в нашей стране. Возникла необходимость защищать большее количество объектов.
«Пожалуй, самое известное в мире географическое указание — шампанское (Champagne). В Европе это название может получить лишь игристое вино, произведенное на территории французской провинции Шампань. Иногда ГУ могут распространяться на целую страну — как бельгийский шоколад или русская водка», — комментирует Елена Ищенко.
«К НМПТ более строгие требования — к примеру, для его получения необходимо, чтобы товар производился в регионе полностью, в то время как для ГУ достаточно лишь одного этапа производства. ГУ не очень применимо в отношении товаров современной экономики. Зато отлично работает с традиционными и сельскохозяйственными производствами. Подавляющее большинство зарегистрированных ГУ — это либо аграрная продукция, от локальных сортов овощей и фруктов до вина и сыра, либо народные ремесла», — объясняет Елена Ищенко.По мнению собеседницы, в результате регистрации НМПТ и ГУ не только регион, но и сами производители получают серьезный маркетинговый инструмент для продвижения продукции.
В регионах не хватает патентных поверенных по направлению ГУ
Как рассказала Анна Комарова, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статья 1516), для регистрации ГУ необходимо, чтобы товар был связан с конкретной территорией, а также отвечал требованиям качества или репутации, сформированных именно этим географическим происхождением.При этом региональный предприниматель может самостоятельно обратиться в Роспатент с заявкой на регистрацию географического указания или наименования места происхождения товара. Согласно статье 1522 Гражданского кодекса РФ, заявку может подать как отдельный предприниматель, так и группа лиц, объединенная общими интересами в отношении одного товара.
![Анна Комарова.jpg Анна Комарова.jpg](/upload/medialibrary/1b3/1b37013ccdfae816f514207f12a00408.jpg)
Поделиться
Анна Комарова уверена, что региональные продукты довольно сильны в восприятии потребителей. // Фото предоставлено экспертом.
«Процесс регистрации достаточно детализирован и требует сбора значительного пакета документов. Заявка должна содержать информацию о товаре, его характеристиках, методах производства и связи с географическим объектом. Также потребуется предоставить доказательства, что товар имеет специфические качества, связанные с его происхождением. При этом важно учитывать, что географические указания – сложный объект интеллектуальной собственности, требующий глубокого понимания законодательства и специфики правоприменения, — комментирует «Эксперту Юг» патентный поверенный. — В России количество специалистов, имеющих аттестацию Роспатента по направлению "Географические указания", ограничено, а в Ростовской области на сегодняшний день зарегистрирован только один такой патентный поверенный. Это говорит о том, что предприниматели региона сталкиваются не только со сложностью самой процедуры, но и с дефицитом квалифицированных экспертов, способных сопровождать регистрацию на высоком профессиональном уровне».
Однако Анна Комарова уверена, что для Ростовской области регистрация местных брендов особенно актуальна, поскольку здесь есть немало продуктов, которые заслуживают защиты.
«Донской рак, Цимлянские вина, Арпачин, Кривянские помидоры, минеральные и родниковые воды, Ростовское мороженое — это лишь часть наименований, которые могут претендовать на статус географического указания. А вы знали, что каждое лето вся Москва заполнена рекламой "Клубника ростовская"? Эти примеры показывают, насколько сильны региональные продукты в восприятии потребителей, но пока их названия не защищены, а значит, их могут использовать кто угодно и как угодно», — резюмирует собеседница.