Экскурсия на винодельню. Фото: «Винодельня Молчанова»
Поделиться
Перед нами — предприятие агротуризма, которое зарабатывает и на продаже фермерской продукции, и на приёме гостей. И сталкивается оно с типичными для отрасли проблемами.
«В 2014 году мы открыли свою ферму и начали производить сыры из козьего и коровьего молока, — рассказывает историю предприятия Инга Экзархо. — А к идее сельского туризма меня подтолкнул один интересный разговор. В какой-то момент у нас в хранилище скопилось много сыров, продать их не получалось. Я поехала в управление торговли администрации Сочи с просьбой помочь мне реализовать наш сыр. И чиновник (сейчас он уже не работает там) задал мне странный вопрос: “Если вам некому эти сыры продать, для чего вы их производите?”. Я вышла из кабинета в растерянности, но через какое-то время чётко поняла: если мне никто не поможет, то надо надеяться только на себя. Надо сделать так, чтобы люди сами приезжали к нам и покупали наш сыр. Уже в 2017 году мы приняли первых гостей, а с тех пор наша ферма стала и крупным сельхозпроизводителем Сочи, и одной из первых организаций, продвигающих сельский туризм в Краснодарском крае».
Правовой вакуум
Взрослые и дети с удовольствием проводят на ферме «Экзархо» целый день. Многие остались бы на ночь или на более долгий срок — но сейчас это невозможно. Дело в том, что ферма расположена на землях сельхозназначения, поэтому здесь установлен запрет на строительство гостевых домов. Даже установка глэмпингов может трактоваться как нарушение закона, запрещающего какое-либо строительство на землях сельхозназначения.Поделиться
Владелица фермы Инга Экзархо. Фото: ферма «Экзархо»
Как считает Инга Экзархо, многие проблемы отрасли кроются в отсутствии нормативно-правовой базы. Понятие «сельский туризм» закреплено в госпрограмме «Развитие туризма», в законе от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в документах по развитию и Минсельхоза, и Минтуризма. Однако нет закона, который чётко регламентировал бы деятельность таких предприятий. Они находятся как бы в правовом вакууме.
«Для нас нет даже ОКВЭДа. Мы можем обозначить себя либо как сельхозпроизводители, либо как туристические компании. Но кто мы на самом деле? Вот наши лошади или козы: с одной стороны, это однозначно сельскохозяйственные животные, а с другой стороны, поездки верхом или кормление коз — это туристические услуги. Сейчас мы похожи на эксцентриков, балансирующих меж двух министерств», — говорит владелица фермы.
Встречаясь с политиками разного уровня, Инга пытается донести проблемы своей отрасли. Какие-то подвижки вроде бы есть: власть говорит о развитии и туризма, и сельхозпроизводителей, и малого и среднего бизнеса в целом.
Поделиться
Предприятия агротуризма объединяют производство сельхозпродукции с туристической сферой. Фото: ферма «Экзархо»
«Сейчас готовится новый законопроект о туристской деятельности в Российской Федерации, и там будет расписана вся понятийная база, в том числе и по сельскому туризму, — комментирует депутат Госдумы от Волгоградской области Алексей Волоцков. — Скорее всего, правительство внесет его на рассмотрение в первом квартале 2024 года. Кроме того, сейчас же есть гранты на агротуризм, благодаря которому предприниматели могут развивать экофермы, строить какие-то объекты. Государство поддерживает сельский туризм и даёт возможность людям приезжать с детьми, смотреть, как выращивается продукция, как работают фермеры».
«Это не грант, а кредит»
Однако предприниматели, которые плотно работают в сфере сельского туризма, брать эти гранты не спешат. Причина — в условии, которое ставит Минсельхоз: в объёме выручки организации производство сельхозпродукции должно составлять не менее 70%, а туристическая деятельность — быть лишь дополнительным способом дохода и увеличения каналов сбыта.«Получается, что мы должны специально принижать свой туристический поток, чтобы не нарушить этот баланс: 70 и 30 процентов, — говорит Инга Экзархо. — Сейчас в летний сезон наш баланс — примерно 50 на 50, туризма даже немного больше. Есть прямая закономерность: чем больше гостей, тем больше хочется и нужно производить продукта. А если я сознательно буду тормозить турпоток — продукт будет зависать».
Многие предприятия всё же соблазнились возможностью привлечь от 3 до 10 млн рублей на развитие бизнеса. Так, на получение гранта в 2024 году подано 250 заявок, победителями признаны 92 участника.
«Винодельня Молчанова» в Волгодонском районе Ростовской области в 2022 году одной из первых выиграла грант на развитие агротуризма в размере 10 млн рублей. К этой сумме организация, по условиям конкурса, должна добавить свои 3,5 млн рублей и направить эти средства на развитие туристической инфраструктуры.
«На деньги гранта на одном из своих участков я планировал поставить кемпинговые домики, обустроить пруд, сделать вольеры с курочками-уточками. Пусть люди приезжают семьями, пожарят шашлык, выпьют моего вина, переночуют в тихом красивом месте, — рассказал о своих впечатлениях от гранта основатель винодельни Николай Молчанов. — Но министерство требовало разрешение на строительство. Так как это земли сельхозназначения, то и домики я собирался ставить некапитальные. Если бы я сделал это за свой счёт, никто бы мне не смог предъявить претензий — их ведь не нужно регистрировать, я в любой момент могу зацепить их краном и увезти в другое место. Прихожу в администрацию, а там мне говорят: “Мы запретить строительство не можем, но и разрешить — тоже”. Хорошо, что у меня был другой участок, где они могли дать это разрешение. Но он находится недалеко от трассы, в черте посёлка, и это уже не тот отдых выходного дня на природе, который я задумывал».
Жалуется винодел и на бюрократические формальности, которые сопровождают как процесс получения гранта, так и отчётность по нему.
Поделиться
Винодел Николай Молчанов. Фото: «Винодельня Молчанова»
«В банке счёт открывают в течение получаса, а в казначействе у меня ушло на это четыре дня: то печать не на краешек подписи поставлена, то запятая не на том месте, то нолик не такой, — рассказывает Молчанов. — Мы ещё ничего не построили, а уже требуются отчёты. В этом году вдруг появилось разделение на туристов и экскурсантов, сколько прошло тех и других. А мы этого не знали, считали всех вместе. Да и денег на строительство уходит уже больше, чем грант и та сумма софинансирования, которую я должен был добавить по договору, вместе взятые. И найти эти деньги нужно срочно, а не по возможности. А когда я подсчитал все налоги, зарплату и страховые выплаты работникам, которых должен буду нанять по договору, то убедился: этот грант на самом деле — просто беспроцентный кредит, который я в итоге верну государству в течение нескольких лет».
Кадры, инфраструктура и другие проблемы
Ещё две проблемы агротуризма специфическими для этой отрасли не назовешь, но они тоже тормозят развитие. С кадровым голодом сейчас сталкивается практически весь бизнес России, а предприятиям, которые находятся в сельской местности, знакомы и проблемы, связанные с неразвитой инфраструктурой. Для экотуркомплекса «Главрыба» в Дагестане остро стоят оба этих вопроса.«Когда инициатор проекта — частное лицо, он вкладывает большие средства в строительство туристических объектов, которые потом долго окупаются, а со стороны государства значимых мер поддержки нет, — сокрушается заместитель руководителя туристического комплекса “Главрыба” Магомедамин Шахбулатов. — Как минимум, хотелось бы, чтобы до нашего комплекса были благоустроенные дороги, это поможет людям с лёгкостью добираться к местам отдыха. Ещё есть проблема с бытовыми отходами. Мы отправляем на переработку стекло, но вот пластик в Дагестане не перерабатывают, приходится вывозить на полигон. Наконец, кадровый голод: наш комплекс расположен в отдалённом Казбековском районе, и поэтому сложно бывает найти сотрудников, которые отвечают высоким критериям в туристической сфере. Местные ребята часто плохо владеют русским языком, а жители крупных городов не согласны жить далеко от дома, хотя мы предоставляем жильё, трёхразовое питание, неплохую зарплату. Поэтому привлекаем работников из Азербайджана. Некоторые из них, кстати, и по-русски разговаривают получше, чем наши».
Поделиться
Предприятия сельского туризма сталкиваются со схожими проблемами. Фото: туристический комплекс «Главрыба»
На кадровый голод жалуется и владелица фермы «Экзархо». Особенно не хватает квалифицированных работников основных сельскохозяйственных специальностей.
«Нет агрономов — это как бриллианты, которые невозможно найти. Например, мне нужен агроном-садовод. Нет тепличных рабочих, животноводов. Только объединившись с другими предприятиями сельского туризма, мы можем всё систематизировать, упорядочить и сформировать заказ для учреждений образования», — говорит Инга Экзархо.
Совместно решать общие для бизнеса проблемы и делиться накопленным опытом поможет ассоциация предприятий сельского туризма, работу над созданием которой начали после конгресса «Азия-Экспо», прошедшего на федеральной территории «Сириус» в конце октября 2023 года. Секция по агротуризму работала два дня, на ней выступили представители более чем полутора десятков хозяйств из разных регионов России.
«Многие регионы заинтересованы в продвижении сельского туризма, но не знают, как с этим работать. Создав ассоциацию, мы объединим всех, кому интересна эта тема, будем проводить мероприятия по обмену опытом, отстаивать свои интересы, — считает Инга Экзархо, ставшая инициатором объединения. — Одного человека никто не слышит, а с ассоциацией уже будут считаться, и это поможет решить ряд насущных проблем».