Антикризисные стратегии Юга: какие сценарии есть у «Агрокома»

785
5 минут
Антикризисные стратегии Юга: какие сценарии есть у «Агрокома»

С текущим кризисом «Группа Агроком», одна из крупнейших многопрофильных бизнес-структур на Юге, столкнулась пока только в части отельного бизнеса. Ограничение деловых контактов и сокращение авиаперевозок из-за пандемии коронавируса ставит отельеров в сложное положение. Как в целом на группе отражается текущая ситуация в экономике и надо ли поддерживать малый бизнес, «Эксперту Юг» рассказал гендиректор «Агрокома» Сергей Сапотницкий.

— Что вы считаете специфическими чертами нового кризиса? Какие угрозы для бизнеса он в себе таит?

— Глобальные выводы делать рано, мы только в начале кризиса. Пока только наблюдаем падение деловой активности, обесценивание национальной валюты. Основное отличие текущей ситуации от кризиса 2014 года,  в том, что сегодня он разгорается во всем мире. Прежде всего, снижается экономическая активность в Китае и в Европе. Один из ключевых экономических факторов - последствия срыва сделки ОПЕК в виде снижения стоимости нефти на мировых рынках. В результате пандемии в буквальном смысле закрываются страны. Мир постепенно начинает осознавать, что в выигрыше будут те, кто имеет у себя на территории мощные локальные производства. Глобализация, которая предполагала распространение товара из ограниченного количества производственных центров по всему миру через логистические пути, в текущих условиях сделала экономику уязвимой. Если производство находится в одной стране, а основные рынки за ее пределами,  то закрытие границ безусловно скажется на бизнесе.
 
— Сейчас в правительстве РФ обсуждается ряд мер, которые должны поддержать бизнес, включая налоговые льготы для авиаперевозчиков и туроператоров. Каким еще образом власти могу помочь?

 — Льготы по налогам — довольно специфическая мера. Кризис ведь не связан с налоговым обременением. Речь идет о том, что мы столкнемся со снижением покупательской способности населения. Это значит, что бизнес перестанет получать доход. Государство, скорее всего, будет поддерживать системообразующие предприятия, которые должны выжить. Например, авиаперевозки – это стратегическое направление, на него завязаны другие отрасли. А вот в малый бизнес вмешиваться государство не должно. Это частная инициатива. Тот, кто не справится с ситуацией, будет вынужден уйти, на его место придут другие.

— Сейчас в ряде стран Европы и в мире власти закрывают границы из-за боязни распространения коронавирусной инфекции. Влияют ли логистические ограничения на бизнес «Группы Агроком»?

— Пока сильно не влияют. Но природа все явлений пока нам до конца неясна. Реальные последствия мы, скорее всего, увидим к маю-июню.
 
— А что касается отельного бизнеса?

—Кризис затронул наши объекты, как и весь сектор туристических и гостиничных услуг по всему миру. У всех загрузка упала за последний месяц практически до нуля. Деловой активности сейчас нет. Мы и сами максимально сократили все деловые поездки и командировки как за рубеж, так и внутри страны.

— Сколько в таком режиме может просуществовать бизнес без серьезных последствий?

— Тут все зависит от того, у кого какой иммунитет. По моим ощущениям, если текущие ограничения продержатся месяц, то это терпимо. Если два месяца, то этот год будет выкинут из деловой жизни. А вот если больше – для многих компаний остро станет вопрос выживания.
 
— Как другие бизнес-направления «Группы Агроком» проходят этот кризис?

— Пока прошло не так много времени, чтобы делать выводы. Что касается, например, «Атлантис-Пака», то предприятие производит продукцию не для конечного потребителя, а для переработчиков, и замедление активности мы пока в этом направлении не наблюдаем. Что касается остальной продукции, то мы отмечаем потребительский всплеск - люди запасаются всем необходимым. Но это краткосрочное явление.
 
— Что должны делать региональные и муниципальные власти по направлению работы с бизнесом в текущих условиях? Что должно измениться в их работе?
 
— Тут тяжело говорить. Не совсем понятно, что они могут. Если вы владелец небольшого кафе, а в кризис к вам перестали ходить люди, вам нечем будет платить за коммунальные услуги и кредиты. Если у вас нет потока клиентов, вы закроетесь, и никакие власти тут не помогут. Малый бизнес – это частная инициатива. Если ее нет, то ни один чиновник не заставит работать частного предпринимателя.

— Какие антикризисные меры и решения вы могли бы порекомендовать руководителям бизнеса? Какие антикризисные меры предпринимаете сами?

— В любой момент времени нужно жить по средствам. Расходы не должны превышать доходы. Если  у компании нет валютной выручки, то не следует иметь валютных долгов и  расходов. Любой кризис проверяет нас на устойчивость. При этом сам по себе кризис вовсе не обязательно ведет к сокращению затрат. Если объем продаж растет, то численность персонала надо приводить в соответствие с их реальными объемами. Бизнес все время должен быть на плаву, а если компания работала с убытком в лучшие годы с убытком, то в кризис она просто разорится.

Справка:
ООО «Группа Агроком» создана в 2004 году Иваном Саввиди. Головной офис базируется в Ростове-на-Дону.  Владеет активами в пищевой промышленности, аграрной отрасли, упаковочной индустрии, розничной торговле, гостиничном бизнесе (включая крупнейшее в России предприятие по производству пластиковых оболочек «Атлантис-Пак», отель в Ростове-на-Дону под брендом Radisson, ростовский завод «Тавр», контролирующий 20% рынка мясоколбасных изделий ЮФО). Группа объединяет около 60 предприятий, с общим числом сотрудников 12,7 тыс. человек. Большинство предприятий расположены на территории ЮФО.