Поделиться
Во время пандемии главными задачами, которые помогали решать бизнесу информационные технологии, стали удаленная работа, перенос продаж в онлайн и использование веб-каналов продвижения. В 2022 году компании используют IT как инструмент сохранения и развития бизнеса в условиях ожидаемого снижения покупательской способности россиян. По прогнозу Финансового университета при правительстве РФ, в нынешнем году доходы граждан могут снизиться на 2-3% при росте потребительских цен на 15-20%. В этих условиях для бизнеса, особенно — небольших компаний, — важны высокая точность и оперативность продвижения, эффективное взаимодействие с клиентами и оптимальная кадровая политика.
Большие данные дают много преимуществ
Среди инструментов, спрос на которые динамично растет в последнее время — IT-сервисы на основе аналитики больших данных. Опрос, проведенный технологической образовательной компанией «Like Центр», показал, что анализ Big Data в своей деятельности используют 62% ростовских предприятий. Чаще всего (в 41% случаев) бизнес использует эту технологию в маркетинговых целях: для оценки эффективности рекламных кампаний, роста конверсий и оптимизации расходов.По данным компании Tele2 направление ее бизнеса, связанное с предоставлением рекламных услуг, стало лидером по темпам увеличения выручки в 2021 году. Потребление клиентами оператора услуг лидогенерации (привлечения новых клиентов) выросло вдвое. В числе инструментов продвижения, которые оказались востребованы у клиентов, — таргетированные SMS-рассылки. Tele2 позволяет запускать их с разными целями и по разным параметрам. Среди задач может быть привлечение новых клиентов или информирование действующих (о маркетинговых акциях, поступлениях товара и т. д.). Сформировать список рассылки можно по территориям, демографическим характеристикам получателей, их интересам и др. Стоит отметить, что, по данным компании SMS Comparison, 95% абонентов мобильной связи открывают SMS в среднем в течение трех минут после получения, поэтому этот метод информирования входит в число наиболее надежных и оперативных.
Также Tele2 запустила направление «Антифрод», цель которого — предотвращать атаки мошенников на клиентов банков. Большие данные позволяют выявить попытки использования методов социальной инженерии (подмена номеров, звонки из колл-центров, маскирующихся под банковские), идентифицировать фишинговые сайты, защищать абонентов от спама, оценивать риски мошенничества со стороны заемщиков в банковской сфере и e-commerce.
Big Data – эффективный инструмент решения кадрового вопроса. В 2021-22 годах более 50 компаний Юга России использовали для поиска сотрудников сервис Tele2 «HR-таргет». Этот продукт предназначен для отбора подходящих компаниям работников среди абонентов оператора. Рассылка производится среди тех, кто соответствует требованиям с точки зрения геопозиции, пола и возраста, активности использования различных сервисов и т. д. «HR-таргет» обеспечивает высокую конверсию: краснодарской компании по выращиванию шампиньонов перезвонили 9% кандидатов, получивших приглашение, треть из них стали сотрудниками предприятия. Крупная птицефабрика в Ростовской области получила по итогам рассылки 100 откликов и оперативно закрыла свои вакансии.
Сервисы делают регионы гостеприимнее и безопаснее
В прошлом году выручка Tele2 от использования Big Data для решения внутренних задач и предоставления услуг клиентам достигла 1,7 млрд руб. Рост доходов оператора от внешних проектов составил 45%. Помимо таргетированных услуг и антифрода компания развивала продукты в сфере геоаналитики. У компании появилось коробочное решение для анализа турпотоков и формирования портрета туриста на основе обезличенных данных. Этот сервис предназначен в первую очередь для органов власти и компаний, работающих в сфере туризма. Первым цифровая платформа позволяет формировать стратегии развития туристической и транспортной инфраструктуры, вторым — оценивать целевую аудиторию.
Еще один новый проект Tele2 – сотрудничество с МЧС России в области защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций. Инструменты аналитики больших данных, которыми располагает оператор, позволяют оценивать, в каких частях регионов риск ЧС наиболее высок, а телекоммуникационная инфраструктура Tele2 – своевременно информировать жителей этих территорий о возникновении чрезвычайной ситуации. Проект запущен в пилотном режиме в Ростовской области, Краснодарском крае и Приморье. В этих регионах у Tele2 обширная зона покрытия. Например, на Дону в 2021 году оператор построил и модернизировал более 300 базовых станций и вывел на проектную мощность новый центр обработки данных, инвестировав в технологическое развитие более 1,16 млрд руб. Сейчас 97% жителей Ростовской области доступна мобильная связь четвертого поколения Tele2.
Привлечь и удержать
По правилу Парето, в любом бизнесе 80% выручки и прибыли обеспечивают 20% клиентов. Преимущественно это постоянные покупатели и заказчики. В кризис конкуренция за наиболее платежеспособных клиентов обостряется, и выигрывают ее те предприятия, которые умеют эффективно выстраивать с ними долгосрочные отношения. Этой цели служат CRM-системы.Долгое время они включали большой объем функций без возможности настройки «под себя», за счет чего были достаточно дорогостоящими и не очень востребованными у небольших компаний. Однако сейчас на рынке появились коробочные решения, которые могут использовать компании любого масштаба. Например, «Бизнес CRM» от Tele2 ориентирована на средний, малый и даже микробизнес. Особенность продукта в том, что он объединяет клиентскую аналитику, управление взаимоотношениями с клиентами и телефонию. Все эти функции включены в абонентскую плату.
CRM-систему легко установить и настроить. Модуль «Диалоги» позволяет в одном окне общаться с клиентами через чат, мессенджеры, звонки и почту, переключаясь между каналами в один клик, отправляя письма и SMS после разговора и т. д. Функция сквозной аналитики предназначена для контроля эффективности продвижения: пользователь может определять рекламный источник обращений, заносить их в базу данных и фиксировать каждое действие пользователя.
Активно развивающаяся цифровая среда и постоянно меняющиеся привычки и потребности людей делают прежние инструменты анализа рынка, опирающиеся на соцопросы и персональный контакт с потенциальным потребителем, все менее действенными. По этой причине Big Data сегодня становится популярным инструментом для выстраивания диалога между потребностями и предложением. Правильное использование обезличенной цифровой информации поможет в короткие сроки исследовать любой сегмент бизнеса и максимально сократить путь к клиенту, сделав из него постоянного потребителя товаров и услуг.