Big data полезны при разработке стратегии повышения туристической привлекательности региона//Фото: top.visitdon.ru
Спрос на умные сервисы, повышающие точность продвижения товаров и услуг, активно рос и в прошлом году. По данным МТС, в 2021 году малый и средний бизнес Ростовской области начал использовать такие услуги вдвое чаще, чем в 2020-м.
«Более 40% новых подключений к сервису МТС Маркетолог пришлось на предприятия сферы образовательных услуг, — сообщил директор компании в Ростовской области Игорь Марьясов. — В основном эта группа пользователей прибегала к продвижению через цифровые каналы, чтобы информировать потенциальных клиентов о маркетинговых акциях. Автошколы приглашали на бесплатные пробные уроки, языковые центры извещали о скидках на обучение и т. д. Торговля обеспечила 35% новых подключений. Здесь актуальность сервиса дополнительно повысила пандемия: помимо информирования об акциях и графиках работы, магазины сообщали об условиях доставки товаров и напоминали о необходимости предъявления QR-кодов для посещения торговых центров. Также эта тенденция затронула медицинские центры и лаборатории — на них пришлось 15% общего клиентского портфеля услуги МТС Маркетолог. Клиенты из этой сферы активно использовали digital-рекламу, а также искали через цифровые каналы новых сотрудников».
Актуальности умным инструментам продвижения добавляет блокировка в России западных соцсетей. По данным hh.ru, в начале нынешнего года на отечественном рынке труда были больше всего востребованы SMM-специалисты, умеющие работать именно с иностранными социальными сетями: работодатели разместили 17 тыс. таких вакансий.
МТС Маркетолог позволяет рассылать сообщения и таргетировать digital рекламу на пользователей, которые с наибольшей вероятностью заинтересуются предложением. Сервис базируется на обезличенных данных об абонентах — доступа к персональным данным пользователь не получает. При этом у него есть возможность сформировать базу рассылки на основе более чем 5 тыс. параметров, среди которых — пол, возраст, геолокация, семейное положение, интересы и увлечения и др. Это позволяет повысить точность таргетирования рекламных сообщений и значительно повышает их конверсию, заявил Игорь Марьясов.
«Можно, например, адресовать предложение только тем, кто часто бывает неподалеку от пунктов самовывоза вашего интернет-магазина, - объяснил он. - МТС занимается анализом больших данных по самым разным направлениям с 2015 года. Мы накопили обширную экспертизу и готовы предлагать ее для решения практически любых задач организациям различного масштаба. Например, наши цифровые сервисы позволяют провести рекламную кампанию с охватом до 500 человек всего за 2–3 тысячи рублей».
Решения становятся точнее
Бизнес использует большие данные не только для тестирования аудитории и продвижения товаров и услуг. В промышленности аналитика Big Data применяется для повышения экономичности расходования материалов, выявления дефектов в готовых изделиях и др. В сельском хозяйстве большие данные помогают анализировать плодородность полей на основании изображений с дронов и спутников. Медики используют Big Data для ранней диагностики заболеваний. Именно в этих отраслях, по оценке директора центра Big Data МТС Виктора Кантора, аналитика больших данных получит наибольшее распространение в ближайшие 10 лет. Учитывая большой объем и промышленного и сельскохозяйственного производства в Ростовской области, это делает данные технологии очень актуальными для донской экономики.
В прошлом году наш регион начал активно использовать большие данные в государственном управлении. МТС и АНО «Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области» провели масштабное исследование туристических потоков. Оно показало, что в 2021 году Дон посетили около 3 млн человек, а также помогло оценить ряд важных качественных характеристик турпотока в регионе.
«Big Data позволяет составить усредненный портрет туриста, в том числе, посмотреть социально-демографические характеристики, уровень дохода и сферу интересов, — рассказала директор Агентства по туризму и деловым коммуникациям Татьяна Горяйнова. — Эти данные будут полезны при разработке стратегии повышения туристической привлекательности региона и помогут грамотно распределять бюджетные средства».
Согласно результатам исследования, больше 50% побывавших в 2021 году в Ростовской области туристов путешествовали на собственных автомобилях. Чаще всего это люди в возрасте 35-54 лет, большинство из них женщины, на которых пришлось 60% гостей Дона. Более половины турпотока, 51%, составили отдыхающие с ежемесячным доходом до 30 тыс. руб. Активнее всего в Ростовскую область ехали отдыхать жители Краснодарского края, их доля в туристическом потоке в 2021 году достигла 42%. На втором месте Москва и Московская область (24%), на третьем — Ставрополье (8,3%). Также в топ-5 вошел Дагестан, на жителей которого пришлось 7,5% туристов, посетивших Дон в 2021 году.
В нынешнем году из-за санкций, визовых ограничений со стороны ряда стран, а также претензий со стороны лизинговых компаний к российским авиакомпаниям можно ожидать дополнительного роста объемов внутреннего туризма. Сыграет свою роль и падение курса рубля. Из-за совокупности этих факторов в некоторых турецких отелях цены в нынешнем сезоне оказались в пять раз выше, чем в 2021 году, приводит пример Общенациональный союз индустрии гостеприимства.
Эта тенденция уже начала проявляться. По данным МТС, после введения ограничений для российских пользователей популярными зарубежными сервисами бронирования жилья, количество посетителей из Ростовской области на этих платформах заметно сократилось. В случае TripAdvisor снижение составило 19%, Booking.com – 18%, Airbnb и Agoda – 12% и 15% соответственно. Сильнее всего сократился региональный трафик Trivago, у которого количество уникальных пользователей уменьшилось на 59%.
На замену западным платформам пришли отечественные сервисы бронирования номеров и аренды квартир. С 5 по 10 марта число уникальных посетителей из Ростовской области, которые зашли на сайт bronevik.com, увеличилось в четыре раза, ostrovok.ru – втрое. Количество посетителей нарастили также kvartirka.com, sutochno.ru и 101hotels.com – на 59%, 38% и 24% соответственно.
Аналитика больших данных позволяет формировать более привлекательный туристический продукт и развивать необходимую инфраструктуру для туристов именно там, где она будет наиболее востребована. Также эта технология помогает в решении других задач социально-экономического развития.
«На основе Big Data можно объективно оценить пропускную способность дорог, нагрузку на общественный транспорт на разных участках и маршрутах, — привел примеры Игорь Марьясов. — Созданная нами цифровая платформа МТС Регион дает пользователям возможность самостоятельно получать и обновлять обезличенные данные по заданным параметрам: фактической численности населения, его миграциях и др. Платформа позволяет автоматизировать сбор данных, поэтому у клиента есть доступ к регулярно обновляющейся информации, а не просто результатам разовых исследований».