Бренд «Сделано на Дону» — ответ на геополитические вызовы

270
9 минут
Бренд «Сделано на Дону» — ответ на геополитические вызовы

Реализация программ импортозамещения, стартовавшая в различных отраслях российской экономики, невозможна без создания и продвижения сильных региональных брендов. В Ростовской области уже больше года развивается система добровольной сертификации продукции «Сделано на Дону», инициатором которой выступил донской губернатор Василий Голубев. В новых экономических реалиях, продиктованных геополитической ситуацией, эта программа претендует на то, чтобы стать важнейшей составляющей стратегии развития Ростовской области.

В середине июля при правительстве Ростовской области был сформирован совет по вопросам функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону». «Само время подсказывает, что этим надо заниматься более предметно. Те инициативы, которые были начаты больше года назад, сейчас требуют больше внимания, нужно постараться работать быстрее», - сказал, открывая первое заседание совета, его председатель, вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань. Основная задача совета - обеспечить эффективное взаимодействие региональных органов власти с федеральными структурами, органами местного самоуправления, предприятиями региона, общественными объединениями и организациями в рамках реализации прграммы «Сделано на Дону». Рабочая группа будет собираться раз в месяц, в том числе в формате выездных заседаний на территории муниципальных образований и предприятий, которые уже вошли в систему добровольной сертификации.
По словам Сергея Горбаня, задача, поставленная губернатором области Василием Голубевым по созданию и продвижению бренда Ростовской области как инвестиционно привлекательного региона, обеспечивающего в первую очередь высокое качество жизни его населения, в свете событий последнего времени приобрела новую актуальность. Особенно злободневной в связи с недавним введением Россией ответных санкций на ряд продуктов питания становится тема продовольственной безопасности, в том числе потенциал регионов в этой сфере. На состоявшемся 22 августа в Курске совещании под председательством премьер-министра России Дмитрия Медведева Василий Голубев предложил популяризировать среди отечественных сельхозпроизводителей успешный опыт по организации в России импортозамещающих производств. Постоянной площадкой для этого мог бы стать специализированный форум по продовольственной безопасности, организатором которого готова стать Ростовская область. Эта идея была поддержана Дмитрием Медведевым.

Игра на опережение

«Бренд “Сделано на Дону” должен стать аналогом качества для всех жителей России», - подчеркнул Василий Голубев еще в ноябре прошлого года, вручая региональный знак качества руководителям семи предприятий области, которые первыми прошли добровольную сертификацию. Тогда, конечно, мало кто мог предположить, что всего через несколько месяцев отечественные производители получат без преувеличения исторический шанс значительно расширить свое присутствие на российском рынке и отвоевать определенные ниши, где еще недавно безраздельно господствовали импортные товары.
Но воспользоваться неожиданно возникшими возможностями смогут в первую очередь те регионы, которые уже провели подготовительную работу по созданию и продвижению собственных брендов. В этом смысле Ростовская область сыграла на опережение: о необходимости развития марки «Сделано на Дону» Василий Голубев говорил еще в своем первом выступлении в должности донского губернатора в июне 2010 года, и сегодня, когда для этого настал наиболее подходящий момент, в Ростовской области уже сделано значительно больше, чем в ряде других регионов страны. «Система добровольной сертификации “Сделано на Дону” предоставляет уникальные возможности, поскольку она охватывает все действующие российские стандарты, ряд международных стандартов, маркетинговые системы. Наша задача – донести эту информацию до каждого потребителя, сформировать понимание, что “Сделано на Дону” – это единственный продукт, а не такой же, как остальные», - поясняет директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов.
Первыми среди донских предприятий, получивших региональный знак качества, стали компании «Евродон», «Донецкая мануфактура М», «Юг Руси», «Астон», «Ростовгазоаппарат», «Аютинский хлеб» и «Группа Агроком». Эти организации уже давно доказали строгое соблюдение российских и международных стандартов качества на своём производстве и много лет достойно представляют Ростовскую область и на российском, и на международном рынке.
По словам Вадима Ванеева, генерального директора ООО «Евродон», крупнейшего российского производителя мяса индейки, у бренда «Сделано на Дону» есть все предпосылки для успешного позиционирования на рынке: маркетинговые исследования компании показали, что у жителей разных уголков страны Донской край ассоциируется с положительными образами. «Если говорить о сельскохозяйственной продукции, то сильная сторона заключается в том, что у донского продукта уже есть положительный образ в глазах российской общественности, юг страны всегда ассоциировался с довольствием, достатком и изобилием на столе. В то же время наш регион располагает рядом товаров, хорошо зарекомендовавших себя и в других отраслях, не только в АПК», - говорит Вадим Ванеев.
С этой точкой зрения согласен и другой известный производитель донских продуктов питания – группа компания «Белый медведь», один из региональных лидеров на рынке молочной продукции. «Программа “Сделано на Дону” является довольно молодой, но за этот период пройден очень большой путь, - отмечает Денис Афанасьев, директор группы по маркетингу и продажам. - Совместно с представителями бизнеса продумана общая концепция проекта, его смысловое и эмоциональное наполнение. Создана и начала работать система добровольной сертификации предприятий, способствующая обозначению и идентификации тех производителей и тех продуктов, которые являются на сегодня флагманами областной экономики в самых разных сферах бизнеса. Лидеры уже получили соответствующие свидетельства и используют бренд “Сделано на Дону”. Серьезные усилия прилагаются со стороны руководства области для поддержки продвижения донских производителей на полки сетевых магазинов».

Час настал

Введение Россией ответных продуктовых санкций немедленно вызвало не только множество положительных оценок перспектив отечественного АПК, но и настоящий всплеск «потребительского патриотизма», о котором сегодня говорят и представители бизнеса, и экспертное сообщество. «На фоне ответных санкционных мер и запрета импорта целых товарных категорий такие программы поддержки потребительского патриотизма, как “Сделано на Дону”, лягут на благодатную почву. Как показывают исследования, значительное количество покупателей готовы и хотят поддерживать местных производителей», - говорит Алексей Гвинтовкин, руководитель регионального представительства на юге России Российской ассоциации по связям с общественностью.
Быстрое изменение потребительских настроений отмечают и торговые предприятия. По словам коммерческий директор донской сети супермаркетов «Фреш» Ольги Суслиной, сейчас в рознице идет перераспределение потребительской корзины, и в связи с этим торговым компаниям необходимо давать массированный поток информации о местных производителях. «Шанс для них есть однозначно. Сейчас есть много качественных местных товаров без собственного лица, и этим лицом может стать бренд “Сделано на Дону”, ведь приоритеты потребителя сегодня в пользу местных производителей», - считает Ольга Суслина. В сети «Фреш» на второе полугодие уже поставлена задача поднять уровень продаж местной продукции до 30% с нынешних 18%. «Наша задача – “поймать волну” вместе с бизнесом, воспользоваться сложившейся ситуацией, пока еще на рынке есть “белые пятна” и пока нам не подставили плечо наши партнеры в Южной Америке и других странах», - считает Андрей Иванов.
По мнению профессора Южного федерального университета Елены Миллер, реализация программы «Сделано на Дону» при определенных условиях может обеспечить продуктивное совпадение интересов бизнеса и власти в развитии региона. Для руководства области сильный местный бренд – это часть стратегии развития территории, а для работающих на ней предприятий – возможность выйти на новые рынки, расширить свою деятельность до федерального уровня, повысить лояльность потребителя, обозначить эксклюзивность своей продукции и т.д.
У донского бизнеса уже давно сформировалось понимание возможностей, которые дает такая синергия интересов. Так, руководитель службы интегрированных коммуникаций ООО «Евродон» Ольга Грекова констатирует, что темпы развития компании сегодня требуют неординарных методов по продвижению их продукции и коммуникации с потребителем. В этом смысле стратегия «Евродона» совпадает со стратегией «Сделано на Дону», поскольку и в том, и в другом случае основная задача – сделать продукт, который сможет представлять Россию на мировом рынке. В сентябре «Евродон» планирует провести в 25 городах России фестиваль «Русская утка», предполагаемая аудитория этого мероприятия составит 3-4 млн человек. В рамках фестиваля будет использован знак «Сделано на Дону», и возможности для «тиражирования» подобных совместных проектов - огромны.

Выбор стратегии

В то же время продвижение бренда «Сделано на Дону» на федеральном уровне не обещает быть простым, ведь похожие программы сегодня реализуют и другие субъекты РФ, а конкуренция между регионами с каждым годом становится все острее. Поэтому федеральные эксперты предупреждают о тех сложностях, с которыми придется иметь дело. Дмитрий Санатов, руководитель проектного направления Центра стратегических разработок «Северо-Запад», говорит, что такие программы, как «Сделано на Дону», - правильные и нужные, но ожидаемый результат придет только в том случае, если будет предельно четко сформулирован их ценностный посыл, если за «вывеской» будут стоять уникальность и качество. В противном случае региональный бренд ждет лишь краткосрочная популярность – ровно до тех пор, пока будет действовать тренд на импортозамещение и «потребительский патриотизм». «Иначе может произойти то, что в свое время было с одним из северо-западных регионов: все хотели купить его масло, но при условии, что оно будет сделано в Финляндии. Все, что не наделено смыслом, быстро сходит на нет», - констатирует Дмитрий Санатов.
И разработчики программы «Сделано на Дону», и представители донского бизнеса эти риски прекрасно понимают. Именно поэтому в Ростовской области изначально сложилось общее понимание, что «Сделано на Дону» - это не просто «этикетка», которую может получить любой региональный производитель просто по факту его принадлежности к территории. «Этот знак – не “охранная грамотa”, - заметил губернатор Василий Голубев, вручая первые сертификаты“Сделано на Дону”. - Соответствие продукции высокому стандарту придётся доказывать постоянно, даже тем, кто уже однажды стал обладателем знака».
Донской бизнес, уже состоявшийся на федеральном уровне, такой подход полностью поддерживает. «Очень важно, чтобы система сертификации оставалась предельно жесткой, - говорит Вадим Ванеев. - Покупая продукт с логотипом “Сделано на Дону”, потребитель должен быть уверен, что приобретает по-настоящему качественный товар». И если еще год назад многие предприятия не считали необходимым включаться в борьбу за право нести на своей продукции знак «Сделано на Дону», то сегодня, в новых макроэкономических реалиях обострение конкуренции будет объективно работать на то, что бизнес будет участвовать в этом процессе более активно. А вместе с бизнесом к нему присоединятся и муниципалитеты, которые также не останутся в стороне от борьбы за перспективные компании и проекты. Только командная игра, убеждены представители бизнеса и власти Ростовской области, позволит выпускать в регионе такую продукцию, которой можно гордиться и на российском, и на мировом рынке и за которую «проголосует» потребитель.






  • Комментарии
Загрузка комментариев...