Будет стратегия развития города – будет и креативная индустрия

1391
6 минут

Креативная индустрия превратилась из модного тренда в целую отрасль, которая, похоже, в Ростове уперлась в потолок развития и нуждается в новых идеях

Будет стратегия развития города – будет и креативная индустрия

Александр Соломин, создатель многофункционального лофт-пространства «Библиотека», сетует: на Юге у потребителя не сформировано восприятие креативных пространств//Фото: «Эксперт Юг»

Креативная индустрия – модное сегодня словосочетание, недаром текущий 2021 год ООН объявил Годом креативной индустрии. В России про креативные индустрии говорят пока только в мегаполисах — здесь образуют креативные пространства, реализуют креативные проекты, создают креативные сообщества. В Ростове в этой сфере накопился определенный опыт, однако дальнейшему развитию мешает отсутствие координации между основными участниками процесса. Чем живет индустрия сегодня, рассказали эксперты в рамках сессии «Условия для креативных индустрий: проекты для города», которая прошла на форуме «Умный город здесь и сейчас»*.

Ниши креативных индустрий в Ростове-на-Дону

Сразу же скажем, что креативная индустрия для ростовчан – не пустой звук. В этой области Ростов-на-Дону уступает только двум столицам.

— В Ростове доля компаний и работников, задействованных в креативной индустрии, составляет 10%, в Москве – 18,5%, а в Питере – 12,6 %, - поделилась информацией Полина Коростиева, директор департамента экономики Ростова-на-Дону. — В Ростове, еще до формулирования понятия креативное пространство, такие проекты проявлялись и существовали. Все мы знаем развлекательный кластер «Табачка», успешно функционирует технологический коворкинг «Рубин», на территории бывшего оборонного завода, популярна художественная галерея «Ростов».

Более того, в донской столице, а точнее в Торгово-промышленной палате создан специальный комитет креативных индустрий, цели и задачи которого на данном этапе – изучение креативных сообществ в регионе и формирование концепции тех площадок, которые бы четко работали во взаимодействии с региональным креативным сообществом. Оксана Карасева, представитель новорожденного комитета ТПП, вычленила три наиболее популярных для донского региона направления креативной индустрии: IT-направление, гастрономическое направление внутреннего туризма и направление культуры. Проектов в этих сферах очень много, и они могут успешно развиваться, нужно только помочь: кому-то нужна общественная экспертиза, другому – компетентные люди, у третьего потребность в обучающих программах, четвертому нужно пространство для воплощения своих идей.

Городу нужны пространства

Дальнейшее общение экспертов в этой теме показало, наверное, самую главную проблему в развитии сферы креативной индустрии: отсутствие координации между составным частями – креативным сообществом, владельцами креативных пространств, административным ресурсом. Хорошо, если получается свести все в один комплекс, как, к примеру, получилось у Александра Кулешова, управляющего партнера проектного бюро «Среда», партнера в проектах креативный «Кластер 52» и «Колос» (Краснодар) и Эдуарда Асланяна, генерального директора ООО «Креативное пространство» («Кластер 52»). Их креативному кластеру в этом году исполняется 10 лет.

Условия для креативных индустрий.jpg

Не стоит забывать, что креативные пространства могут быть отличной  бизнес-площадкой//Фото: «Эксперт Юг»

«Кластер 52» стал не только средой, где формируется креативное сообщество, но и включился в работу ростовского архитектурного вуза, студенты которого приходят в кластер на практику, участвует в оформлении Кировского района Ростова-на-Дону, создавая граффити, которые популярны у туристов и горожан. Также Александр и Эдуард в два голоса отметили специфику креативной индустрии, о которой многие забывают – это бизнес. Это не только новое направление в организации людей, в продвижении интеллектуального и творческого продукта, это и площадка для бизнеса, которая может принести прибыль. Поэтому такая индустрия может стать привлекательной для крупных предпринимателей и административного ресурса. В связи с чем был упомянут перспективный креативный кластер на базе бывшего вино-водочного завода, который нынешние владельцы из компании «Донской причал» стремятся превратить в мультиформатный коммерческий центр. По словам опытных представителей креативной индустрии, это совершенно коммерческий проект. На уровне идеи еще один проект — реновация территории мукомольного завода на 29-й линии. Но насколько эти проекты будут востребованы креативным сообществом Ростова-на-Дону и будут ли они интересны — вопрос открытый.
Сессия условия для креативных индустрий проекты для города сайт.jpg

— Нам нужны партнеры, которые придут в университеты и используют накопленную там инфраструктуру: спорткомплексы, научное оборудование, культурные центры. Сегодня их загрузка не соответствует нашим ожиданиям. Нам нужны партнеры для освоения собственного потенциала, — обратилась в своем выступлении президент ЮФУ Марина Боровская.

— Сейчас мы как раз думаем о том, какие партнеры у нас могут быть, пути взаимодействия с бизнесом и с администрацией, — говорит Лейли Асланова, куратор выставочного пространства MAKARONKA. — В приоритете — ростовская городская культура. Мы хотели бы работать и с музеями, и с университетами, и с креативными сообществами.

Впрочем, с этим пока есть сложности. У южнороссийского потребителя не сформировано восприятие креативных пространств, считает Александр Соломин, создатель многофункционального лофт-пространства «Библиотека». 

— К нам зашли как-то две женщины и, походив по "Библиотеке", спросили: "А что на ремонт денег нехватило?". Это же лофт — ответили мы. Видно, что проще лепнину везде сделать, чем объяснить, что так  задумано, — сокрушается г-н Соломин.

Казаки, селедка и уха – уже не фишки

Важный аспект: для проявления креативных сообществ и появления креативных пространств в городе должно что-то происходить. Необходимо развиваться в определенном направлении. Как высказался Константин Бушев, операционный директор Ginza Project: «Ростов мне напоминает Бостон: много студентов, много вузов... задатки хорошие, но нет стратегии развития. Когда у города есть какая-то стратегия, которая формируется в таких сообществах, то и кластеры разовьются такие, какие нужны. Главное — идея. Тогда и инвесторы пойдут, и сообщества организуются».

Константин Бушев сайт.jpg

Константин Бушев, операционный директор Ginza Project, считает, что Ростову нужна стратегия развития креативных пространств//Фото: «Эксперт Юг»

Бушева поддержали все эксперты. Более того, городу, находящемуся в тройке креативных лидеров, нужна не только стратегия, но и какие-то яркие значительные события, вокруг которых могли бы концентрироваться креативщики. Новые движения, новые праздники, новые возможности. Наши культурные знаки – казаки, селедка и уха – уже примелькались, не выстреливают так, как хотелось бы, «уже не фишки», считает г-н Бушев.

— Городу нужно какое-то супер-событие, которое объединит все креативные сообщества. Типа «Уральского биеннале» в Екатеринбурге. Было же «Южнороссийское биеннале» в 2010 году, - напомнила Лейли Асланова. – Такие события простимулируют формирование новых креативных сообществ, появление креативных пространств. А это все повышает качество жизни и в городе, и в регионе.

Со стороны Алекандра Кулешова было высказано предложение оказать государственную поддержку деятелям креативной индустрии, закрепить на законодательном уровне все, что касается этой сферы, и сформировать ряд льгот для этого нового направления в экономике. На уровне региона такие программы создать намного легче.

*форум «Умный город здесь и сейчас», организованный Аналитическим центром «Эксперт Юг», состоялся 9 апреля.

Партнёрами мероприятия выступили: Softline – глобальный поставщик IT-решений и сервисов, ГК «Сокол», адвокатское бюро «Домащенко и партнеры»

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.