93 100 13

Чёрное золото критических глубин

ЭКСПЕРТ ЮГ №18-20 (309) 2014
1603
12 минут

Обнаруженное в Астраханской области небольшой региональной компанией крупное нефтяное месторождение ещё требует точной оценки его запасов. В результате может оказаться, что стоимость его разработки будет неоправданно высока: новая нефть найдена на слишком больших глубинах. Однако уже сегодня понятно, что разрабатывать «Великое» смогут только лидеры рынка

Чёрное золото критических глубин

Поделиться

Объём запасов месторождения “Великое” позволяет говорить о рождении новой нефтегазовой провинции в Астраханской области, — заявил в середине апреля министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской. — Это будет месторождение федерального значения, одно из последних крупных открытий на суше».

В самом деле, объявленные запасы месторождения «Великое» — 331 млн тонн нефти и 99 млрд кубометров газа — выглядят беспрецедентно не только для прикаспийского региона, но и для России в целом. В то же время отраслевые эксперты пока сдержанно высказываются по поводу его перспектив. Во-первых, ещё необходимо окончательное доказательство этих запасов, после чего, как показывает практика, зачастую происходит существенная корректировка в меньшую сторону. Во-вторых, промышленная разработка месторождения начнется как минимум через пять лет, о чём уже заявила открывшая его небольшая региональная компания АФБ. В-третьих, могут возникнуть серьёзные проблемы с извлечением углеводородов, поскольку они залегают на глубине порядка 5 км — это в среднем вдвое больше, чем, скажем, основные запасы российской нефти Поволжья и Урала.

По предварительной оценке, налаживание добычи на новом астраханском месторождении потребует не менее 1,5 млрд долларов. Оператору-первооткрывателю таких средств явно не найти, даже несмотря на то, что за ним стоит крупный столичный бизнесмен, один из совладельцев аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев. Поэтому для разработки месторождения придётся привлекать одну из российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), заинтересованных в работе в прикаспийском регионе и приращении своих добычных активов.

Повторный досмотр

В действительности об открытии месторождения «Великое» в границах Тамбовского лицензионного участка в Харабалинском районе Астраханской области было объявлено ещё два года назад. Геологоразведочные работы на этом участке в 1990-х годах проводил «Газпром», но они окончились безрезультатно. В 2005 году две лицензии на геологоразведку (до 2030 и 2036 годов) и одна на пользование недрами (до 2017 года) оказались у регионального оператора ЗАО «Нефтегазовая компания АФБ», который специализируется в первую очередь на нефтесервисных услугах в Астраханской области. Именно геологи АФБ и открыли «Великое» в 2012 году. Залежи углеводородов удалось обнаружить после бурения двух скважин глубиной 5116 и 5149 метров при средней глубине залегания в 4900–5100 метров.

Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», компания АФБ была зарегистрирована в Астрахани в 2002 году с уставным капиталом в 900 тысяч рублей. Состав её учредителей не раскрывается, но во многих открытых источниках не раз утверждалось, что одним из основных совладельцев АФБ является Виталий Ванцев — крупный акционер столичного аэропорта «Внуково». Как утверждает ряд СМИ, добыча углеводородов вошла в сферу его интересов в 2010 году, когда после приобретения доли в АФБ г-н Ванцев пообещал вложить в геологоразведку 200 млн долларов. Вероятно, именно его средства и позволили компании сделать столь важное открытие. Согласно информации «СПАРК-Интерфакс», в 2011-2012 годах ЗАО «Нефтегазовая компания АФБ» показало чистый убыток порядка 406,7 млн рублей, что, видимо, и объясняется масштабными вложениями в геологоразведку (одна только лицензия на Тамбовский участок обошлась компании в 37,8 млн рублей).

Самым любопытным обстоятельством, связанным с «Великим», является то, что оцениваемые запасы месторождения постоянно корректируются в сторону увеличения. Весной прошлого года с первым притоком нефти на «Великом» геологи оценили его общие запасы в 42,3 млн тонн. Осенью, после доразведки, этот показатель по категории С2 (перспективные запасы) вырос до 142 млн тонн нефти и 40 млрд кубометров газа. Но уже нынешней весной генеральный директор АФБ Борис Богушев сообщил, что запасы месторождения составляют 331 млн тонн нефти и 99 млрд кубометров растворённого газа по категории С1+С2, что выводит месторождение «Великое» в число не только федеральных, но и крупнейших в России. О чём с удовольствием и поведал общественности министр природных ресурсов.

На первый взгляд, это действительно историческое открытие, сопоставимое с крупнейшими месторождениями, обнаруженными в России за последние два-три десятилетия. Если принимать на веру заявленные запасы «Великого», то оно вполне сопоставимо с запущенным в эксплуатацию в 2009 году Ванкорским нефтегазовым месторождением, которое разрабатывает НК «Роснефть» на Таймыре, имеющим запасы в 490 млн тонн нефти и более 180 млрд кубометров газа. А крупнейшее в российской части каспийского шельфа нефтегазоконденсатное месторождение имени Владимира Филановского (его в 2015 году собирается запустить в эксплуатацию НК «ЛУКОЙЛ») имеет запасы в 220 млн тонн нефти и 40 млрд кубометров газа.

Важным преимуществом «Великого» по сравнению с тем же Ванкором является то, что месторождение находится поблизости от морских портов и развитой трубопроводной инфраструктуры. Добытая нефть может либо закачиваться в «трубу» Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), либо поступать на ближайшие НПЗ (Волгоградский ЛУКОЙЛа и самарская группа заводов «Роснефти»). Газ можно отправлять либо в систему трубопроводов «Газпрома», либо на расположенный неподалёку Оренбургский газоперерабатывающий завод. «Когда “Великое” будет запущено в эксплуатацию, пропускная способность нефтепровода КТК уже будет расширена до проектных 67 миллионов тонн, — уверен аналитик агентства “Инвесткафе” Григорий Бирг. — Добытый газ, скорее всего, будет продаваться “Газпрому” и поставляться в газотранспортную систему России. Подобная схема сбыта добытого сырья схожа с той, которая будет применяться при разработке шельфовых месторождений Каспия ЛУКОЙЛом».

В АФБ уже заявляют о многообещающих перспективах «Великого», а ряд СМИ поспешили сообщить о потенциальном новом крупном игроке на российском нефтегазовом рынке, да и стоимость месторождения, по оценке ряда аналитиков, тут же подскочила до 1,1–1,5 млрд долларов. В то же время многие эксперты пока не слишком разделяют этот оптимизм.

Баррель дёгтя

«Озвученные Минприроды РФ запасы месторождения ещё предстоит перевести в доказанные, после чего объём возможных извлекаемых запасов скорректируется, — отмечает директор департамента углеводородного сырья консалтинговой группы CREON Energy Анастас Гатунок. — Корректировка может быть как в большую, так и в меньшую сторону. Как показывает практика, наиболее частый вариант — второй». Эту точку зрения подтверждает и эксперт инвесткомпании Sberbank CIB Валерий Нестеров: по его словам, на практике доказанные запасы разведанных 300–330 млн тонн обычно оборачиваются в окончательные извлекаемые 100–150 млн тонн.

Поэтому будущее месторождения зависит от последующих исследований, и не факт, что перспективы окажутся радужными. Можно, к примеру, вспомнить историю вокруг Южно-Хыльчуюского нефтегазового месторождения в Тимано-Печёрской провинции, на котором первоначально объявленные запасы после доразведки в 2011 году снизились с 70 до 20 млн тонн. После чего американский оператор ConocoPhillips вышел из совместного проекта по его разработке с ЛУКОЙЛом, продав свою долю в СП «Нарьянмарнефтегаз». Убыток акционеров оценивали тогда в 1,2 млрд долларов.

В случае с «Великим» вызывает определённое удивление и то, что само месторождение ранее не было обнаружено специалистами «Газпрома», опыт которых в изучении прикаспийских недр исчисляется десятками лет. Хотя, по идее, промахнуться было сложно: по утверждению представителя министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Татьяны Каримовой, площадь «Великого» занимает треть от общей территории Тамбовского участка в 700 кв. км.

Впрочем, с бравурными рапортами по поводу «Великого» не торопятся и в самой компании АФБ. «На самом деле месторождение непростое, — признаётся главный геолог АФБ Владимир Кудинов. — У него сложное геологическое строение, но на сухопутной части Астраханской области это первое месторождение практически без примесей сероводорода. То есть, если мы подтвердим заявленные цифры, то экономически его разработка будет крайне выгодна и более чем рентабельна». По словам Бориса Богушева, промышленную добычу на «Великом» можно будет запустить лишь через 5–7 лет, выдавая «на полку» порядка 38 млн тонн сырья в год, для чего потребуется инвестировать в проект не менее 1,5 млрд долларов.

Упомянутое «сложное геологическое строение» — это значительные, свыше 5 км, глубины залегания нефти, тогда как в среднем отечественные нефтеносные месторождения имеют глубину порядка 2–3 км. Например, находящиеся по соседству, в Оренбургской области, участки Волго-Уральской нефтегазоносной провинции расположены на глубине 1,5–2 км. При этом себестоимость добычи лёгкой нефти Западной Сибири (схожей по техническим показателям с малосернистой нефтью «Великого») составляет от 35 до 60 долларов за тонну, а в астраханских геологических условиях, по подсчётам Валерия Нестерова, себестоимость добычи может возрасти вдвое.

«Владельцев АФБ можно понять — им сегодня необходимо привлечь финансовые ресурсы, а их могут дать только под оптимистические цифры запасов, — считает аналитик Advance Capital Карен Дашьян. — Но чтобы запасы месторождения стали убедительными для рынка, компании необходимо пробурить ещё две-три скважины». С этим согласен Виталий Крюков, ведущий специалист департамента рыночных исследований ИФД «Капиталъ»: для банков в подобном случае при выделении кредита важно либо громкое имя компании, либо серьёзные и понятные перспективы освоения месторождения. В АФБ уже уточнили, что в ближайшее время приступают к бурению четырёх скважин на «Великом», и это потребует дополнительных капиталовложений. Карен Дашьян оценивает стоимость бурения в 30 млн долларов, а Валерий Нестеров говорит о возможных суммарных капиталовложениях до 40 млн долларов.

Посторонним вход желателен

В то же время практически все эксперты сходятся во мнении, что региональному оператору, каковым, по сути, является АФБ, несмотря на присутствие столичного капитала, будет не под силу в одиночку и дальше продолжать этот проект — а значит, придётся либо продавать запасы, либо искать партнёра среди ВИНКов. «Местный оператор не будет сам заниматься добычей, — уверен Валерий Нестеров. — Как правило, в таких случаях ВИНКи делают мелким компаниям предложения, от которых те не отказываются. Так что наиболее вероятным сценарием будет продажа АФБ открытого месторождения».

Если окончательно доказанные запасы месторождения превысят 70 млн тонн, то, согласно федеральному закону «О недрах», «Великое» сумеет получить статус участка недр федерального значения. Это, в свою очередь, может означать, что в праве пользования недрами может быть отказано иностранному инвестору или консорциуму инвесторов, что повышает вероятность особенного интереса к участию в разработке прежде всего государственных компаний.

Анастас Гатунок предполагает, что наиболее очевидный претендент на разработку месторождения — это «Роснефть». В течение прошлого года компания не раз заявляла о своих планах по добыче в прикаспийском регионе (в первую очередь на шельфе), а в начале апреля «Роснефть» завершила сделку по приобретению у ОАО «ВТБ-Лизинг» 100% акций Оренбургской буровой компании, что сразу же сможет обеспечить предполагаемый новый актив современным парком буровых установок. К тому же у Виталия Ванцева есть опыт совместной работы со структурами «Роснефти» в топливозаправочном бизнесе аэропорта «Внуково».

Вполне логично ожидать, что интерес к «Великому» проявит и другая ведущая государственная ВИНК — ЗАО «Газпромнефть». Компания объявила целью своей стратегии к 2020 году нарастить нефтедобычу с 60 до 100 млн тонн, но сейчас её основные месторождения находятся в Ямало-Ненецком автономном округе, то есть далеко от главных нефтеперерабатывающих центров. «К 2020 году ожидается довольно резкое падение добычи на наших традиционных активах, а после 2020 года мы пройдём плато и на тех новых активах, которые сейчас вводим в разработку, — отмечает начальник департамента стратегического планирования “Газпромнефти” Сергей Вакуленко. — Так что удержание добычи на достигнутом уровне — это не почивание на лаврах, а серьёзная тяжёлая работа, и для того, чтобы её выполнить, нам необходимо осваивать новые запасы не менее быстрым темпом, чем до 2020 года».

В качестве возможного претендента на «Великое» можно рассматривать и «Газпром», дочерняя структура которого ООО «Газпром добыча Астрахань» разрабатывает по соседству Астраханское газоконденсатное месторождение (АГКМ) с запасами в 2,5 трлн кубометров газа и 400 млн тонн конденсата. Однако у «Газпрома» сильно отличаются геологические условия добычи: в отличие от малосернистых углеводородов «Великого», на АГКМ преобладает сырьё мощных солевых отложений с высоким содержанием сероводорода (26%) и углекислого газа (16%). Поэтому пришлось строить дополнительные перерабатывающие мощности по выделению из газа серы, хотя запасов АГКМ при среднегодовой добыче в 12 млрд кубометров хватит на сотни лет работы. Из-за этого «Газпром» даже смотрел сквозь пальцы на приобретение несколько лет назад холдингом «Евро­Хим» правобережной части АГКМ с запасами в 220 млрд кубометров газа и 20 млн тонн нефти. Поэтому вряд ли газовый гигант проявит большой интерес к преимущественно нефтеносному «Великому».

Что касается негосударственных ВИНКов, то наиболее вероятный партнёр по разработке «Великого» из их числа — это ЛУКОЙЛ, несколько лет назад начавший промышленную добычу углеводородов на каспийском шельфе и владеющий Волгоградским НПЗ буквально «через дорогу» от новой нефтеносной провинции. Однако президент концернаВагит Алекперов пока воздерживается от комментариев. «Мы пока не видели геологических материалов, поэтому сложно говорить, оценку давать. Если нам предложат, мы изучим материалы и потом дадим свою оценку», — заявил он вскоре после недавнего выступления главы Минприроды. Могут подключиться и менее крупные негосударственные игроки. Например, Валерий Нестеров предполагает, что одним из претендентов на «Великое» может стать АНК «Башнефть», которая работает в Оренбургской области на Китаямско-Благодаровском и Дачно-Репинском лицензионных участках.

В то же время при разработке «Великого» возможны непредвиденные риски, связанные с нынешней геополитической ситуацией. Как отмечает Анастас Гатунок, месторождение настолько сложное и проблемное, что его разработка представляется практически невозможной без привлечения иностранных нефтесервисных компаний, которые крайне чувствительны к международной конъюнктуре. «Разработка большинства новых месторождений — в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на шельфе — находится в фактической зависимости от иностранных технологий, — констатирует г-н Гатунок. — Такая ситуация крайне опасна, так как она касается ключевого сектора российской экономики; это особенно тревожно ввиду угроз США и ЕС, намеревающихся ввести новые санкции в отношении РФ, в том числе по ограничению поставок технологий и оборудования».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .