Промышленное производство форели в Дагестане планируют совмещать с агротуризмом. Фото: extraguide.ru
Поделиться
«Планы очень серьезные. В перспективе в республике должна появиться не только сеть форелевых хозяйств, но и предприятия переработки полного цикла. И мы изначально ставили инвесторам такие ориентиры», — рассказала Хадижат Шамхалова.
При этом, по ее словам, для властей республики принципиально важно, чтобы инвесторы открывали юридические лица в Дагестане и платили налоги на территории региона. В частности, по такой модели было зарегистрировано ООО «Чиркейская форель», аффилированное с НПО «Иммид Аквакультура».
Впрочем, инвестиционный проект «Чиркейской форели» по строительству ферм, инкубационного цеха и мощностей по переработке рыбы уже столкнулся с трудностями. Первоначально его планировалось реализовать в акватории Чиркейского водохранилища Буйнакского района Дагестана. Однако против выступили жители села Чиркей, опасающиеся загрязнения и негативного влияния производства на их туристический бизнес. Поэтому было решено перенести проект в другую локацию – на Ирганайское водохранилище.
Инвестор предприятия Сархан Мамедбеков ранее сообщал СМИ, что его компания уже построила множество форелевых хозяйств по всей России и за рубежом. Однако планируемый объем инвестиций в дагестанский проект не назывался.
Вторым инвестпроектом в этой сфере является создание мощностей по промышленному выращиванию форели, инициированное ООО «Рост Аква». Предприятие зарегистрировано в Дагестане, однако принадлежит предпринимателю Кириллу Яворовскому, бывшему совладельцу федеральной розничной торговой сети Obuv.com. Как сообщал «Интерфакс», первый этап проекта планируется реализовать к середине 2024 года, и довести производственные мощности предприятия до 3 тыс. тонн форели в год. Второй этап (2027-2028 годы) предполагает их увеличение до 7 тыс. тонн. Планируемый объем инвестиций составляет 1,75 млрд рублей.
Объемы пока невелики
Как отметила Хадижат Шамхалова, в данный момент объемы производства форели в республике незначительны – за 9 месяцев 2023 года они составили порядка 84 тонн. И Дагестан в немалой степени ориентируется на успехи Северной Осетии, где форелеводство уже стало серьезной индустрией. Ключевым инвестором в этой сфере стала компания «Остров Аквакультура», которая реализовала в Северной Осетии первый этап своего проекта и уже выпускает до 2,5 тыс. тонн форели в год. И из 54 рыбоводческих предприятий, расположенных в республике, 49 заняты выращиванием именно этой рыбы.
За пределами Кавказа форелеводство сегодня развивается менее активно. К примеру, в Краснодарском крае в 2022 году произвели лишь 1,2 тыс. тонн форели.
Среди проблем, с которыми сталкиваются инвесторы в Дагестане, Хадижат Шамхалова называет вопрос выделения земельных участков, которые в силу специфики отрасли требуют «определенной прибрежной территории». А также негативную реакцию населения на появление больших промышленных предприятий.
Примечательно, что появление форелевых хозяйств в Дагестане рассматривают и как позитивный фактор для развития агротуризма, который в перспективе позволит привлечь в республику еще больше отдыхающих.
«Нужна хорошая холодная вода»
Управляющий ростовской ассоциацией «Большая рыба» Александр Ершов сообщил, что выращивание форели к данному моменту стало одним из наиболее активно развивающихся направлений рыбоводства. При этом Кавказ является самым перспективным регионом для вложений в эту сферу.
«Один из основных регионов России, в которых успешно выращивают форель – это Карелия. Но там объемы производства уже на пределе. Озер много, но даже их уже не хватает. Отмечу, что форели нужна хорошая холодная вода, которая есть как раз на Кавказе. И с этой точки зрения конкурировать с СКФО будет трудно», — рассказал эксперт.
Поделиться
Управляющий ассоциацией "Большая рыба" Александр Ершов видит большие перспективы в производстве форели на Кавказе. Фото: fishnews.ruПо словам Александра Ершова, форель не выживает в слишком теплой воде. И, если раньше температурный режим в Ростовской области еще позволял заниматься форелеводством, хотя и с высокими рисками, то в последние годы температура воды была слишком высокой.
Среди ключевых проблем в этой сфере он назвал нехватку кормов, которые в Россию долгое время импортировались из других стран. А также отсутствие качественной оплодотворенной икры: ее привозили из Норвегии и Финляндии, но в данный момент с поставками проблемы.
«Однако в целом производить форель не так трудно – легче, чем, например, карпа. И спрос на эту рыбу, я уверен, будет очень велик – как минимум в Москву можно поставлять достаточно большие объемы. Так что перспективы у кавказских предприятий в этом плане серьезные», — считает Александр Ершов.
Расчеты властей Дагестана относительно того, что появление новых форелевых хозяйств повысит туристическую привлекательность республики, тоже не беспочвенны – считает заместитель управляющего дагестанского туристического комплекса «Главрыба» Магомедамин Шахбулатов.
«В нашем случае форелевое хозяйство обслуживает исключительно туристов. Для них это одновременно и достопримечательность, и гастрономическая точка притяжения. Все, что мы выращиваем, попадает на стол к нашим гостям. Так что да – агротуристический потенциал у этого направления действительно есть», — пояснил он.