ДГТУ внедряет стандарты цифрового университета

1963
6 минут

Ректор опорного донского вуза Бесарион Месхи — о достижениях университета в сфере цифровизации образования и подготовки кадров для новой экономики

ДГТУ внедряет стандарты цифрового университета

Поделиться

Ректор опорного донского вуза Бесарион Месхи — о достижениях университета в сфере цифровизации образования и подготовки кадров для новой экономики


— В 2019 году ДГТУ приступил к разработке модели «Цифрового университета»: что включает в себя этот проект и каков срок его реализации?

— Проект «Цифровой университет» не имеет конечного срока реализации, потому что цифровой мир слишком изменчив. В этом году мы приступили к разработке полномасштабной модели «Цифрового университета ДГТУ», хотя уже несколько лет внедряем элементы цифровизации в различные сферы университета. Проект предусматривает развитие ДГТУ как многопрофильного научно-образовательного и инновационного комплекса, в своей работе широко опирающегося на технологии «больших данных» и машинного обучения, реализующего персонифицированную образовательную деятельность. Для успешной реализации этого замысла необходимо внедрить цифровизацию во все вузовские процессы: отстроить цифровую инфраструктуру, наладить цифровое управление и обучение.

Модель цифрового университета опирается на модернизацию самого важного компонента в жизни любого вуза — образовательного процесса. Решение этой задачи подразумевает внедрение новых образовательных технологий, повышение эффективности научно-инновационной деятельности, подготовку специалистов и проведение научных исследований, отвечающих потребностям цифровой экономики.

Не секрет, что учёба в вузе, в полной мере освоившем современные технологии, привлекательна для абитуриентов — как российских, так и зарубежных.

В последние годы растёт популярность онлайн-образования. И ДГТУ обладает прекрасной базой для предоставления образовательных услуг в этом сегменте: отличные преподаватели, развитая инфраструктура, современные лаборатории. В вузе действует медиапарк «Южный регион-ДГТУ», есть факультет «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» — благодаря этим площадкам мы готовим оригинальный образовательный контент, который востребован среди обучающихся.

Какие элементы «Цифрового университета» уже внедрены в ДГТУ? Как вы оцениваете их эффективность?

— Цифровой университет позволит студентам выстраивать индивидуальные образовательные траектории: в зависимости от собственных талантов и наклонностей обучающиеся смогут самостоятельно формировать тот пул знаний, с которым по окончании вуза они планируют начинать профессиональную карьеру. Для решения этой задачи в вузе запущен пилотный образовательный проект — «Институт опережающих технологий», реализующий модель проектного обучения, нацеленную на формирование у выпускников компетенций, которые позволят решать актуальные технологические задачи, разрабатывать и развивать собственные проекты. В новом подразделении ДГТУ активно задействованы все современные технологии цифрового обучения, в том числе сервис «Google Класс», на платформе которого студенты знакомятся с учебными материалами различных форматов, выполняют задания, получают оценки.

У нас действует и собственная электронная площадка edu.donstu.ru, где собрана вся необходимая информация для студентов и преподавателей: расписание занятий, график сессий. На этом портале содержатся ведомости и электронная библиотека, здесь же студент ведёт своё портфолио и может заказывать необходимые ему справки.

Ещё один новый проект, который стоит упомянуть — адаптационный интенсив «Дни навигации первокурсника». Порядка 4 300 первокурсников в начале нынешнего учебного года посетили 1 332 мероприятия Дней навигации: знакомились с городом, опорным вузом, образовательными программами, возможностями ДГТУ, встречались с выпускниками, партнёрами университета, а также выполняли различные творческие задания.

Расскажите подробнее об «Институте опережающих технологий». Какие ещё современные методики внедряются в образовательный процесс?

— «Институт опережающих технологий» — наш пилотный проект, на базе которого мы намерены отточить алгоритм построения индивидуальных образовательных траекторий. Мы набрали сто человек, из которых за четыре года планируем вырастить суперинженеров. Ребята прошли жёсткий отбор: принимали участие в проектно-аналитических сессиях, где в составе проектных команд решали различные инженерные задачи. На этом этапе оценивались их навыки командной работы, умение находить нетривиальные решения, лидерские качества.

Обучение в институте основано на проектном подходе, что позволяет студентам не только получить реальный опыт работы над задачами промышленных партнёров университета, но и освоить столь важные в современном мире надпрофессиональные навыки.

Весь образовательный процесс происходит в мультидисциплинарном формате, то есть студенты получают знания из различных областей и учатся работать как системные инженеры, которые могут решать комплексные задачи с привлечением самых разных методов и технологий. Они могут выбирать те дисциплинарные знания, которые пригодятся для реализации их проектов.

Кроме того, студенты «Школы Икс» углублённо изучают английский язык, чтобы иметь возможность обучаться у ведущих практиков со всего мира, которые начнут преподавать у них уже со второго года обучения. Владение английским языком обеспечит их высокую конкурентоспособность на рынке труда.

Какие препятствия для развития цифровизации вы считаете главными?

— Нехватку квалифицированных кадров, недостаточную медийную и ИТ-грамотность населения, живучесть консервативных взглядов на инновационные концепции построения управленческих моделей.

В Ростовской области планируется создать Южный научно-образовательный центр (НОЦ), который будет специализироваться на цифровой трансформации агропромышленного и индустриального комплекса, проектный офис центра расположится на базе ДГТУ. Как будет финансироваться проект? На достижение каких результатов он ориентирован?

— Финансирование деятельности НОЦ будет осуществляться в соответствии с программой, включающей перечень глобальных проектов полного цикла, соответствующих по уровню разработки мировой повестке. Ориентировочный объём стартовых инвестиций, который позволит запустить НОЦ и обеспечить ему содержательную работу — 10–15 миллиардов рублей. На эти деньги можно будет полноценно реализовать 3–5 проектов того масштаба, который соответствует возлагаемым на центр ожиданиям. Механизмы финансирования в настоящий момент прорабатываются. Думаю, в ближайшее время появится ясность по этому ключевому вопросу.

Сегодня определённо можно говорить о том, что научно-исследовательская и прикладная часть каждого из отобранных для НОЦ проектов будет финансироваться предприятиями. Для её выполнения планируется формировать временные коллективы, состоящие из лучших исследователей и учёных региона и России в целом. Кроме того, для каждого проекта НОЦ будет разработана индивидуальная научная траектория, включающая участие в национальном проекте «Наука» и грантовой деятельности за счёт бюджетных ассигнований.

В свою очередь, чтобы повысить заинтересованность предприятий, региональные власти разрабатывают меры поддержки индустриальных партнеров Южного НОЦ. В работе центра примут участие образовательные и научные организации, предприятия реального сектора экономики, а также региональные органы исполнительной власти. И у каждого участника свои интересы и ожидаемые результаты.

Замечу, что для команды опорного вуза очевидно: создание в регионе центра мирового уровня направлено на сохранение и развитие человеческого капитала, увеличение благосостояния населения, повышение процента трудоустройства, в том числе выпускников вузов, повышение производительности процессов и увеличение объёма выпускаемой предприятиями высокотехнологичной продукции.

Предприятия региона нуждаются в кадрах с заданным набором компетенций, новых технологиях, конкурентоспособном отечественном оборудовании. Важные показатели для реального сектора — повышение количества разработанных и переданных для внедрения в производство конкурентоспособных технологий и высокотехнологичной продукции, увеличение количества высокотехнологичных рабочих мест, получение высококвалифицированных специалистов. Образовательным и научным организациям необходимы финансирование прикладных исследований, доступ к лабораторной и производственной базе, промышленный консалтинг. Вузы и НИИ заинтересованы в увеличении объёмов хоздоговорной деятельности, научных публикаций, новых образовательных программ для подготовки кадров, востребованных на рынке труда. Все эти задачи может решить создаваемый НОЦ. Но этого можно достичь, только объединив ресурсы всех участников процесса. С этой целью необходимо создать проектный офис, который будет отвечать за формирование программы деятельности Южного НОЦ, контролировать выполнение её целевых индикаторов, координировать все виды работ, осуществлять документационный и методологический консалтинг, курировать реализацию проектов, формировать имиджевый и маркетинговый контент.

ДГТУ — опорный университет региона. Имеющиеся у нас потенциал и опыт определили и выбор нашего вуза в качестве площадки для работы проектного офиса Южного НОЦ.

Партнёрский материал.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1