Тарабановский полагает, что многие зумеры часто не осознают важность строгого соблюдения распорядка дня // Фото: предоставлено экспертом
Поколение Z, родившееся в период с 2000 до 2011 годы (некоторые эксперты считают нижней границей 1997 год), начинает занимать ключевые позиции в компаниях по всему миру. Однако многие руководители и HR-менеджеры зачастую выражают критику в адрес зумеров и испытывают трудности, пытаясь найти общий язык с ними на рабочем месте.
Среди множества высказываний работодателей и HR-специалистов относительно поколения Z, можно выделить ряд повторяющихся претензий. Помимо уже ставших обыденностью случаев «исчезновения» молодых специалистов сразу после трудоустройства, звучат и другие недовольства. Например, зумеров упрекают за отсутствие мотивации, непонятное отношение к деньгам и необходимость постоянного контроля выполнения ими задач. И это лишь небольшая часть общего негативного фона, формирующегося вокруг поколения Z в рабочей среде.
Ранее на сайте «Эксперта Юг» уже выходил материал о представителях поколения Z, в котором мнения о них высказывали миллениалы. В этот раз мы решили поговорить непосредственно с зумерами, чтобы узнать, как они сами оценивают представителей своего поколения.
Зумеры – инфантильные взрослые или жертвы стереотипов?
Теорию поколений придумали Уильям Штраус и Нил Хоув в 1991 году. Они выяснили, что на формирование ценностей, привычек и типа потребления влияют важные события в истории, которые так или иначе изменили коллективный опыт людей в молодом возрасте.
В последние годы термин «зумеры» прочно вошел в обиход, однако общественное восприятие этой группы, родившейся в период с конца 90-х до начала 2010-х, зачастую искажено и не соответствует действительности.
Несмотря на то, что «старшим» зумерам сегодня уже в районе 25-27 лет, многие по-прежнему воспринимают их как инфантильных подростков. Более того, сами представители поколения Z нередко дистанцируются от навязанного им образа, ощущая несоответствие между реальным опытом и стереотипами.
Причина кроется в эпохе цифровизации, в которой интернет-коммуникации оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения. Захватывающие истории о зумерах, отклоняющихся от социальных норм, приобретают чрезмерную популярность, в то время как образы менее экстравагантных и стандартных представителей данного поколения остаются в тени.
Безусловно, среди зумеров есть представители, которые полностью соответствуют характеристикам такого портрета. При этом сами зумеры не оспаривают это и отмечают, что некоторые из них, в рабочее время, ведут себя совершенно неподобающим образом.
«Он мог в рабочее время уйти за кофе в другое заведение или сходить в магазин»
«У меня есть 19-летний сотрудник, который работает бариста, он может позволить себе опаздывать на работу или уходить в течение рабочего дня, чтобы выпить кофе в соседнем заведении или сходить в магазин. Это происходит не только в обеденное время, но и в другие часы рабочего дня. Такое поведение является неоднократным», – рассказал Дмитрий Тарабановский, владелец заведения MEETEA в Волгоградской области, представитель поколения Z.
Собеседник уверен, что такое поведение является одним из негативных примеров особенностей стиля работы некоторых представителей поколения Z. Тарабановский считает, что многие зумеры зачастую не понимают необходимости четкого следования распорядку дня и строгому графику.
При этом владелец волгоградского заведения сразу делает пометку, что такое отношение к работе не является уникальным только для этого поколения, аналогичное поведение можно наблюдать и у более взрослых людей.
Сам Дмитрий Тарабановский когда-то начинал свою трудовую деятельность в ресторанах, однако у него не возникало мыслей, самовольно уйти куда-то в разгар рабочего дня.
«Я считаю, что данное явление скорее связано не с поколением, а с воспитанием и средой, в которой человек вырос. Личность формируется на основе заложенного фундамента и условий, в которых развивался индивидуум», – рассуждает эксперт.
Также эксперты-миллениалы ранее отмечали, что зумеры стараются избегать сверхурочной работы и редко проявляют инициативу. Однако этот факт в дальнейшем опровергли сразу несколько собеседников «Эксперта Юг». Они привели примеры из жизни и рассказали, что зумеры также готовы к дополнительной нагрузке на работе, но тут есть несколько важных нюансов.
Личная жизнь может быть отложена на более поздний период
Распространенное представление о поколении Z как о приверженцах строгого баланса между работой и личной жизнью (work-life balance) не всегда соответствует действительности.
«Наблюдения за сотрудниками нашего коллектива показывают, что при вовлеченности в интересный проект и при наличии ощутимого смысла в работе, принцип work-life balance отходит на второй план. Хотя мы не противопоставляем разделение работы и личной жизни, молодые специалисты, работающие в нашей компании, демонстрируют готовность к интенсивной работе, отдавая приоритет реализации идей и проектов. В условиях современной динамичной среды, многие считают, что личная жизнь может быть отложена на более поздний период», – поделился Марк Березкин, генеральный директор сервиса рекламы BLOGGERY и еще один зумер-руководитель.
Эксперты отмечают, что в современном мире существует ошибочное мнение о поколении Z: их часто называют «поколением лавандового рафа», не желающим работать. Однако на деле все выглядит несколько иначе. Но для многих зумеров труд, действительно, не всегда на первом месте.
«Мы считаем, что жизнь – это не только работа. У нас есть хобби, друзья, семья, увлечения, и мы не готовы этим жертвовать ради карьеры. Становится меньше "переработок по умолчанию". Никто не хочет сидеть в офисе до ночи просто потому, что так принято. Если работа сделана, зачем тратить время впустую?», – отметила Дарья Заинчуковская, PR-менеджер коммуникационной группы «Аймарс», представитель зумеров, студентка 3 курса.
На сегодняшний день молодежь активно ищет действительно значимые и интересные задачи.
«Давайте нам сложные задачи, которые требуют нестандартного мышления. Рутина убивает вовлеченность моментально», – уточнила Заинчуковская.
Именно нестандартные и интересные проекты, могут заставить зумеров пожертвовать своим личным временем и задержаться на работе.
Таким образом, компаниям и работодателям необходимо переосмыслить свое отношение к мотивации и вовлеченности молодых специалистов. Давая им возможность работать над вызовами, которые их вдохновляют, и создавая условия для креативности, работодатели могут привлечь и удержать талантливую молодежь, готовую работать на результат.
Создание «экологичной» атмосферы в коллективе
Разработка образовательных программ и корпоративных культур, которые способствуют инициативе и самостоятельности, станет основой успешного взаимодействия с поколением Z, уверены эксперты. Сегодня зумеры ищут не просто рабочие места, а пространство для реализации своих идей. Как итог, может возникнуть новая парадигма – взаимовыгодный баланс, где работа становится не только источником дохода, но и площадкой для самовыражения.
«Мотивирование зумера – это про создание условий, в которых он сам захочет "пахать". Звучит, несомненно, как утопия, но это работает», – уверена Дарья Заинчуковская.
Привлечение и удержание сотрудников поколения Z требует комплексного подхода, выходящего за рамки чисто финансовой мотивации. Ключевыми факторами являются: перспективы профессионального развития и повышения рыночной стоимости специалиста.
«Поколение Z кардинально отличается от предшествующих поколений Y и более ранних по мотивации к труду. В отличие от распространенного стереотипа о меркантильности, для зумеров финансовый аспект, хотя и важен, не является определяющим фактором. Они предпочитают работать исключительно над проектами, соответствующими их личным ценностям», – уверен Марк Березкин.
«Для эффективной мотивации поколения Z и поддержания их вовлеченности в коллективе, необходимо создать комфортную и "экологичную" атмосферу, в которой каждый сотрудник сможет свободно общаться», – рассказал Дмитрий Тарабановский.
Это означает, что взаимодействие должно проходить мягко, без нравоучений и указаний на ошибки в грубой форме. Зумеры являются представителями того поколения, для которого позиция «я – начальник, ты – дурак» уже не работает. Зумерам нужен не «надзиратель», а ментор, который всегда готов поделиться опытом, подсказать, как лучше поступить в той или иной ситуации.
«Мы не против иерархии как таковой, если она обоснована экспертизой и опытом. Но мы не признаем авторитет "по праву рождения" или занимаемой должности. Важны компетенции, а не регалии», – подытожила Дарья Заинчуковская.
Таким образом, если компании готовы адаптироваться к новым реалиям и предложить зумерам комфортные условия труда, то это поколение, безусловно, сможет внести весомый вклад в решение задач организации.
Зумеры инициировали гибридный формат работы
При этом эксперты отмечают влияние поколения Z на трансформацию организационной культуры и прогнозируют дальнейшие изменения на рынке труда, обусловленные инновационными подходами зумеров.
«На мой взгляд, влияние поколения Z уже внесло свои изменения на рынке труда. Это может показаться непопулярным мнением, но я считаю, что зумеры представляют собой устоявшийся тренд и сформировавшееся поколение», – поделился Марк Березкин.
Эксперт уверен, что одной из ключевых трансформаций, инициированных представителями поколения Z, является развитие гибридных форматов работы. Его точку зрения также поддерживает Дарья Заинчуковская.
«Мы показали, что можно эффективно работать из любой точки мира, потому офисы станут, скорее, местом для встреч, нежели обязательным местом пребывания», – уверена она.
Отсюда вытекает еще один тренд, который может появится благодаря зумерам – гибкий график работы. Это связано с тем, что поколение Z придает большое значение свободе и независимости. В связи с этим, компаниям стоит в некоторых ситуациях предоставить своим сотрудникам возможность самостоятельно управлять своим временем.
«Опять же, главное – это результат, а не количество отработанных часов», – обращает внимание Дарья Заинчуковская.
При этом многие компании не готовы к таким переменам. В этой ситуации работодатель чаще делает выбор в пользу соискателей постарше, которые готовы работать по классическим схемам.
«Более "возрастные" компании начали обращать внимание на сотрудников возрастной группы 50-60 лет. Это связано с тем, что данная аудитория работников для них более понятна и контролируема», – подытожил Марк Березкин.