102 107 14

Экскурсия в трубопрокатный цех: зачем ТМК развивает промышленный туризм

2646
7 минут

Трубная Металлургическая Компания (ТМК) открыла широкий доступ в свои корпоративные музеи и на производство. Предприятия ТМК в 2023 году посетили около 40 тыс. человек. Развитие туристического направления помогает компании решать кадровые вопросы.

ТМК

В 2023 году четыре тысячи школьников и студентов посетили ТАГМЕТ в рамках программы профоринтации. // Фото: прсесс-служба ТМК
Поделиться
По версии делового портала «Управление производством», предприятия, входящие в состав ТМК, по итогам 2023 года вошли в число лидеров промышленного туризма в России. При составлении рейтинга компаний, развивающих это направление, учитывалась посещаемость туристами корпоративных музеев и производства. Так, музейный комплекс «Северская домна» Северского трубного завода (СТЗ) за 2023 год принял более 20 тысяч человек — это рекорд среди корпоративных музеев России. На производственных площадках Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) и Волжского трубного завода (ВТЗ) побывали свыше 16-ти тысяч гостей — предприятия вошли в четверку российских лидеров по посещаемости туристическими группами. Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ) в прошлом году в рамках профориентации посетили почти четыре тысячи школьников и студентов.

Музей — входной портал на производство

Создавая точки притяжения для туристов, ТМК отводит корпоративным музеям роль, почти сопоставимую с экскурсиями на производство. До начала маршрута по современным цехам посетителям предлагают погрузиться в прошлое, знакомя с историей развития металлургической отрасли, старинным оборудованием и артефактами.

«В компании сейчас шесть корпоративных музеев, расположенных на разных предприятиях в разных регионах. ТМК стремится сделать так, чтобы музеи становились «входными порталами» для туристов, точками сбора групп. Этот опыт уже применяется на двух предприятиях в Свердловской области», — рассказывает представитель ТМК.

В модернизацию двух крупных музеев на Урале в последние годы компания вложила около 300 млн рублей. Обновлен был, в том числе, музейный комплекс «Северская домна», который расположен на площади в 8 тысяч квадратных метров и включает в себя исторические здания, станки и орудия труда прошлого и позапрошлого веков. Основа экспозиции — доменная печь, построенная в середине 19-го века — единственный в Европе хорошо сохранившийся образец металлургического оборудования того времени. Наиболее яркие экспонаты музея — паровая воздуходувная машина, изготовленная в 1898 году, и привод прокатного стана, сохранившийся в почти первозданном виде с 1890 года. Это самый популярный в стране корпоративный музей (если верить экспертам одноимённой премии). Интерес людей к истории промышленности, уверены в ТМК, не ограничивается дореволюционным периодом.

«Недавно в компании началась работа по сохранению индустриального наследия. Мы проводим каталогизацию станков и оборудования второй половины 20 века, которые скоро будут выведены из эксплуатации или уже хранятся в запасниках заводов», — говорит представитель ТМК.

ВТЗ2.jpg
Поделиться
На ВТЗ 10 лет реализуется выставочный просветительский проект Perspicillum, где, помимо реального, есть и виртуальное пространство. В 2023 году Perspicillum принял почти 6000 гостей. // Фото: пресс-служба ТМК

На юге России каталоги раритетного оборудования создаются на ВТЗ и ТАГМЕТе. Прокатным и прошивным станам, вакуумным насосам, паровым котлам, гидропрессам и пневматическим молотам, отслужившим свой срок, компания отводит в будущем роль экспонатов и арт-объектов
«Сохранение такого оборудования — это вклад в сохранение истории металлургической отрасли России. Важно еще и то, что музеи ТМК являются общедоступными институциями и открыты для разных целевых аудиторий, что позволяет транслировать ценности нашей корпоративной культуры, для которой историческое наследие имеет большое значение», — комментируют в ТМК.

На эту тему
На ВТЗ открыли новый участок отделки труб как новый объект промтуризма
Поделиться
Корпоративные музеи, согласно планам металлургов, должны стать знаковыми культурными точками для тех городов, где ТМК ведет свою деятельность. И опыт создания подобных локаций уже есть, причем не только в офлайн-формате. Так, на ВТЗ реализован выставочный просветительский проект Perspicillum, где, помимо реального, есть и виртуальное выставочное пространство. Проект реализуется на протяжении десяти лет, здесь знакомят посетителей с творчеством талантливых волжан — художников, фотографов, дизайнеров. В 2023 году Perspicillum принял почти 6000 гостей, а его онлайн-версия стала лучшим музейным интернет-проектом по мнению жюри премии «Корпоративный музей».

Витрина отечественной промышленности

Часть промышленных маршрутов ТМК проходит по территории двух предприятий компании на Юге России, на ВТЗ и ТАГМЕТе. С их работой в 2023 году познакомились примерно 12 тысяч человек.

ВТЗ5.jpg
Поделиться
«Зеленый» акцент впечатлениям от Волжского трубного завода добавляет посещение эко-лаборатории ECO HOUSE ТМК. // Фото: пресс-служба ТМК

«Предприятия, открывая цеха для туристов, становятся витриной отечественной промышленности. Для нас это дополнительная ответственность и новые возможности. Заводы ТМК демонстрируют гостям передовое производство, цифровые технологии, слаженный высокопрофессиональный коллектив», — говорит представитель ТМК.

Экскурсия по цехам занимает около двух часов — времени достаточно для того, чтобы почувствовать «драйв» черной металлургии, побывав вблизи горячих сталеплавильных печей и грохочущих трубопрокатных агрегатов.

«Такие экскурсии вызывают восторженную реакцию у тех, кто незнаком с производством. Именно эти гости потом расскажут в соцсетях про красоту горячего металла, блеск стальных труб с резьбовыми соединениями, экологичность и технологичность наших предприятий», — делится представитель ТМК.

«Зеленый» акцент впечатлениям от Волжского трубного завода добавляет посещение ECO HOUSE ТМК. Футуристической архитектуры двухэтажное здание полностью занимает экологическая служба завода. Ее сотрудники контролируют состояние воздуха, воды и почвы, чтобы минимизировать воздействие предприятия на окружающую среду. Лаборатории ECO HOUSE входят в туристический маршрут по ВТЗ.

ТАГ_дет1.jpg
Поделиться
Промышленные туристические маршруты ВТЗ и ТАГМЕТа в 2023 году посетили примерно 12 тысяч человек. // Фото: пресс-служба ТМК

«Здесь гости погружаются в микромир металлов, узнают интересные вещи о взаимодействии веществ, имеют возможность заглянуть в микроскоп или поучаствовать в опыте. Туристы словно на уроке химии — некоторые говорят, что попали в детство, и вспоминают, как смешивали разноцветные вещества в колбочках», — говорит представитель ТМК.

О каждом этапе маршрута гостям подробно рассказывают сотрудники предприятий, сопровождающие группы.

«В роли гидов у нас выступают разные специалисты. Промышленный экскурсовод — сложная профессия, которой пока в России нигде не обучают. В перспективе мы планируем организовать курсы по этому профилю в корпоративном университете компании», — комментирует представитель ТМК.
Чтобы экскурсии на производство происходили без происшествий, туристов знакомят с правилами техники безопасности, выдают специальную одежду, а также индивидуальные средства защиты — каски, очки и беруши. Минимизировать риски на территории, где в постоянном движении находятся тонны металла, позволяют логистические решения.

На эту тему
Чехов, искусство и стальные трубы
Поделиться
«У компании есть новые заводы, при проектировании которых предусматривалось посещение производства туристами. Там созданы специальные гостевые маршруты, проходные галереи и т.д. Есть также производства, где при модернизации оборудования обязательно продумывался пешеходный маршрут для туристических групп», — резюмирует представитель ТМК.

Экскурсия как путешествие в будущую профессию

Промышленные туристы, рассказывают в ТМК, делятся на три основные категории. Во-первых, это деловые партнеры, которые приезжают познакомиться с предприятиями компании в рамках бизнес-миссий. Во-вторых, это «обычные туристы» — те, кого интересует производство и яркие впечатления от промышленного маршрута. Еще одна, третья и самая многочисленная категория гостей — школьники и студенты, их знакомят с работой компании в рамках профориентации. Корпоративные музеи, с которых начинаются экскурсии, как считают в ТМК, позволяют молодежи по-новому взглянуть на профессию металлурга.

«Корпоративные музеи хранят память о трудовых подвигах, технологическом прогрессе, роли заводов в становлении и развитии городов. Так мы укрепляем в памяти молодых поколений значимость ремесла металлургов и очищаем от искажений образ человека труда. В итоге — повышаем интерес к профессии», — рассказывают в компании.

ВТЗ6.jpg
Поделиться
Создавая точки притяжения для туристов, ТМК отводит корпоративным музеям роль, почти сопоставимую с экскурсиями на производство. // Фото: пресс-служба ТМК

В компании говорят, что в условиях конкурентной борьбы за кадры школьники и студенты являются приоритетной целевой аудиторией при организации промышленных маршрутов.

«За 2023 год ТАГМЕТ посетили около 4 тыс. учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений. Этот опыт был отмечен во всероссийском рейтинге портала «Управление производством», где Таганрогский металлургический завод занял третье место по направлению «Профориентационный туризм», — комментирует представитель ТМК.

Познавательные экскурсии в случае ТАГМЕТа — только первая ступень к профессии металлурга. У предприятия есть собственный учебный центр — кампус Корпоративного университета ТМК2U, оснащённый лабораторными комплексами. Его посещают студенты направления «Профессионалитет», студенты вузов-партнеров завода, а также учащиеся школ в рамках проекта «Точка опоры».
«Среди производственников происходит трансформация восприятия термина «промышленный туризм». Он становится непременной составляющей современного бизнеса, открывает новые перспективы, в том числе кадровые, укрепляет имидж компаний», — подытоживает представитель ТМК.
0
2
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .