«Газели» бегут сквозь кризис

416
6 минут
«Газели» бегут сквозь кризис

Автор: Людмила Шаповалова


21 апреля в Ростове-на-Дону прошёл очередной ежегодный конгресс динамично растущих предприятий Юга, компаний-«газелей». В нервной экономико-политической обстановке было удивительно присутствовать на мероприятии, где слово «кризис» ни разу не было произнесено. Отчасти дело в том, что он ещё не до конца спустился по системе, и многие отрасли ощутят его на себе только в течение года. Но необходимо понимать, что компании-«газели» потому и добились стабильного быстрого роста, занимая такие ниши, находя такую аудиторию и таким образом отстраивая бизнес-процессы, что защита от экономических рисков у них несравнимо прочнее, чем у обычных предприятий.

Конгресс «газелей» посетило около ста человек: представители бизнеса, сфер финансовых и консультационных услуг. Мероприятие проходило в формате – без преувеличения – оживлённой дискуссии. Среди выступавших порядка две трети спикеров были представителями «газелей», и истории беспрецедентного роста их предприятий стали своеобразными живыми бизнес-учебниками, которые, к тому же, отвечали на вопросы аудитории. Сквозными темами выступлений всех участников стали необходимость капитализировать бизнес для диверсификации рисков и превращение в уверенного в себе заёмщика, работа над качеством продукции и наличие амбиций, выходящих за пределы собственного региона.

Денис Афанасьев, директор по маркетингу и связям с общественностью, компания «Белый медведь» (Ростов-на-Дону):

"Мы в своё время сделали ставку на такое направление, как производство продукции под частными марками крупных сетей. Многие производители опасаются, что будут таким образом терять доли продаж собственной продукции, а мы не побоялись, и существенную долю у нас занимают частные марки. Кроме того, это служит подтверждением наивысшего качества нашей продукции, потому что, к примеру, такие сети, как “Ашан”, чрезвычайно требовательны к этому показателю.

Наше развитие долгое время было ограничено Югом, но приняли решение развиваться в других регионах. Выходили в один, в другой. Но либо там потребители привыкли к дешёвому фальсификату, и не воспринимали качественный натуральный продукт, либо нас просто не пускали в торговые точки. Потом мы открыли офис в Москве, и выяснилось, что Москва никому не принадлежит. Если ты умный, немного наглый, и у тебя есть ресурсы, там несложно заработать. И когда ты приходишь в те же регионы из Москвы, то тебя уже слушают".

Светлана Абдулазизова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области:

"Ситуация в среднем бизнесе, как и во всей экономики, на 9 месяцев прошлого года, демонстрирует отрицательную динамику. Но есть отрасли и направления, в которых средний бизнес хорошо представлен, и эти отрасли демонстрируют достаточно устойчивый рост: промышленность, которая показала 7 процентов роста и строительство с 24 процентами роста. К сожалению, большая часть тех мер поддержки, которые предлагаются предприятиям Ростовской области в правительстве, ориентированы либо на крупный бизнес, либо на малый. Это инструментарий, позволяющий оптимизировать налоги на имущество, на прибыль, и так далее. Но вряд ли компания среднего бизнеса пойдёт, к примеру, в Гарантийный фонд, потому что такое предприятие, как правило, обладает достаточным количеством активов для залога. Микрозаймы тоже явно не спасут средний бизнес. Соответственно, должны быть другие инструменты, и такой инструмент – это субсидирование процентных ставок по кредитам. Но, к сожалению, объёмы средств, выделяемые в региональном бюджете на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам для малого и среднего бизнеса снижаются, а условия привлечения федеральных денег таковы, что среднее предприятие под критерии таких кредитов подпасть не может. Мы направили в Минэкономразвитие предложение о том, чтобы субсидии процентной ставки для привлечённого кредита предоставлялись для реализации любого инвестиционного проекта в любой сфере деятельности, а не ограничивать их только инновационными сферами и так далее".

Юлия Орлова, генеральный директор ООО «Радость» (Волгоград):

"Необходимо гибко реагировать на меняющиеся внешние условия. В своё время компании пришлось существенно поменять концепцию своей деятельности. Это касалось всех направлений, всех бизнес-процессов: в компании обновилось порядка 80 процентов всего персонала, необходимо было повысить качество сервиса, ввести маржинальную продукцию, гибкую ценовую политику.

Мы кардинально сменили кадровую политику: раньше компания управлялась одним человеком, теперь она состоит из нескольких подразделений со своим руководителем во главе. Мы работаем над увеличением производительности каждого сотрудника, какие-то процессы упрощаем, ориентируем сотрудников на тайм-менеджмент, внедряем анализ и обсуждение результатов работы в группах, чтобы сотрудники понимали, что они делают, почему получилось или нет.

Большие вложения были сделаны в капитализацию бизнеса: мы приобрели в собственность склад, оборудовали его. На 2015-2016 год планируется запуск собственного производства: это будет, скорее всего, бакалейная продукция, с которой мы умеем работать и имеем налаженные каналы продаж".

Алексей Амаев, генеральный директор ОАО «Комбинат “Стройкомплект”»

"Строительство зернового терминала «Стройкомплекта» пришлось на 2011 год, когда было объявлено эмбарго на экспорт зерна. Для кого-то это стало бы поводом продать актив и больше не связываться с этой отраслью, но компания переориентировалась на другие виды грузов и заключила эксклюзивный контракт с компанией Toyota. Сегодня все машины этой марки, собираемые в Турции, поставляются в страну только через терминал «Стройкомплекта». Вскоре перевалка зерна возобновилась, а бизнес был уже диверсифицирован и защищён от подобных рисков в дальнейшем.

При строительстве терминала мы закладывали такие технологии, которые нам позволили стать лидером в регионе, и входить в число лидеров по России. Это один из самых технологически продвинутых терминалов, в автоматику и автоматизацию процессов которого вложены астрономические деньги. В текущем году мы видим перспективы роста на 300 процентов".

Аслан Оказов, заведующий ЦМА ОАО «Фармация»:

"На наши аптеки ложится большая социальная нагрузка, и это создаёт противоречия в ведении бизнеса. Мы являемся участниками федеральной и республиканской программ «Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика», «Борьба с туберкулёзом», мы также единственный в республике оператор программы бесплатного дополнительного обеспечения медикаментами. С одной стороны, это для нас большой плюс, потому что это государственные подряды и стабильные деньги, с другой стороны, мы очень медленно, с большим опозданием получаем эти средства, нередко затрачивая собственные средства на осуществление поставок.

Кроме того, на базе наших аптек работают производственные подразделения: мы изготавливаем медицинские препараты по индивидуальным заказам больниц республики. Мы делаем такие растворы, мази и порошки, которые больше нигде не купишь. Собственно, закон запрещает нам поставлять препараты, которые уже производятся промышленным способом. Но мы можем делать такие медикаменты, которые крупным предприятиям производить невыгодно. А мы зарабатываем на них".

Евгений Боговик, заместитель директора ИД «Проф-пресс»:

"В 2002 году в компании работало всего девять человек, и мы занимались перепродажей детской литературы. Постепенно стали появляться отделы вёрстки, дизайна, и мы пришли к решению организовать собственное издательство, и начинали с простого отечественного оборудования. Сейчас у нас типография, в которой установлено новейшее западное оборудования, мы осуществляем поставки продукции на всей территории Российской федерации, работаем с ближним и дальним зарубежьем. Мы – издательский дом полного цикла, в котором работает более 500 человек. Мы готовы изготовить и визитки, и тиражи книг, и эксклюзивные изделия, которые требуют ручного труда".