Городское пространство требует центра

62
10 минут
Городское пространство требует центра

ИТ-инфраструктура по управлению южными городами сейчас состоит из разрозненных систем, эффективность которых пока низка. Необходимо объединить их в один модуль и научиться использовать массив информации о жизни города для улучшения работы системы в целом

В последние годы в южных регионах заявлены и реализуются ряд проектов по построению инфраструктуры управления объектами городского пространства и сбору информации для различных ведомств. Это и многочисленные «Безопасные города», с разным успехом воплощающиеся в жизнь больших и малых городов ЮФО и СКФО, и пилотный проект внедрения «Системы 112» в Астраханской области, и оснащение муниципального пассажирского и служебного транспорта датчиками GPS/ГЛОНАСС. Все эти проекты в каждом из субъектов реализуются как самостоятельные разработки отдельных ведомств — и это существенно снижает их эффективность. Даже на уровне заказчиков, администраций регионов и муниципалитетов, они редко воспринимаются как части одного целого — инструмента для принятия управленческих решений. В общественной дискуссии подобные проекты вызывают в лучшем случае вопросы о работоспособности дорогостоящих проектов.

Скорых ответов на них не будет: это очень крупные проекты даже по отдельности. Денис Леонов, руководитель краснодарского офиса компании «Микротест», поясняет, что строительство инфраструктурных проектов является одним из самых ресурсоёмких направлений. «Необходимо понимать, что инфраструктура — это фундамент, на котором впоследствии будут функционировать различные надстройки в виде сервисных решений, приложений и так далее. Однако стоимость “инфраструктурно-строительного” проекта можно и нужно снижать за счёт перераспределения затрат, связанных с другими государственными проектами», — убеждён г-н Леонов. Но осознать необходимость комплексного подхода к оснащению городской среды ИКТ-инструментами должны те, кто будет стоять «у руля» этих систем. Возможным образцом реализации может стать проект ситуационного центра, который компания-интегратор «Энвижн Груп» недавно презентовала в Волгограде. Проект был заказан правительством области и обошёлся приблизительно в 3 млн рублей. Перспективным его делает то, что он реализуется по принципу «от центра»: от объединяющей платформы к составным частям.

Безопасные, но неразумные
Зачатки разумности в городах стали появляться с постепенным освоением в них программ «Безопасный город»: там, где проект оказался реализованным не для «галочки», городские управленцы получили качественную инфраструктурную базу. Видеокамеры, являющиеся лишь одним из модулей сложносоставной системы, становятся прекрасным инструментарием для сбора информации не только о нарушителях правил дорожного движения, но и о плотности движения транспорта, помогают автоматически распознавать людей, которые находятся в розыске, и многое другое. Кроме того, в систему входят телекоммуникационная инфраструктура для передачи данных, серверные мощности для их хранения, программные платформы для анализа поступающей информации.

Попыток воплотить в жизнь программу «Безопасный город» на Юге было сделано несколько, но далеко не все из них оказались успешны. Например, в Ростове, одним из первых взявшемся за технологизацию безопасности, в прошлом году этот проект на официальном уровне был признан проваленным. И затем начат заново, несмотря на сотни потраченных миллионов. Краснодар о первом опыте не объявлял, но на презентации краснодарского «Безопасного города» мэр кубанской столицы Владимир Евланов говорил об «обновлённой» системе. Следовательно, была и предыдущая версия, похвастать которой оказалось трудно. На момент презентации в новую систему входило 134 камеры, ещё 100 планировалось «включить» до конца года.

Одним из успешных проектов можно считать «Безопасный город» Невинномысска, не в последнюю очередь потому, что перед интеграторами с самого начала стояли очень конкретные задачи. Это транзитный город с несколькими подъездными путями, так что необходимо было отслеживать транспортный поток на них и «развесить» камеры в традиционных местах скопления граждан. Всего в системе в данный момент функционирует 149 камер видеонаблюдения и 10 серверов для хранения и обработки информации. Поскольку постановка вопроса была предельно детальной, программу удалось развернуть менее чем за 9 месяцев.

Цельному представлению роли подобной системы в жизни города мешает именно непонимание заказчиками задач и потребностей данной программы, считает Владимир Куканов, директор донского филиала компании «АйТи». «К программе “Безопасный город” на сегодняшний день как нельзя лучше применима поговорка про семь нянек и дитя без глаза — каждое ведомство хочет что-то своё, причём зачастую не столько получить, сколько не упустить (полномочия/подведомственность/бюджет/штаты), — рассуждает г-н Куканов. — При этом практически у всех не хватает навыков, тактики применения, юридической базы, а порой даже сотрудников для использования новых технических средств. Вероятно, нужны годы на то, чтобы естественная эволюция позволила выработать технологии применения данной программы. Считаю, что невозможно сделать сразу идеально работающий проект, который удовлетворит всех, поэтому я бы рассматривал программу “Безопасный город” даже не как проект, а как процесс непрерывного совершенствования, рассчитанный минимум на 5–10 лет».

Но для того, чтобы появилось целостное представление о проекте повышения городской «разумности», необходимо, чтобы заказчики изначально обладали определёнными компетенциями и знаниями мировых практик в построении ИТ-инфраструктуры. А, как отмечает Денис Леонов, реализация программ, подобных проекту «Безопасный город», часто связана с отсутствием грамотного технического задания. «Конкурсная документация при проведении процедуры государственных закупок предполагает пул определённых работ. Но это, как правило, сборный документ, вырванный из контекста работы нескольких команд. Имея некоторый опыт участия в подобных проектах, можем отметить, что при проектировании и реализации программы заказчик в лице государства не определяет для себя конечную эффективность решения и его необходимость. Как правило, задача реализуется “для отчёта”», — признаёт г-н Леонов.

Центр управления городом
Повезло, как ни странно, тем регионам, которые позднее других подключились к программам информатизации городского пространства. К этому моменту было накоплено достаточно опыта для того, чтобы начинать реализовывать такие проекты в иной парадигме: сперва выстраивая центр обработки данных, далее — реализуя отдельные модули. Подобный подход — дедуктивное построение ИКТ-системы, от объединяющего модуля, к которому присоединяются отдельные элементы системы, — в европейской практике внедряется с конца 90-х. Популяризаторами стали крупные поставщики комплексных ИКТ-решений, такие как IBM и Cisco. Хорошая концепция требует специфических знаний о регионе. «Энвижн Груп», которая стала подрядчиком по построению ситуационного центра по заказу волгоградского областного правительства, входит в десятку крупнейших ИТ-поставщиков решений для госсектора: опыт работы с государственными структурами имеет большое значение для понимания исходных данных проекта и особенностей работы с подобными заказчиками.

Денис Леонов говорит, что в госорганах каждое структурное подразделение, как правило, строит собственную инфраструктуру, тратя на неё колоссальные средства. Но при реализации одного полномасштабного проекта, такого как «Безопасный город» или подобных ему, появляется возможность использовать созданную инфраструктуру для большинства государственных служб, а также для решения социальных задач.

Для подобного решения необходимы разработка, представление, исполнение, контроль и совершенствование политик и процедур на основе изучения и анализа данных, поступающих из разнообразных источников (с датчиков и видеокамер, из сообщений граждан по телефонному номеру 112, систем управления ЖКХ и промышленными объектами), и применения алгоритмов и средств анализа для выявления значимой информации. Подобная инфраструктура заложена в проекте, начатом в Волгограде: в ситуационный центр, который строит «Энвижн Груп», будет стекаться информация с любых систем, присоединённых впоследствии.

Проект предусматривает рабочие места для руководящего состава, штатного персонала, приглашённых участников и специалистов информационной поддержки; он будет снабжён системой аудио‑ и видеоконференции, интерактивной системой отображения информации, а также системами серверной инфраструктуры и бесперебойного электропитания. Сервис ситуационного центра даст возможность находить нужную информацию по справочнику сотрудников правительства Волгоградской области, региональные нормативно-правовые акты, информацию о социально-экономическом развитии области в виде графиков и таблиц; источником станет областная информационно-аналитическая система.

Директор выполнившего проект макрорегионального филиала ЗАО «Энвижн Груп» «Энвижн-Юг» Александр Копылов поясняет, что информация в ситуационный центр может поступать откуда угодно: с камер видеонаблюдения, в виде отчётов из ведомств администраций региона или города. «Специальное программное обеспечение перерабатывает эту информацию и выдаёт результат в виде аналитической сводки, на основе которой первые лица будут принимать те или иные решения. — рассказывает г-н Копылов. — Это могут быть оперативные действия или стратегические решения. Все типы данных — из CRM-систем, систем документооборота, баз данных, мультимедийных источников — перерабатываются в единый формат, результат выдаётся на видеостену». Доступ к информации получат все ведомства, которые будут выполнять те или иные проекты по информатизации. «Ситуационный центр — это ядро остальных систем, будь то “Система 112”, система комплексной безопасности, службы, которые следят за уровнем поднятия воды для предотвращения паводков и наводнений, и так далее», — добавляет Александр Копылов.

Поскольку Волгоградская область долгое время была в числе «отстающих» регионов Юга, широкомасштабные программы оснащения современными ИКТ-инструментами стали разворачиваться здесь лишь недавно. Поэтому при наличии у заказчика грамотных специалистов в регионе есть шанс выстроить последовательную и эффективную программу информатизации инфраструктуры.

Города ждут комплексных решений
Среди традиционных ограничений реализации подобных программ — крупные бюджеты, которые регионы могут себе позволить в основном при федеральной поддержке. Показательными являются параметры проекта «Безопасная республика», недавно озвученного министром экономического развития Кабардино-Балкарии Алием Мусуковым. Программа, которая будет реализовываться с 2013 по 2016 год, предусматривает установку трёх тысяч камер наружного видеонаблюдения, 274 кнопки тревожной сигнализации и 33 системы «Гражданин-Полиция». По предварительной оценке, на реализацию мероприятий программы потребуется 405 млн рублей.

Наиль Мурзаханов, директор нижневолжского филиала компании «АйТи», говорит, что при условии качественного проектирования и качественной же реализации затраты составят порядка нескольких сотен миллионов рублей на областной центр. Но и качество жизни будет возрастать: пока никто просто не взялся толком посчитать, какие убытки несёт город или регион от отсутствия грамотного управления. «Например, кроме вопросов, решаемых в контексте своего прямого назначения, данные системы (вернее, инфраструктура, созданная под них) могут быть использованы для оптимизации транспортных потоков, — рассуждает г-н Мурзаханов. — Чем меньше машины стоят в пробках — тем лучше экология. Вот вам второй плюс. Люди не будут тратить половину жизни на стояние в пробках, увеличится время, которое они смогут посвятить делу, а не пробкам, и так далее». Главный результат, подчёркивают специалисты — стимулирование роста бизнеса, рост реальных доходов населения, рост ВРП, как следствие — рост городских бюджетов. «А вот города, стремительно теряющие своё население, обречены на тихое провинциальное увядание и потерю привлекательности для инвесторов», — убеждён Наиль Мурзаханов.

Наличие специалистов в штате заказчиков — это принципиальное условие для эффективного освоения средств. Необходимо, чтобы построение таких систем проходило именно централизованно. «Если “Безопасный город” или другие системы будут и дальше строиться как автономные, то выйдет затратно и, главное, абсолютно бесполезно для чего-то другого, — считает Владимир Куканов. — Например, одна из самых больших по стоимости составляющая — сеть передачи данных — могла быть частью чего-то большего и оказалась бы многократно дешевле, если вообще не бесплатной. Ведь каждое ведомство (силовики, крупные госзаказчики, администрации разных уровней и так далее) тянет свою сеть, и ни о какой кооперации речи не идёт. А наряду с ними есть ещё множество частных провайдеров (кабельное телевидение, интернет, связисты)». По данным г-на Куканова, в Ростове после многолетних попыток запустить «Безопасный город» некоторые крупные провайдеры предлагали построить собственную сеть и отдать городу выделенные оптоволоконные линии для нужд программы, сделав это в обмен на помощь в преодолении бюрократических барьеров, которые зачастую обходятся им в две трети себестоимости сети. «К сожалению, получилось как всегда, и в настоящее время весь Ростов-на-Дону обвешан километрами воздушной оптики на столбах, по сути дела, “времянками”. А какое может быть “впоследствии” для времянок?», — недоумевает Владимир Куканов. Чтобы системы не были временными, а развивались, внося ощутимые изменения в жизнь перегруженных транспортными и коммунальными проблемами южных городов, необходимо, чтобы города увидели хотя бы одно работающее решение — без убедительных примеров здесь не обойтись.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...