93 100 13

Государственно-частное партнёрство в ЖКХ — курс на качественные перемены

2767
7 минут

Строительство и ЖКХ — самые недоинвестированные отрасли экономики России. Керим Сунгуров, один из руководителей ГКУ «Дирекция строящихся объектов “Новострой”», убеждён, что они могут и должны развиваться с помощью частных инвесторов. Для этого необходимо обеспечить прозрачность бюрократических процедур и бизнес-процессов

Государственно-частное партнёрство в ЖКХ — курс на качественные перемены

Поделиться
— Государственно-частное партнёрство в сфере строительства, по мнению аналитиков, — это один из действенных механизмов, позволяющих решить многие проблемы, в том числе и в реализации программы по расселению граждан из аварийного жилья. В чём, на ваш взгляд, преимущество данного партнёрства?
— В возможности получения более качественных, технологически инновационных услуг. Поясню: в основе государственно-частного партнёрства лежит система эффективного взаимодействия всех уровней власти и предпринимательства. Предприниматели ищут возможности получения государственных контрактов, так как это является своего рода гарантией стабильности, тем более в период активных экономических рисков. И это подразумевает не только жёсткий контроль, но и получение от региональных властей компенсаций в виде налоговых и других преференций. В свою очередь, регион получает возможность повысить инвестиционную и социальную привлекательность не только в данной отрасли, но и в целом. В частности, налаженный механизм государственно-частного партнёрства на условиях концессии позволит реализовать программу переселения граждан из аварийного жилья, принципиально улучшить качество предоставляемых на рынке ЖКХ услуг, привлечь дополнительные инвестиции для модернизации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. Мы порой забываем, что все подземные коммуникации, горячая вода, отопление, канализация, ливневые стоки и холодное водоснабжение представляют собой определённый актив. И этот актив сегодня во многих городах и областях нашей страны не оценён.

— О проектах по внедрению частных инвестиций в ЖКХ говорится очень много, но частные инвесторы сетуют на то, что ограничения по росту тарифов делают отрасль непривлекательной.
— Сегодня сфера жилищно-комму­нального хозяйства действительно требует комплексной модернизации. А это подразумевает большие инвестиции, что, само собой, влечёт за собой повышение тарифов на услуги. В связи с этим говорить о том, что отрасль может существовать без государственных дотаций, преждевременно. Но повышение тарифов ЖКХ в расчёте на доходность — это тоже проигрышный вариант. Я считаю, что существующие тарифы с коэффициентом инфляции вполне позволяют развивать эту отрасль и получать прибыль. Возможно, это будут не те темпы развития, которые хотелось бы видеть, но тем не менее. Всё дело в желании инвесторов работать над повышением эффективности отрасли, производительностью труда, уменьшением себестоимости предоставляемых услуг за счёт импортозамещения. Внедряя в ЖКХ современные технологии, разработанные, кстати, российскими институтами, работающими в этой отрасли, можно получить экономию. Вот здесь в перспективе и надо получать прибыль и, возможно, средства для дальнейшего развития.

— Сегодня на уровне правительства заявляется о необходимости развивать энергоэффективные технологии, прежде всего в сфере ЖКХ. Как вы считаете, «доросли» ли инвесторы до таких проектов?
— Вы знаете, я считаю, что подобные технологии давно пора внедрять. Это не так сложно и дорого, как кажется на первый взгляд. Многим ведь кажется, что энергоэффективность — это «умные дома», проекты, малодоступные для простых людей. Но ведь это понятие подразумевает среди прочего и экономное расходование уже имеющихся ресурсов — воды, тепла, электричества. И чтобы выполнить решения правительства, достаточно расширить свой кругозор в сфере ЖКХ. Я уже говорил про разработки российских институтов, которые можно было бы использовать. К примеру, установка современных насосов в сфере водоснабжения и водоотведения многократно уменьшает потери и количество прорывов. Использование альтернативных источников энергии позволяет уменьшить нагрузку на электросети. Оснащение трубопроводов системой оперативного дистанционного контроля (СОДК) позволяет более оперативно и точно реагировать на те или иные проблемы в теплосети, использование гибких теплоизолированных труб уменьшает теплопотерю и даёт многолетнюю гарантию от сквозной коррозии. Примеров много: достаточно привлечь небольших инвесторов (которыми, кстати, могут выступить сами жильцы через управляющие компании), реализовать проект в одном-двух многоквартирных домах, в одном региональном водоканале, и этот положительный пример позволит другим инвесторам увидеть, что отрасль перспективна.

Поделиться

Дома для переселенцев, построенные под руководством Керима Сунгурова

— Какие внутренние проблемы в рамках вашего региона, Республики Дагестан, вы видите в развитии строительной отрасли и в сфере предоставления услуг ЖКХ?
— Проблема одна, как и в целом по России — это кадры. Сегодня уровень миграции молодёжи из республики в центральную часть России продолжает расти. Молодые люди едут учиться в города Южного федерального округа, в столицу России, да и во многие другие города нашей необъятной Родины. И, к сожалению, оттуда они уже не возвращаются. Очень многие студенты, закончившие вузы за пределами нашей республики, трудоустраиваются там же. Я думаю, это основная причина, по которой мы испытываем кадровый голод во всех звеньях организаций, от управленцев до квалифицированных рабочих. Но я уверен, что можно и нужно воспитывать молодёжь внутри республики, создавать для неё привлекательные условия для жизни и работы, предоставлять молодым специалистам возможность повышения уровня знаний путём проведения семинаров и всевозможных конференций с привлечением специалистов из соседних регионов. У нас в республике хороший климат, очень много молодёжи, которую можно привлечь к образовательному процессу, предоставлять возможность карьерного роста. Эти меры можно перечислять до бесконечности, главное — перейти от слов к делу! Махатма Ганди говорил: «Разницы между тем, что мы делаем и что мы в состоянии сделать, хватило бы для того, чтобы решить большинство мировых проблем». Надеюсь, у нас всё ещё впереди.

— Что, по вашему мнению, можно сделать для повышения инвестиционной привлекательности региона как для внешних инвесторов, так и для собственных жителей?
— Главное, на мой взгляд, это прозрачность деятельности властей и проводимой ими политики. Отсутствие каких-либо рисков, начиная с экономических и политических, так и банально криминальных. Инвестор, как внешний, так и внутренний, должен понимать, что государство в лице региональных властей желает и может обеспечить безопасность его инвестиций. Эти меры должны быть прописаны законодательно в виде законов и подзаконных актов. Люди должны понимать, что всё, что они вкладывают, будь то миллионные инвестиции или честная оплата жилищно-коммунальных услуг, работает на них же. Но это должна быть дорога с двусторонним движением. Сами инвесторы тоже должны способствовать повышению открытости и прозрачности. Это не означает, что надо переделать свою жизнь, но надо поработать над образом мышления, надо в корне поменять сам подход к решению тех или иных проблемных вопросов. Надо отказываться от каких-либо коррупционных и мошеннических схем, которые изобилуют сегодня в тех или иных отраслях экономики. Будет сложно, но возможно. Надо в это верить!

— Вы, наверно, знакомы с посланием президента России Федеральному Собранию? Что бы вы могли выделить из речи президента?
— Конечно же, очень внимательно слушал речь президента. Глава государства чётко указал приоритеты своей политики на перспективу. Выступление затронуло практически все вопросы, которые сегодня волнуют общество. Я бы выделил экономический блок, потому что сейчас это интересует россиян больше всего. Президент чётко обозначил приоритеты дальнейшего развития экономики, ответил на все вопросы по части налогообложения. Но я бы особо выделил те моменты, в которых президент чётко дал понять о совершенно новых подходах в работе надзорных, контрольных и правоохранительных органов. Очень важна, на мой взгляд, инициатива о создании электронного реестра проводимых проверок и их результатов. Президент подчеркнул, что очень много навязчивых проверок с обвинительным уклоном. Думаю, что предложенные меры положат конец бесконечным проверкам и дадут возможность качественно исполнять свои функции как работникам бюджетной сферы, так и коммерческим организациям.
Очень правильно и, главное, своевременно введение полной амнистии на капиталы. В современной истории нашего государства такого ещё не было. Очень полезный и действенный шаг. Хорошую идею предложил президент и по поводу создания единого технического заказчика. Думаю, работа в этом направлении предстоит большая. И очень правильно, что есть понимание сложности данного вопроса как в законодательной, так и в практической плоскости. Будем смотреть, как пройдут пилотные проекты. Думаю, это правильный путь, хотя и тернистый.

На правах рекламы
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .