«Грузоперевозки — индикатор развития экономики при пандемии»

758
6 минут
«Грузоперевозки — индикатор развития экономики при пандемии»

В условиях кризиса эффективное развитие рынка грузовых железнодорожных перевозок возможно за счет оптимизации бизнес-процессов и слаженной работы всех игроков, считает директор Ростовского филиала Первой грузовой компании (ПГК) Вадим Жуков.

Первая грузовая компания (ПАО «ПГК») — крупнейший частный оператор железнодорожных перевозок в России. Компания предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов. В управлении ПГК — более 109 тыс. единиц подвижного состава, в том числе полувагоны, цистерны, платформы и вагоны иных типов. Региональная сеть компании представлена филиалами в 14 городах России, а международная — в Казахстане и совместным предприятием в Финляндии. За деятельность на юге России отвечает Ростовский филиал ПГК, который специализируется на перевозках грузов железнодорожным транспортом и промышленной логистике.

Жуков ВА 2.jpg

— Экономика Юга пережила сложные полгода. Ограничительные меры, введенные в регионах из-за угрозы распространения коронавируса, привели к ухудшению ситуации в целом ряде отраслей. Как себя чувствуют сейчас железнодорожные операторы и ваша компания в частности?

— С одной стороны очевидно, что грузоперевозки — это индикатор развития экономики в кризис. По объёмам перевозимых грузов можно увидеть, какие сферы экономики падают сильнее всего. И период, вызванный пандемией, не стал исключением. С другой стороны, наиболее объективно мы в силу своей специфики можем говорить только о ситуации с перевозками грузов по железной дороге. Так, в первом полугодии резко вырос спрос на продукты питания. Например, Ростовский филиал ПГК в январе-июне перевез продовольственных грузов почти в два раза больше (+84%), чем в первой половине 2019 года – более 182 тыс. тонн.

Тем не менее, в условиях карантина и самоизоляции многие предприятия не работали, инвестпроекты, в том числе связанные со строительством, были заморожены. Конечно, это сказалось на объемах перевозок некоторых грузов по железной дороге. Например, на Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД) сократилась погрузка цемента и черных металлов. Однако, несмотря на непростую ситуацию, мы сохранили свою клиентскую базу и позиции в регионе – можно сказать, сейчас в среднем на СКЖД каждый десятый вагон под погрузкой – это наш подвижной состав.

В первом полугодии мы также повысили уровень маршрутизации вагонопотоков, что позволило на 0,5 суток ускорить оборот вагонов. Рабочий парк при этом составил около 7 тыс. единиц подвижного состава, это на 9% меньше объема за аналогичный период прошлого года. То есть, мы меньшим парком перевезли вполне достойные объемы.

— Как в сложившейся ситуации выстраивается взаимодействие с руководством Северо-Кавказской железной дороги?

— Ни одна операторская компания не может существовать без синергии с РЖД и их подразделениями в регионах. Поэтому подчеркну, что все достигнутые результаты, о которых мы говорили выше, стали возможны только благодаря слаженной работе со СКЖД, оптимизации бизнес-процессов и эффективному управлению вагонного парка.

В условиях пандемии, угрозы распространения COVID-19 взаимодействие со всеми службами СКЖД было переведено в дистанционный формат: общение через Skype, WhatsApp, другие удаленные сервисы и мессенджеры. «Удаленная работа» не только не ухудшила наше взаимодействие, наоборот, в каких-то направлениях сделала его более эффективным. Например, мы наладили электронный документооборот. Это ускорило принятие многих решений и к тому же позволило нивелировать некоторые риски, в том числе и эпидемиологический. Наш партнёр понимает, что ускорение процессов ПГК приводит к улучшению и его показателей. Поэтому мы строим качественные партнёрские взаимоотношения, и представители СКЖД во многом идут навстречу. Это касается повышения оборачиваемости вагонов, соблюдения графика погрузок, ремонта подвижного состава, текущего обслуживания поездов — всего комплекса работ, необходимых для того, чтобы перевозки осуществлялись качественно и в срок.

— Вы затронули тему электронного документооборота… Как в целом на работу Ростовского филиала повлияла реализуемая в компании программа цифровой трансформации?

— В прошлом году компания действительно перешла на единую платформу управления: было реализовано программное решение SAP S/4HANA и внедрен модуль SAP Transportation Management. В проекте были задействованы более 500 бизнес-экспертов, ключевых пользователей и IT-специалистов. Программа трансформации затронула свыше 200 процессов компании.

Благодаря новой IT-платформе удалось автоматизировать многие функции, например, расчет тарифных условий для клиента и их согласование, отладить взаимодействие с партнерами с момента запроса до оплаты оказанных услуг. Все это значительно повысило эффективность работы ПГК в целом и Ростовского филиала в частности. По сути, мы не только укрепили лидерские позиции на операторском рынке в части внедрения лучших практик, но и доказали, что готовы к сложным задачам. Поэтому и переход на дистанционный режим работы дался нам относительно легко. С точки зрения IT, мы были к этому готовы.

Кстати, профессиональное сообщество по достоинству оценило программу цифровизации ПГК: в октябре прошлого года наша компания стала лауреатом премии SAP Value Award в номинации «Лидер цифровой трансформации». В состав конкурсной комиссии входили руководители Российского союза промышленников и предпринимателей, SAP CIS, топ-менеджеры крупных отечественных и зарубежных компаний.

— Какие актуальные задачи вы сейчас решаете, чтобы благополучно завершить 2020 год?

— Наши главные задачи — развитие сервиса и сохранение клиентской базы, достижение показателей погрузки не ниже прошлого года. Для их выполнения мы активно работаем над расширением возможностей для партнеров. Например, предложили грузоотправителям возить в цементовозах мелкую ракушку, песок и другие аналогичные стройматериалы, на которые есть спрос.

Кроме того, филиал участвует в ряде пилотных проектов ПГК. Они направлены на улучшение деятельности, увеличение количественных и качественных показателей, сокращение расходов и повышение производительности труда.

Безусловно, важная задача для филиала — подготовка к тендерным процедурам 2021 года. Помимо основной деятельности мы оказываем комплексные логистические услуги. Например, полностью занимаемся транспортным обслуживанием завода «Ставролен» (группы компаний «ЛУКОЙЛ») в Буденновске. Ежегодно предприятие производит более 300 тысяч тонн полиэтилена, 120 тысяч тонн полипропилена, 80 тысяч тонн бензола, 50 тысяч тонн винилацетата. Традиционно завод вывозит полиэтилен и полипропилен парком ПГК объемом кузова 158 м3. Для исключения возможных рисков по необеспечению заявленных объемов потребным парком, мы предложили клиенту, помимо большекубовых вагонов, использовать подвижной состав меньшей кубатуры. Это позволило нам выполнить все обязательства и погрузить продукцию партнера строго по графику. Росту объемов перевозок также способствовало активное участие Ростовского филиала в согласовании нового договора на перевалку и хранение грузов на станции Новороссийск между «Лукойл-Транс», грузополучателем и РЖД. В следующем году намерены усилить присутствие в сегменте промышленной логистики и будем участвовать в соответствующих тендерах.

Партнерский материал

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.