По словам Яны Куриновой, власти предоставили ряд мер, стимулирующих развитие IT-отрасли. Фото предоставлено АНО МФК РРАПП
Поделиться
Новые игроки и сложные финансовые механизмы
За последний год на отечественном рынке IT произошли серьезные трансформации. Эксперты отмечают, что по окончанию периода “опустошения” освободившиеся ниши заняли новые бизнесмены, и не только российские.«Ушли зарубежные компании, которые раньше составляли конкуренцию отечественным. На освободившееся место пришли новые игроки: не только российские, но и азиатские, а также представители стран СНГ. Получается, что сначала рынок просел, но спустя полтора года пришли другие компании, с новым спросом, который мы в состоянии удовлетворить», — говорит генеральный директор компании FIRECODE Андрей Морозов.
«Российский бизнес резко осознал, что возникли огромные риски с точки зрения ключевых бизнес-процессов, и надо что-то предпринимать, — считает Александр Букуров, совладелец и гендиректор digital-агентства «Вебпрактик», президент Фонда развития ИТ-образования Ростовской области. - В итоге появился большой внутренний заказ на замещение этих систем. Этот тренд нас вытянул. И хотя говорили, что из-за макроэкономического давления сверху год будет скорее отрицательным, в целом экономика выстояла. По моим оценкам, рост рынка составил чуть больше 10%».
При этом партнеры из ныне недружественных стран по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве, но развивать его сегодня стало проблематично.
«Наша компания является экспортером продуктов и услуг по разработке программного обеспечения с 2000 года, — комментирует директор ООО «Интернет-Фрегат» Сергей Хомяков. — Ситуация, связанная с ограничением работы с заказчиками США и Европы, негативно отразилась на нашей работе. Причем, сами заказчики продолжают испытывать интерес к сотрудничеству, а вот финансовые механизмы, связанные с оплатой, заметно усложнились».
«Новые возможности появились в основном не у региональных, а у федеральных компаний, поскольку все бюджеты были разобраны в Москве. Ну и все программы, которые появляются, попадают чаще на стол федеральным компаниям. Региональным бизнесменам, по моей информации, мало что перепало, кроме региональной льготы, — считает основатель и управляющий RNDSOFT Роман Забродин. — Однако в 2022 году отрасль выросла, частично за счет компаний с ОКВЭД в области научных разработок (крупные полугосударственные структуры)».
С ним солидарна гендиректор ООО «Быстрые отчеты» Светлана Кострыкина, которая придерживается мнения, что сегодня нет регионального рынка IT, а есть рынок страны.
«После перехода на импортозамещение и российское ПО, ситуация заметно изменилась. У нас появилось больше заказов из госструктур и банковской системы. Это уже другой уровень клиентов и другой уровень взаимоотношений. — делится наблюдениями руководитель. — Изменился срок проведения сделок: сейчас он может составлять от года до двух лет, тогда как раньше он составлял месяц. Российские клиенты не всегда с доверием относятся к отечественным технологиями, долго тестируют их».
Поделиться
Светлана Кострыкина считает, что сегодня нет регионального рынка IT, а есть рынок страны. Фото предоставлено АНО МФК РРАПП
«Спрос был стабильным, наблюдался переход с американских микросхем на китайские, — говорит Евгений Галалу, генеральный директор ООО «Диалог телеком». — На это потребовалось время, но люди в итоге освоились. Провалы были в течение недели, даже не месяца. Импортозамещение - это когда решение становится хуже и дороже, но нужно радоваться, что оно есть. На мой взгляд, мы в сложившейся ситуации выкручиваемся просто блестяще».
Отрасли ждут отечественные разработки, IT-компании — господдержку
По словам Сергея Хомякова, в отечественных IT-разработках в настоящее время особенно заинтересованы те отрасли, которые связаны с обеспечением информационной безопасности, а также банковская сфера и все направления, связанные с АПК.«Если говорить о специфических потребностях, они связаны с применением искусственного интеллекта. С каждым годом такие запросы увеличиваются кратно. И таких специалистов очень трудно найти, их не готовят в вузах», — добавил Андрей Морозов.
Александр Букуров отмечает, что сегодня существует очень большой спрос на замещение в ритейле, ERP, CRM, маркетинговых системах, которые традиционно были связаны с западными вендорами. Следовательно, теперь это необходимо реализовывать для отечественных компаний.
Однако представители ИТ-сектора по-прежнему нуждаются в мерах поддержки - как на федеральном, так и на уровне регионов.
По словам директора Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (РРАПП) Яны Куриновой, после введения санкций государство уделило особое внимание поддержке сферы IT. В 2022 году на отечественное ПО пришлось больше половины закупок в рамках 44 и 223 федеральных законов. Руководитель РРАПП выделяет основные векторы взаимодействия с региональным IT-сообществом.
«Во-первых, это наши структурные подразделения - Региональный центр инжиниринга и Отдел кластерного развития, которыми оказываются услуги по цифровизации бизнес-процессов производственным компаниям и участникам донских кластеров, в том числе информационно-коммуникативного кластера, - рассказывает Яна Куринова. - Благодаря реализации Нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» и региональных проектов, утверждённых Губернатором, такие услуги предоставляются на условиях софинансирования до 80% затрат в пределах утвержденного лимита. Второе направление - вопросы, связанные с профориентацией людей, особенно молодежи. В этом году на базе Центра истинных ценностей запущена IT-школа, благодаря которой более 700 школьники смогли бесплатно освоить начальные навыки IT-профессий».
Важное направление связано с оказанием микрофинансовой поддержки. Так, на днях была предоставлена финансовая поддержка ростовскому предприятию Prof IT, которое разрабатывает решения в области искусственного интеллекта.
«В 2022 году был предоставлен ряд мер, стимулирующих развитие IT-отрасли. В их числе: льготная ипотека, отсрочка от службы в армии и другие. Часть мер господдержки будет пролонгирована, — поясняет директор РРАПП. — Если говорить о Ростовской области, то здесь также по инициативе Губернатора были введены специальные меры поддержки, к примеру, сниженные ставки по упрощенной системе налогообложения до 1% процента по объекту налогообложения «доходы» и до 5% процентов по объекту налогообложения «доходы минус расходы». На эту льготу могут рассчитывать предприятия, занимающиеся разработкой компьютерного ПО (код ОКВЭД 62) и деятельностью по обработке данных, а также предоставлению услуг по размещению информации (код ОКВЭД 63.11)».
Монополизация: быть или не быть?
В ходе обсуждения тенденций, которые наблюдаются сегодня на российском рынке IT, многие специалисты отрасли обращали особое внимание на монополизацию рынка. Однако отношение к происходящему у экспертов разное.«На внутреннем рынке мы сегодня наблюдаем существенную тенденцию к монополизации, — рассуждает Сергей Хомяков. - Некоторые госкорпорации, которые даже не специализируется на какой-то разработке, берутся за все задачи, получая госзаказы».
Поделиться
Андрей Морозов не считает монополизацию ключевым трендом на сегодняшний день. Фото предоставлено АНО МФК РРАПП
По мнению эксперта, эта ситуация приводит к еще большему напряжению на кадровом рынке, поскольку крупные компании, обладая большими ресурсами, могут “перебирать” кандидатов и забирать к себе лучших специалистов. В результате возникает еще большая нехватка грамотных сотрудников.
Монополизация неизбежна, считает заместитель директора СКБ «Граф» Юрий Соколов. Вопрос лишь в том, какие сопутствующие явления возникнут, и как с этим работать в дальнейшем.
«На нашей работе монополизация никак не отразилась. Скорее, наоборот, есть примеры, когда достаточно крупные компании “сдулись” и открыли нам свою нишу. А мы достаточно успешно этим воспользовались. Крупный игрок не всегда может развиваться благополучно, к тому же, у него может быть достаточно диверсифицированный бизнес. Не все справляются с большой нагрузкой, — считает руководитель компании. — Любой кризис - это не только проблемы и головоломки, но и возникновение новых возможностей».
К числу очевидных тенденций эксперт отнес увеличение числа выданных грантов в сфере IT, когда большие деньги вкладываются в различные стартапы. Насколько этот подход является грамотным, покажет время, уверен Юрий Соколов.
Андрей Морозов, напротив, не считает монополизацию ключевым трендом, поскольку в России пока нет таких крупных игроков, как, например в странах Азии.
«В нашей стране, если не брать корпорации типа Яндекса и Mail.ru Group, компании, которые занимаются разработкой того или иного продукта, считаются большими, если штат составляет от ста до тысячи человек. Если мы берем зарубежные примеры, то в той же Индии достаточно много компаний с количеством сотрудников 300-500 тыс. человек. У нас таких компаний нет вообще, — рассуждает гендиректор FIRECODE. — Если говорить о тенденциях на рынке труда в сфере IT, то мы видим наплыв начинающих специалистов. А вот специалистов среднего и высокого уровня - еще придется поискать. Понятно, что в дальнейшем часть начинающих специалистов повысит свою квалификацию. Но это примерно 30% от общего числа».
Импортозамещение требует времени
Хотя курс на импортозамещение был взят еще в 2014 году, эксперты уверены, в некоторых направлениях в области информационных технологий требуется больше времени для создания отечественных аналогов.«Есть то, что пока не получается импортозаместить, — считает Юрий Соколов. - Сегодня нам нужна операционка, нам нужна своя база данных. Да, что-то в этом направлении создается, но для корпораций этого пока недостаточно. Мы видим, положительную динамику в этом направлении. Возможно, она не такая быстрая, как хотелось бы, но разработки ведутся, а технологии не стоят на месте. Однозначно, для этого нужно больше времени».
«Сегодня делать продукты только на российский рынок больно, но не делать - нельзя. Поэтому государство вкладывает существенные средства для поддержки продуктов, — говорит Максим Болотов, генеральный директор INOSTUDIO, президент ассоциации BrainHorn. — Но нужно понимать, что поддержать всех невозможно. У нас есть продукты, которые можно использовать после ухода иностранных компаний, но эти продукты требуют значительной доработки, которую, во-первых, сейчас есть возможность финансировать, но, во-вторых, деньги получают не все - благодаря системе регулирования. Государство не просто так выделяет лидеров отраслей. Это нужно для того, чтобы решения, которые разрабатывают госкорпорации, в дальнейшем можно было экспортировать».
В то же время, если раньше импортозамещение шло планомерно, но с оттяжкой в некоторых направлениях, сейчас ситуация обострилась, поскольку компаниям приходится надеяться только на отечественные решения.
«У нас есть единый реестр российских программ для ЭВМ и БД. Работа над ним началась еще в досанкционный период. Сейчас реестр уже стал витриной российских продуктов - многоплановым инструментом. В нем представлены также продукты нашей компании, — рассказал Сергей Хомяков. — В качестве примера можно назвать продукт, связанный с географическими информационными системами, позволяющий управлять территорией и имуществом в крупных компаниях, территориально распределенных, в том числе на уровне муниципалитета региона. Наша платформа называется “Фарватер”. В основе этой платформы были внедрения на уровне регионов РФ, а также крупных компаний металлургического сектора».
Роман Забродин считает, что говорить о прорывных разработках в продуктовых направлениях пока не приходится. «Продуктовые направления тиражируемые. Они, действительно, где-то в большом количестве выставляются. Но я не слышал о каких-то больших, “выстреливших” историях», — пояснил основатель RNDSOFT.
Поделиться
По оценкам Александра Букурова, рост рынка составил чуть больше 10%. Фото предоставлено АНО МФК РРАПП
«Мы, являясь IT-интегратором, тоже попали в тренд импортозамещения. Из последних важных историй: мы внедрили для Российского экспортного центра маркетинговую платформу для омниканальных коммуникаций. Речь идет о способности государственного института быть более конкурентным и оказывать более точечную поддержку», — рассказал Александр Букуров.
О значимости «ИТ-Песочницы»
На последнем в этом году заседании «IT-Песочницы» участники говорили о значимости этого проекта, благодаря которому удалось объединить различных представителей отрасли — разных поколений и разных направлений деятельности.Проект существует и развивается уже третий год. Инициаторами и организаторами выступают РРАПП, региональная «Точка кипения» г. Ростова-на-Дону при поддержке министерства экономического развития Ростовской области. Оператором проекта является Аналитический центр «Эксперт Юг».
«Это проект создавался вокруг идеи объединить людей, заинтересованных в развитии регионального ИТ-кластера. Он создавался на пике диалога между IT-кластером и государством на всех его уровнях, — заявил в своем выступлении генеральный директор «Эксперт Юг» Владимир Козлов. — С тех пор появилась мощная федеральная рамка для развития сектора, но на региональном уровне интенсивность диалога спала, несмотря на очевидное развитие донского ИТ-кластера».
С начала работы проекта «Эксперт Юг» стал регулярно публиковать рейтинг южнороссийских ИТ-компаний. Появилась актуальная аналитика, которая дает представление о том, что сейчас происходит в отрасли.
Участники «IT-Песочницы» в свою очередь отмечают, что проект стал значимым событием для представителей сообщества. Спикеры смогли обсудить актуальные проблемы и вопросы по ситуации, складывающейся в отрасли.
«Мы стали больше общаться и смогли чаще обмениваться опытом, а это крайне важно для развития отрасли и повышения эффективности каждого, — уверен Александр Букуров. — Есть ряд задач, которые невозможно решить по отдельности. В первую очередь, они связаны с образованием. Теперь появился фонд, который занимается этой задачей и вопросом формирования диалога с властью, поскольку власти и нам удобнее взаимодействовать, когда есть некое консолидированное мнение».
Тем не менее, эксперты подчеркивают, что хотят чаще видеть на мероприятиях представителей различных уровней власти.
«Проект внес свежую струю в нашу деятельность. «IT-Песочница» объединила разные поколения, встречи были довольно интересными и разноплановыми, — подвел итоги Сергей Хомяков. — Хотелось бы привлечь для участия дополнительно чиновников и представителей власти, с которыми можно решать вопросы кадровой политики, привлекать министерства, которые в дальнейшем могут выступать как потребители услуг региональных компаний».