Инфраструктура напополам

636
9 минут

Портфель реальных инвестпроектов в инженерно-транспортной инфраструктуре ЮФО показал в этом году рекордное падение — на 51%. Доля инфраструктуры, занимавшей в нашем рейтинге инвестпроектов несколько лет подряд второе место, в этом году снизилась с 22,4 до 12,4% (на 11,7 млрд долларов). Объясняется это вводом ряда олимпийских объектов и неясными перспективами ряда грандиозных проектов. В абсолютном выражении стоимость проектов сократилась до 10,8 млрд долларов. Тем не менее, количественно база инфраструктурных объектов выросла — с 35 до 38 пунктов. Основная доля всех инвестиций в эту отрасль сосредоточена в долгосрочных проектах в железнодорожном и автодорожном строительстве, а также в создании крупномасштабных терминалов по перевалке нефти и газа.

Самое плотное скопление проектов наблюдается в пределах 100 млн долларов — на эту группу приходится больше половины базы (20 проектов против 17 в прошлом исследовании). В сегменте 100–200 млн долларов реализуется всего четыре проекта — в основном в области портовой инфраструктуры и логистики. А самым масштабным теперь является проект реконструкции железнодорожной инфраструктуры для обеспечения доставки грузов в порты Азово-Черноморского транспортного узла на участке между станциями Имени М. Горького —  Котельниково —  Тихорецкая — Кореновск —  Тимашев­ская —  Крымская с обхо­дом Крас­но­дарского узла. Его стоимость составляет более 2,5 млрд долларов. Проект позволит расширить коридор для транзитных потоков экспортных грузов из Поволжья, с Урала и из восточных регионов страны в черноморские порты Краснодарского края.

Олимпийский цикл завершён

По сравнению с прошлым годом первая десятка инфраструктурных проектов обновилась не слишком значительно. Новые проекты — уже упомянутое строительство Северного обхода Астрахани, комплексная реконструкция с электрификацией железнодорожных линий Таманского полуострова и расширение мощностей трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума.

Несколько проектов за прошедший год были благополучно реализованы; в основном это олимпийские стройки. Самый заметный из покинувших базу завершённых проектов — железнодорожная линия Туапсе — Адлер стоимостью более 8 млрд долларов. Её строительство позволило поэтапно увеличить пассажирскую и грузовую пропускную способность магистрали путём введения двухпутных вставок. Завершён и другой проект ОАО «РЖД» — совмещённая автомобильная и железная дорога Адлер — горно-климатический курорт «Альпика-Сервис», которая обеспечит доставку зрителей и участников соревнований на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка Имеретинской низменности. Сданы в эксплуатацию последние олимпийские проекты — федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга — Сочи и многотопливный автозаправочный комплекс олимпийского формата в Кореновском районе Краснодарского края.

Ряд проектов покинет базу уже в следующем году, а значит, доля инфраструктурной отрасли может сократиться ещё сильнее. На завершающей стадии реализации находится проект строительства перегрузочного комплекса по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов в Темрюкском районе Краснодарского края общим объемом инвестиций почти 900 млн долларов. Дублёр Курортного проспекта в Сочи протяжённостью 5,7 км и стоимостью 879,5 млн долларов планируется закончить в декабре этого года. Завершение реконструкции и модернизации международного аэропорта Сочи намечено на конец 2013 года.

Порты теснят рельсы

«На данный момент большинство инвестиционных проектов инженерно-транспортной инфраструктуры в ЮФО реализуется в области железнодорожного строительства, — отмечает директор группы по управлению строительными проектами компании КПМГ в России и СНГ Юлия Стефанишина. — Однако в ближайшее время, с окончательным вводом в эксплуатацию основных строящихся и реконструируемых участков железных дорог, на первый план выйдут проекты по развитию портовой инфраструктуры». В самом деле, в отраслевом разрезе треть стоимости инфраструктурных проектов приходится на железнодорожный транспорт, но этот перевес продержится недолго — после завершения упомянутого выше проекта РЖД на первое место уверенно выйдут порты, как мы и предполагали ранее.

Южные проекты в сфере портовой инфраструктуры уже вплотную подобрались к железнодорожному строительству — их доля в отраслевой структуре составила 28% (железной дороге принадлежит 30%). Внутри портовой отрасли лидируют универсальные грузовые порты, хотя в прошлогоднем исследовании более половины стоимости приходилось на зерновые терминалы. Зерновое лидерство было обеспечено главным образом проектом строительства терминала в порту Тамань, заявленного группой «Базовый Элемент». Однако перспективы этого масштабного проекта пока не ясны. Судьбу госпроекта расширения порта Тамань, в рамках которого «Базэл» собирался построить зерновой терминал, по предложению Минфина необходимо отдать в частные руки. Таким образом, доля государственных инвестиций должна снизиться с существующих 30% до 10–20%, и пока неизвестно, готовы ли потенциальные инвесторы профинансировать строительство на 80–90%.

В этом году базу инфраструктурных проектов пополнили три универсальных грузовых порта — краснодарский контейнерный и автопаромный перегрузочный комплекс в Юго-восточном грузовом районе, Северо-восточный грузовой район морского порта Кавказ общей стоимостью 299 млн долларов, а также проект ростовского ООО «Морской зерновой терминал» — причальное сооружение с технологическим перегрузочным комплексом в порту Таганрога в районе Северного мола.

Дороги пустились в рост

Почти 40% всех совокупных инвестиций в инженерно-транспортную инфраструктуру ЮФО приходится на строительство автодорог и аэропортов. «Перспективным является строительство платных автодорожных обходов городов, а также платные мосты и тоннели», — комментирует управляющий партнёр компании «ФОК» Моисей Фурщик. В дорожном строительстве за год инициировано семь новых проектов в Астраханской, Ростовской областях и Краснодарском крае. Наиболее масштабный проект этого сегмента — строительство дублёра Курортного проспекта в Сочи протяжённостью 5,7 км и стоимостью 879,5 млн долларов, заявленное ещё в 2009 году. Первую очередь проекта предполагается закончить к декабрю 2013 года. Другой крупный проект — Северный обход Астрахани протяжённостью 12,6 км и стоимостью почти 700 млн долларов; он соединит северный и северо-западный промышленные узлы города и позволит позиционировать Астрахань как транспортный узел международного транспортного коридора Е-40 до границы с Китаем.

«Проблемной частью транспортной инфраструктуры ЮФО остаются дорожные сети, в развитии которых редко участвует частный капитал, — считает Юлия Стефанишина. — Приоритетной задачей органов власти является повышение интереса к такого рода проектам путём обеспечения определённых гарантий их участникам. Помимо финансовой составляющей, важную роль играет правильный подход к управлению строительством, ведь контроль над проектом — это одно из приоритетных требований инвесторов. Государству самостоятельно очень сложно обеспечить должный уровень управления, что связано с большим количеством внутрипроектных команд, поэтому пока инвесторы с большой неохотой заходят в такие проекты. Поэтому если подойти к этой проблеме с технической стороны и обеспечить должный уровень организации и контроля над проектом, развитие дорожных сетей может стать одним из самых популярных направлений для привлечения частного капитала».

Высокий потенциал для инвесторов в дорожном строительстве видит заместитель генерального директора группы «Базовый Элемент» Андрей Елинсон: «Здесь большое поле для работы и вложения средств со стороны инвесторов, и механизм частно-государственного партнёрства в этой сфере мог бы наглядно показать, чего с его помощью можно добиться». Моисей Фурщик тоже полагает, что не стоит рассчитывать только на федеральную компанию «Автодор», и вполне реальной мерой считает региональные концессии. В ближайшие годы активное развитие дорожной инфраструктуры на Юге продолжится. По данным Федерального дорожного агентства, предполагается планомерное повышение финансирования строительство и ремонта автодорог — с 363,3 млрд рублей в 2013 году до 403,7 млрд рублей к 2015 году.

Логистика на перспективу

Инвестиционный портфель аэропортов ЮФО за год почти не изменился — это четвёртый по привлекательности инфраструктурный сегмент с долей 17%. К заявленным ранее проектам присоединился один новый — создание аэродромного комплекса «Таганрог-Южный», инициатором которого выступило ОАО «ТАНТК им Г. М. Бериева». К 2015 году на базе таганрогского авиастроительного предприятия планируется создать современный мультимодальный комплекс по организации и обслуживанию новых грузовых и пассажирских потоков. Крупнейший инфраструктурный проект Ростовской области — строительство аэропортового комплекса «Южный» — за год вырос в стоимости до 955,5 млн долларов.

Другие сферы инфраструктурного строительства на фоне довольно солидного веса железнодорожного транспорта, портов, автодорог и аэропортов выглядят весьма скромно. В частности, логистике приблизиться к лидерам мешает сравнительно невысокая стоимость реализуемых здесь проектов. Самый дорогой проект, инициированный в этой сфере, — логистический комплекс для продукции корпорации «Глория Джинс» стоимостью 76,7 млн долларов. Логистические проекты ЮФО в этом году пополнились рядом новичков, однако, по мнению Юлии Стефанишиной, в регионе по-прежнему наблюдается острая нехватка логистических парков и комплексов, поэтому данное направление остро нуждается в инвестициях для обеспечения динамичного развития экономики ЮФО, так как является связующим звеном в общей структуре транспортной системы Юга.

«Подготовка к Олимпиаде в Сочи показала, что на юге России немало проблем с инфраструктурой, — комментирует Андрей Елинсон. — Это касается и дорог, и состояния внутренних пассажирских и грузовых перевозок на любом виде транспорта — особенно в авиации. Для дальнейшего развития южных регионов необходимо делать упор на повышение качества жизни людей, а этого нельзя добиться без строительства новых дорог, реконструкции и полного обновления ряда аэропортов, разработки более густой маршрутной сети внутрирегиональных авиаперевозок и так далее». Ещё одна сторона этой проблемы — слабая воздушная связь между региональными центрами: зачастую из города в город самолётом можно попасть только через Москву.

Кубань теряет позиции

В региональной структуре портфеля инфраструктурных проектов ЮФО за год существенно снизилась доля Краснодарского края, хотя здесь реализуется больше половины проектов — 20 из 38. Но в стоимостном выражении на долю Кубани сейчас приходится чуть более 60% против 80% в прошлом году, причём половину совокупных инвестиций в кубанскую инфраструктуру принесли РЖД, инициировав два крупнейших проекта в отрасли.

В Ростовской области наиболее заметный тренд в инфраструктурном строительстве — активизация региональных властей. В частности, донской губернатор Василий Голубев назвал приоритетным направлением своей работы дороги регионального значения.

Из регионального бюджета уже финансируется строительство 20-кило­метровой трассы Ростов — Азов, которое должно завершиться в 2015 году. На трассе М4 «Дон» строят 30-кило­метровый обход посёлка Тарасовский, который должен решить проблему «бутылочного горлышка», где сокращается число рядов и машинам приходится тесниться. Также областное правительство совместно с Росавтодором начало работу по созданию транспортного кольца вокруг Ростова, которое должно уменьшить объёмы транспорта, проезжающего транзитом через донскую столицу (в настоящее время в город каждые сутки въезжает более 60 тысяч автомобилей).

Возможно, в ближайшие годы в число реальных инфраструктурных проектов ЮФО войдёт и уже легендарное ростовское метро. На конец сентября намечен конкурс на разработку проектной документации первой линии метрополитена, которая должна соединить Западный жилой массив, железнодорожный вокзал и площадь Карла Маркса. Длина этой ветки составит более 11 километров, на линии предполагается строительство восьми станций. Плановая стоимость строительства первой очереди подземки составит около 76,6 млрд рублей.

Таблица: 10 крупнейших инвестиционных проектов в инженерно-транспортной инфраструктуре

График 1

Благодаря двум крупнейшим проектам РЖД на железнодорожный транспорт приходится почти треть совокупных инвестиций
График 2

Проекты универсальных грузовых портов позволили вытеснить зерновые терминалы с места лидера в портовой инфраструктуре