103 107 14

ИТ жаждут протекции

ЭКСПЕРТ ЮГ №41-42 (330-331) 2014
1110
6 минут

На недавней встрече представителей ИТ-сообщества в Сочи выяснилось, что об импортозамещении в этой сфере пока можно только мечтать. Сегодня мнения власти и бизнеса о том, как поддерживать эту отрасль, диаметрально противоположны

ИТ жаждут протекции

Поделиться
Конференция «Взгляд в электронное будущее», организованная компанией «Ростелеком», стала важной площадкой для диалога между представителями власти и ИТ-индустрии. Поводом для дискуссии оказалась инициатива Минкомсвязи РФ по созданию фонда поддержки отечественного ПО. Предложение главы министерства Николая Никифорова в адрес президента страны перевело тему импортозамещения в плоскость телекоммуникаций и ИТ-бизнеса.

Эта проблема актуальна как для России в целом, так и для южных регионов страны, где, несмотря на наличие нескольких профильных вузов, заниматься инициацией ИТ-проектов попросту некому (см. материал «Стратегия для пустого места» на стр. 42). И если власть пытается действовать в этой сфере по привычной схеме государственного стимулирования, то бизнес заявляет о необходимости протекционистской политики в области информационных технологий.

С поддержкой и без

«Время сложное: санкции, денег в отрасли не так много, как пять лет назад», — описывает состояние бизнеса в среде информационно-компьютерных технологий в России советник спикера Совета Федерации Руслан Гаттаров. Условия, в которых существует российская ИТ-индустрия, претерпели значительные изменения — за последние пять лет, по оценке представителя Совфеда, доля законодательных инициатив в области высоких технологий значительно возросла. Но взаимодействие власти и бизнеса, занимающегося высокими технологиями, развивается не так успешно, хотя, как считает заместитель министра связи и массовых коммуникаций Олег Пак, ведомство ещё несколько лет назад предприняло несколько важных шагов для поддержания отечественных ИТ-предпринимателей.

Одним из шагов в этом направлении должно стать создание официального реестра отечественного ПО. И хотя ещё не вполне ясно, какие дополнительные возможности в конечном итоге получат российские производители от этой инициативы, всё же этот шаг оценивается российскими предпринимателями благосклонно.

Однако многие шаги, предпринимаемые властью для поддержания отрасли, например, упомянутая инициатива главы Минкомсвязи, вызывают как минимум недоумение у представителей российских ИТ-компаний. Так, генеральный директор компании InfoWatch Наталья Касперская считает, что введение налога для отечественных производителей ПО окажется губительным для российских компаний, которые и так работают в условиях жесточайшей конкуренции с западными производителями, а теперь будут вынуждены перечислять значительную часть своих средств в соответствующий фонд, механизм перераспределения средств из которого пока остаётся туманным.

А вот председатель совета директоров ГК «Ай-Ти» Тагир Яппаров возражает коллегам, говоря, что использование государственного финансирования в сфере высоких технологий делает невозможным создание конкурентоспособного продукта. «При государственном финансировании заключается госконтракт на три года, в его рамках обозначается результат, который должен быть на выходе, — сопоставляет механизмы госфинансирования с требованиями ИТ-отрасли г-н Яппаров. — А при современных разработках в ИТ происходит еженедельная корректировка целей, технологии и методы динамично меняются. В итоге достигается совсем другая цель, и это считается естественным в нашей отрасли при создании конкурентоспособного продукта. Если же при работе по госконтракту через три года сдать не то, что написано в техническом задании, то вы все понимаете, чем это закончится. Поэтому приходится сдавать то, что прописано в ТЗ». И пока очевидная разница в понимании механизмов реализации поставленных задач чиновниками и участниками рынка приводит лишь к большему отставанию России в области высоких технологий.

Условно отечественная

«Тотальная зависимость от импорта — это реальная угроза, и неважно, будет она реализована или не будет. Так или иначе, невозможность сохранять цифровой суверенитет на собственном пространстве всегда чревата различными неприятностями, начиная от вирусов и заканчивая возможностью полного отключения инфраструктуры», — заявила на круглом столе, посвящённом теме импортозамещения, Наталья Касперская. Эту точку зрения в той или иной степени разделяют все представители российской ИТ-отрасли. Но если создание площадок для производства собственного оборудования, по мнению большинства ИТ-предпринимателей, — это дело не одного года, то воспроизвести среду для создания конкурентоспособного ПО можно в течение ближайших лет.

«У нас есть весь набор отечественного программного обеспечения, от защиты от вирусов до операционных систем», — заявил президент некоммерческого партнёрства «Российская ассоциация свободного программного обеспечения» Александр Жмурко. Впрочем, эту операционную систему можно считать отечественной только условно, так как основой для неё служит свободное программное обеспечение на основе Linux. «Но центр разработки и люди, контролирующие код, когда мы говорим об этих операционных системах, находятся здесь, в России, — объясняет г-н Жмурко. — И если случится какой-то страшный апокалипсис и у нас на границе отрубят кабель с интернетом, это позволит продолжать развивать полноценную операционную систему».

Впрочем, критической необходимости в полностью независимой от достижений мирового программирования системе не существует, более того, наличие общих разработок позволяет не отставать от других стран. Проблема скорее заключается в том, что все эти решения не производятся в промышленных масштабах. Отсутствие крупных заказчиков и широкого круга потребителей, которые согласны работать на этом ПО, в свою очередь, исключает возможность полноценного сбора информации об ошибках и их устранения.

Медленный сценарий

Отказ мировых производителей ПО от российского рынка (при всей неправдоподобности и катастрофичности такого развития событий), возможно, и позволил бы российским ИТ-компаниям изменить ситуацию в свою пользу, но до сих пор всё происходит как раз наоборот. Иллюстрацией служит тот факт, что, по оценкам руководителей отечественных ИТ-компаний, в России сегодня работает около 200 тысяч программистов. Эта цифра оценивается специалистами как очень скромная для страны, претендующей на какие-либо достижения в сфере информационных технологий. Резкий скачок спроса на профессионалов в отрасли в последний год, по словам руководителей компаний, уже привёл к тому, что московские программисты получают зарплаты, сопоставимые с зарплатами европейских коллег, а сами компании вынуждены нанимать программистов в странах ближнего и дальнего зарубежья.

И всё же даже в таких условиях российские ИТ-компании находят свои ниши и производят конкурентоспособный продукт. «Если индусы славятся ценой, то мы — умением решать сложные задачи», — описывает специфику позиционирования российских производителей Тагир Яппаров. Несколько российских компаний вполне успешно продают свою продукцию как на внутреннем, так и на международных рынках, хотя российский потребитель пока остаётся основным для большей части игроков с отечественной пропиской. Российские производители ПО при всём демонстрируемом пессимизме в оценках конкурентной среды занимаются планомерным развитием и вкладываются в новые проекты.

Развитие российского рынка ИТ необходимо осуществлять последовательно и постепенно, считает и президент компании «Ростелеком» Сергей Калугин. По его словам, целью компании является использование как минимум 30% отечественного ПО и оборудования. «Национальный оператор не может не иметь своего фрагмента сети, построенного на национальном оборудовании, которое управляется национальным программным продуктом», — считает г-н Калугин, уточняя, что оборудование на сегодняшний день не является самой важной составляющей, так что в свете подобных планов «Ростелекома» широкое поле для деятельности открывается именно перед отечественными ИТ-компаниями.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .