54 56

Как Альфа-Банк помог прогрессу «Проф-пресса»

ЭКСПЕРТ ЮГ №5 2022
2131
8 минут

Из небольшого семейного полиграфического бизнеса компания «Проф-пресс», преодолев несколько кризисов, выросла в значимого игрока рынка страны. В основе роста — философия постоянной модернизации и опора на надёжного финансового партнёра

Как Альфа-Банк помог прогрессу «Проф-пресса»

Основатель "Проф-пресс" Святослав Шалай
Поделиться
Компания «Проф-пресс» прочно входит в десятку крупнейших российских производителей канцелярской продукции. При этом обороты компании растут на протяжении нескольких лет, что делает компанию одной из самых быстрорастущих в своем сегменте. Средний прирост выручки за последние пять лет составил 14%, а по итогам 2021 года, согласно данным ИАС Seldon.Basis, выручка компании поднялась до отметки 4,1 млрд рублей.

Компания основана Святославом Шалаем, который в начале 80-х годов приехал в Ростов из Белоруссии. Здесь он получил техническое образование, которое затем не раз помогало ему понимать суть производственного процесса. Он признаётся, что к типографскому делу его подтолкнула любовь к книгам. «Мы читали книги и обменивались книгами, многие из них были редкостью — так пришла идея книги печатать», — рассказывает Святослав Шалай.

Этот бизнес-роман начался в конце 80-х и продолжился все 90-е годы. Небольшая типография со временем выросла в издательство, выпускающее полиграфическую и канцелярскую продукцию мирового уровня в различных сегментах. Недавно компания приступила к созданию современного логистического комплекса на своей базе в Аксае. Сейчас по плану — строительство второй очереди центра площадью 15 тысяч кв. м. Его создание существенно сэкономит время на отгрузку продукции, сделав компанию ещё более технологичной. В этом компании помогает финансовый партнёр в лице Альфа-Банка.

«Философия компании — идти к вершине, которую никогда не достигнуть», — говорит Святослав Шалай. Преодоление нынешнего санкционного кризиса — как раз такая задача, ведь в своей деятельности «Проф-пресс» использует иностранное оборудование и расходные материалы.

Лидер рынка начинал с типографии

Из небольшой типографии с девятью сотрудниками компания выросла до многопрофильного предприятия со штатом свыше тысячи человек. Стратегия компании заключается в пошаговом запуске уникальных производственных линий ежегодно. Создавая уникальные производства, «Проф-пресс» занимает на рынке новые ниши.

История современного «Проф-пресса» началась в 2002 году после создания издательства детской литературы. Все последующие годы компания расширялась, обрастая новыми направлениями, из которых затем создавались новые компании. На данный момент компания стала производителем товаров широкого спектра — от детской игрушки и паззлов до вплавляемой этикетки и игральных карт. В мире не так много компаний, которые умеют делать эти вещи профессионально. Основную часть оборудования компания заказывает в Европе (Германия), а вот станков китайского производства почти нет. Пресловутый «разворот на Восток» пока откладывается ввиду отсутствия там техники необходимого качества.

Продукция «Проф-пресса» рассчитана на всю семью: глобальная задача в том и состоит, чтобы каждый член семьи обладал каким-либо артефактом — будь то игрушка, книга, школьная тетрадь или канцелярские принадлежности. Маркетологи компании постоянно изучают тренды потребления, ориентируясь на предпочтения всех возрастов.

Недавно компания освоила революционную для России технологию производства вплавляемой этикетки. Её особенность в том, что этикетка наносится на пластиковую упаковку (тару, ёмкость) любой формы и впаивается непосредственно в поверхность тары. За счет такого оформления упаковки производственные затраты существенно снижаются, а технологический цикл ускоряется. Это B2B-решение сегодня делает компанию одной из немногих на рынке.

«Проф-пресс» сегодня — лидер издательского рынка

Сейчас издательский дом «Проф-Пресс» — один из крупнейших производителей печатной продукции в России, который ежегодно выпускает более 800 наименований новой продукции для детей всех возрастов. Это своеобразный холдинг, в который входит несколько дружественных компаний, отвечающих за разные смежные направления. Канцелярское направление — одно из самых мощных и высокотехнологичных предприятий отрасли, входящее в десятку признанных лидеров отечественного рынка бумажно-беловой продукции. Компания «Рыжий кот» — один из крупнейших производителей и поставщиков настольных печатных развивающих игр и игрушек для детей всех возрастов. Компания Miland — производитель и оптовый поставщик товаров для декора, открыток и новогодней продукции.
В целом группа компаний «Проф-пресс» — это более 25 тысяч кв. м производственных и свыше 60 тысяч кв. м складских помещений. Здесь работает свыше 100 единиц самого современного оборудования из Германии и Италии, позволяющего выпускать тиражи более 200 млн экземпляров.
У компании распределительные центры в Аксае, Ростове-на-Дону и Подмосковье. В её портфеле более 4 тысяч наименований как школьной, так и корпоративной бумажно-беловой канцелярской продукции. География продаж — все регионы России и страны СНГ.

Основа успеха — совпадение интересов с финансовым партнёром

Три года назад «Проф-пресс» начал сотрудничество с Альфа-Банком в рамках инвестиционного проекта по расширению складского комплекса. К этой сделке лидер рынка полиграфической продукции готовился долго. По словам Святослава Шалая, выбор в пользу надёжного партнёра был сделан не по причине низкой процентной ставки, но по причине лояльности банка и сходства интересов двух частных компаний.

«У них и у нас хватает работы, поэтому никто не затягивал время, всё решалось оперативно и быстро, — вспоминает Святослав Шалай. — С другими банками это заняло бы больше времени — просто у них много бюрократических проволочек и согласований. Обсуждение вопроса занимает месяцы, а то и годы. С “Альфой” мы все решения нашли в течение трёх-четырёх месяцев».

Сейчас работать с банками стало гораздо сложнее, признают участники рынка. Банков стало меньше, конкуренция ослабла. Текущая ситуация, связанная с санкциями, привела к росту ставок по кредитам. Госсубсидии на погашение части процентных ставок направляются в основном на поддержку системообразующих предприятий, однако «Проф-пресс» в этот список пока не
попадает.

Тем не менее, уникальность компании и её приверженность постоянному развитию была отмечена в 2021 году премией Альфа-Банка для корпоративных клиентов среднего и крупного бизнеса «Бизнес класса А». Она присваивается лучшим клиентам банка: компаниям с эффективным, динамично растущим, конкурентоспособным бизнесом, и подтверждает высокий потенциал предприятия, его динамичное развитие, безупречную деловую репутацию и прочные позиция на рынке. Сейчас ею отмечены свыше 10 компаний в Ростовской области.

По словам директора среднего бизнеса Альфа-Банка в Ростовской области Андрея Костина, премия — это некий рейтинг Michelin или TripAdvisor для предпринимателей:

«Наши банковские эксперты выбрали лучшие компании по разным критериям. “Проф-пресс” в числе первых в этом достойном списке. Мы уверены, что статус “Бизнес класса А” станет для предпринимательского сообщества символом современного эффективного бизнеса и безупречной деловой репутации».

Бизнес класс А.jpg

Поделиться
Премия Альфа-Банка "Бизнес класса А"

«У нас с банком идёт активная и плодотворная работа, — говорит Святослав Шалай. — Нам приятно, что наши заслуги отмечены крупнейшим частным банком страны — сотрудничество с ними позволило реализовать крупный проект и создать сотни новых рабочих мест. Я бы сказал, что Альфа-Банк сегодня — это один из лучших банков».

Кадровый дефицит восполняется самостоятельно

Сложную ситуацию на рынке труда сегодня признают представители многих отраслей. Полиграфия — не исключение. Так, по данным сервисов по найму рабочей силы, сегодня особенно ощущается дефицит представителей технических профессий. Технические вузы в силу отсталости учебной базы не в состоянии закрыть потребности в реальных рабочих руках. В результате доучивать работников приходится уже на предприятиях, которые берут на себя это бремя за неимением других вариантов.
«Мы обучаем людей все 20 лет, так как техника у нас очень сложная и дорогая, — поясняет Святослав Шалай. — Обучение идёт постоянно, обучают иностранные специалисты».

В результате на «Проф-пресс» сегодня работает около тысячи человек, при этом требуется закрыть всего 50 вакансий.

Производство Проф-пресс.jpg

Поделиться
Производственный комплекс "Проф-пресс"

Кризисы как точки отсчёта для новых проектов

Для Святослава Шалая кризисы — это проверка на прочность. При этом самым серьёзным был дефолт 1998 года. Тогда, как вспоминает основатель компании, «мы неспешно работали с Европой, и всё было замечательно». В один день был объявлен дефолт, и стоимость иностранной валюты, в которой работала компания, выросла. В один миг потребовалось больше выручки, однако просто так взять и повысить цены даже на 100% обычный бизнес не может. Понадобилось четыре года, чтобы рассчитаться со всеми долгами и дальше фактически строить новую компанию.

Кризис 2008 года застал компанию готовой к новым испытаниям. «Мы выросли в этот года процентов на 50 в выручке, а далее рослее каждый год на 20-30 процентов», — рассказывает Святослав Шалай. Если какая-то продукция не была востребована, то ставка делалась на товар, необходимый покупателю. В результате объёмы продаж росли.

«Первая часть любого кризиса — инерционность, но она заканчивается, — говорит Святослав Шалай. — Потом начинаются процессы, которые дают какие-то результаты. А дальше всё зависит от взаимодействия. Когда у компании не один, а несколько поставщиков, она обязательно найдёт свой путь. Такая же ситуация и с клиентами — лучше иметь тысячу маленьких, чем одного большого».
Нынешний кризис и кризис 2014 года — это прежде всего проблемы в цепочках взаимодействия, так как в бизнесе достаточно много импортной составляющей. Важно наладить цепочку поставок. Недавно компания установила три новые машины, произведённые в Германии. «Техника каллиграфическая настолько сложная, что такие печатные машины Китай не сможет заместить, — говорит Святослав Шалай. — Однако полиграфическая сфера выдержит удар. Оборудование настроено, оно должно работать не один год, а 10-20 лет — запас прочности большой. А за это время много что изменится».

Партнерский материал
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1