Как дикие

284
3 минуты

Редакционная статья


Мы смотрим на средние компании региона, как на необъезженных мустангов, которые резвы, но живут в какой-то другой реальности. На фоне нынешних официальных прогнозов по темпам роста ВВП, сниженным за последний месяц на треть — со скромных 3,6 до мизерных 2,4%, темпы прироста среднего бизнеса 2011 года выглядят неприлично, издевательски, но в чём-то поучительно.


Неприлично — из-за несоответствия общему эмоциональному фону, который не предполагает намерению бурно расти: все сегодня очень сдержанны в планах. И даже делая поправку на последние реалии — повышение требований Пенсионного фонда к индивидуальным предпринимателям, стагнацию в промышленности, подстёгнутую дорогим кредитом и избыточно крепким рублём, вступление в ВТО и укрепление импорта — даже учитывая всё это, мы незначительно скорректируем образ среднего бизнеса. Потому что он достаточно велик для того, чтобы на него не влияли факторы, порой убийственные для малого бизнеса, и недостаточно велик, чтобы сильно зависеть от макроэкономических факторов. Его ареал обитания — региональный, и оттого гораздо более стабильный.


Темпы роста среднего бизнеса в ЮФО выглядят издевательски потому, что мы помним заезженную пластинку про то, что экономика растёт на уровне своего потенциала. Как мы видим, это не так, раз уж средний бизнес видит новые возможности для стремительного роста. Средний бизнес вообще иногда кажется тонкой и довольно условной прослойкой корпоративного сегмента, однако его влияние на экономику сложно переоценить. Если в малом бизнесе общая стабильность обеспечивается массовостью, адаптацией к внешней среде, то в среднем сегменте можно говорить об индивидуальных достижениях компаний. Каждая новая средняя компания — это уже реальное пополнение региональной экономики. Ведь средний бизнес идёт в самые важные для региона ниши — и в результате сильно влияет на качество жизни. В то же время именно в этой весовой категории впервые показывают себя новые лидеры — компании, которые способны вырасти в крупные предприятия.


Важно увидеть сегодня ту прослойку в бизнесе, у которой есть понимание, как и за счёт чего расти дальше. Важно это сделать потому, что вес этой прослойки в экономике недостаточен для того, чтобы обеспечивать ей искомые темпы роста. Общую температуру сейчас определяют очень сдержанные намерения государственных инвестиций и инвестиционное охлаждение крупного бизнеса, зависящее от денежной политики в стране. Но сейчас средний бизнес, который ввиду повышенной бессобытийности пейзажа вышел на первый план, является поставщиком новых идей, необходимых экономике. Мы повторяем эту мысль каждый раз, когда говорим о средних компаниях и компаниях-«газелях». А вот — свежий эпизод, который позволяет увидеть, что мешает тиражировать и приумножать опыт успешных средних компаний.


На конференции «Технологии роста для малого и среднего бизнеса», которую мы провели в апреле в Краснодаре, топ-менеджер одной из динамичных средних компаний признался, что они последние пять лет не пользовались никакими видами поддержки — несмотря на то, что ассортимент инструментов всё увеличивается. И это – типовая ситуация. Наш собеседник не сразу признался, почему так происходит, но в конце концов проговорился. Пять лет назад у компании был опыт оформления субсидии, она представила региональным властям полную информацию о себе — а затем была вынуждена отбивать рейдерскую атаку. Связь между предоставленной информацией о себе и последующими событиями для топ-менеджеров предприятия прямая — и это большая проблема. Если власть хочет помогать среднему бизнесу, за счёт него добиваться так необходимого ей экономического роста, она должна убедить это сообщество в том, что из её рук принимать пищу не опасно. Без этого говорить о реальном сотрудничестве в интересах региона невозможно. А начав этот разговор, можно будет увидеть, как именно формы поддержки нужно адаптировать к реальным потребностям необъезженных мустангов.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...