Поделиться
Предварительное название картины в жанре криминального триллера — «Бирюза». По сценарию, сына героя Депардьё убивают в России, и он приезжает в Москву, чтобы отомстить. В столице он встречает свою старую подругу и друга-чеченца: этот персонаж будет содержать в себе много положительных качеств настоящего представителя этой нации. Подругу героя Депардьё Александру Иванову сыграет не кто-нибудь, а известная по фильмам про шпиона Остина Пауэрса британская актриса и модель Элизабет Хёрли. Да и вообще в работе над картиной принимают участие в основном зарубежные деятели: сценаристом и режиссёром ленты стал Филипп Мартинез, а продюсером — Арно Фрилле. Но и для местных кадров в картине нашлось место. В частности, в эпизодах сыграют около двадцати актёров чеченского молодёжного театра «Серло». Элизабет Хёрли и Жерар Депардьё уже приступили к работе в Грозном: съёмочная площадка оборудована в районе Государственного концертного зала и Национальной библиотеки.
Для Чечни эти съемки, конечно, событие знаменательное. Первый визит Депардьё в республику поднял целую бурю эмоций в СМИ. Ещё бы: столько интересных, а главное, более безопасных мест есть в России, а эксцентричного француза потянуло туда, куда многие россияне по доброй воле вряд ли бы поехали. И в этом смысле съёмки фильма в Чечне и о ней с Жераром Депардьё — событие, выходящее по значимости за пределы кино. Хотя, конечно, и это важно: опыт работы со звёздами мирового кинематографа для чеченских деятелей искусства явно будет бесценным.
Впрочем, сейчас обсуждая фигуру Депардьё, комментаторы говорят обо всём, кроме искусства. Не стала исключением и пресс-конференция в Грозном перед началом съемок. Несмотря на то, что пресс-аташе актёра Франсуа Герар попросил не задавать вопросов о политике, без разговоров на эту тему и в этот раз не обошлось. В частности, Жерар Депардьё выразил солидарность с Рамзаном Кадыровым, заявив, что у братьев Царнаевых, совершивших теракт в США, фамилия хоть и чеченская, но воспитание американское. «Вы [чеченцы] не несёте за это никакой ответственности», — заверил всех присутствующих экс-гражданин Франции.
Нельзя не признать, что к приключениям француза в России относятся по-разному: от восторга и обожания до презрения и насмешек. Но сейчас не хочется вступать в эту дискуссию, а хочется посмотреть на это событие с других ракурсов. В самом широком смысле то, что появилась звезда мирового уровня, пропагандирующая положительный образ России за границей, — уже само по себе хорошо. Много ли есть мировых знаменитостей, которые бы с таким блеском в глазах рассказывали о чудесной стране под названием Россия? Почему-то в голову лезут, как правило, другие примеры. Совсем недавно МИД Англии не рекомендовал своим согражданам ехать на Северный Кавказ, а тут другой европеец — и не просто европеец, а очень узнаваемый и уважаемый в западных кругах — отправляется в путешествие по России и, заехав на этот пресловутый Кавказ, едва ли не признаётся в любви к этому региону и ко всей стране. Таких «рупоров» на международном уровне не хватает сейчас и России в целом, и отдельным регионам, в частности. А какая территория не хотела бы мировой узнаваемости? Разве не заманчиво, например, для Ростовской области иметь отношения со звездой мирового масштаба, которая была бы здесь регулярно, делала бы на Дону какой-либо проект — и при этом на весь мир несла весть о нашем существовании.
Ведь это прекрасно, когда человек с мировым именем открывает свой ресторанчик в небольшом городе центральной части страны или снимает кино на российском Юге. Более того, нам это нужно: и не только Чечне или Саранску — всем российским регионам, которые хотя бы на что-то претендуют. Причём самое удивительное, что в этом нет ничего сложного. Позвать в регион знаменитость, предложить реализовать какой-либо совместный проект — пусть сама скажет, какой! — это давно известная технология продвижения. Конечно, на все субъекты федерации может не хватить мировых кинозвёзд. Но есть же не только кино. Есть музыка, архитектура, спорт, наука. Почему настоящих звёзд в разные сферы приглашает проблемная Чечня, но не зовут те регионы, в которые, пожалуй, и приехать проще? Где архитекторы с мировыми именами, которые создали бы проект реконструкции ростовского кинотеатра «Россия»? Почему Денис Мацуев не учит игре на фортепиано кубанских школьников? Почему писатель Умберто Эко не даёт рекомендации по поводу устройства библиотеки в Ставрополе? Почему Анжелина Джоли не дарит свою любовь детям приволжской глубинки? Да мало ли! Мысль-то на деле простая — мы хотим быть ближе к звёздам. Мы хотим, чтобы они работали на наше благо где-то неподалёку, а мы бы ворчали и называли их показушниками, втайне греясь в утомляющих лучах их знаменитости.
Естественно, однократной акцией вряд ли чего-либо можно добиться, кроме короткого всплеска информационной активности. Ну так можно постараться приручить звезду. Я хочу, чтобы в Ростове был кабачок Депардьё или Лионеля Месси. Я хочу ходить туда и критиковать его нерасторопных официантов, смотреть там футбол с участием хозяина. А при случае лично высказать — претензии или восхищение. Не понимаю, почему Чечня что-то такое себе может позволить, а Ростов или Краснодар — нет.