Кольца и пистолеты

2156
4 минуты
Кольца и пистолеты

Автор: Сергей Кисин

Сбытовые подразделения ведущих отечественных ВИНКов использовали сочинскую Олимпиаду как повод для диверсификации своих розничных сетей под расширение присутствия на юге России за счёт более «продвинутых» форматов и технологий. Эксперты считают, что это позволит им не только увеличить сбыт, но и нарастить прибыль за счёт дополнительных услуг.

Первыми об использовании Олимпиады в качестве драйвера для развития своей розничной сети с использованием инновационных технологий объявили в руководстве НК ЛУКОЙЛ — сразу после того, как Сочи был провозглашён хозяином зимних Игр 2014 года. В компании заявили о намерении создать к Олимпиаде вдоль федеральных трасс и международных транспортных коридоров сеть из 98 АЗС в «олимпийском формате» — высокотехнологичных заправок с полным комплексом услуг, соответствующих требованиям международных автоперевозчиков. Основными требованиями формата должны были стать участок площадью от 1,5 до 2 га, полный спектр безналичных систем расчётов, доступ к интернету, наличие стоянок и автомоек, отелей и супермаркетов.

Ещё в сентябре 2009 года в Красной Поляне ЛУКОЙЛ открыл одну из первых в России АЗС, оборудованных системой автономного энергопитания на базе фотоэлектрической станции (54 солнечных модуля) с пиковой мощностью 9,6 кВт. На заправке предполагалось реализовывать экологически чистые виды моторного топлива под брендом ЭКТО. Проект предусматривал автономную систему энергопитания АЗС с установленными на навесе аккумуляторными модулями площадью 90 кв. м, зарядным устройством и системой управления. По замыслу проектировщиков, эта система должна была обеспечить бесперебойную работу трёхколоночной АЗС даже при сбое подачи электричества из сети мощностью до 250 заправок в сутки.

По планам холдинга, к 2012 году на юге России должны были появиться уже шесть АЗК «олимпийского формата». Однако ЛУКОЙЛ не стал официальным партнёром сочинской Олимпиады, уступив это место государственной НК «Роснефть», и его инновационный порыв постепенно сошёл на нет. К тому же эксперты подчёркивали, что срок окупаемости солнечных батарей довольно значителен, а экономия электроэнергии на АЗС не превышает 3–5%. Поэтому для повышения рентабельности в Сочи ЛУКОЙЛ сделал ставку не на экологичность, а на автоматизацию розницы. Как сообщили «Эксперту ЮГ» в ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», в модернизацию сети АЗС в Сочи было инвестировано более 200 млн рублей, на которые отремонтированы 15 заправок и построены 17 новых. По данным компании, перевод ряда АЗС в формат более экономичных автоматических заправок позволил с 1 февраля по 17 марта 2014 года ежедневно заправлять в Сочи свыше тысячи единиц техники, доведя среднесуточную реализацию одной АЗС до 13,6 тонн.

В свою очередь, «Роснефть», генеральный партнёр Игр, пошла на расширение своей розницы в Сочи за счёт открытия сети из семи инновационных автозаправочных комплексов олимпийского формата. На АЗК установлены солнечные батареи, светодиодное оборудование, интерактивные экраны для просмотра спортивных трансляций. Кроме того, комплексы были оборудованы локальными очистными сооружениями поверхностных сточных вод, системами рекуперации и топливораздаточными колонками с отводом паров.

Как сообщают в «Роснефти», всего на этот олимпийский проект было потрачено 2,7 млрд рублей: в его рамках реконструирована Адлерская нефтебаза (расширены объёмы хранения резервуарного парка с 3,7 до 10 тысяч кубометров), построены 150 АЗС в 9 регионах России (63 из них — на Кубани). По словам директора департамента региональных продаж «Роснефти» Аврила Конроя, новые АЗК станут «инновационным наследием Игр и одновременной демонстрацией вектора развития сети сбыта».

Накануне начала Олимпиады руководство холдинга подписало франчайзинговое соглашение с итальянской кейтеринговой компанией Autogrill, согласно которому на новых заправках будут работать её А-Cafe. В «Роснефти» ожидают, что сотрудничество с итальянцами позволит увеличить доход от АЗС на 40%. Как утверждают в НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (региональное сбытовое подразделение холдинга), во время Олимпиады её многотопливные заправки обслуживали не менее 1,2 тысячи автомобилей ежесуточно. Хотя глава «Роснефти» Игорь Сечин ранее уверял, что на этих комплексах будет заправляться не менее 10 тысяч машин.

В перспективных планах «Роснефти» — оснащение своих «олимпийских» АЗС установками для заправки автомобилей компримированным природным газом. В компании обещают, что в ближайшее время на черноморском побережье будут функционировать до 50 многофункциональных автозаправочных комплексов и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Как заметил «Эксперту ЮГ» аналитик нефтегазовой отрасли Константин Резников, столь сложной схемы расположения комплекса АЗС нет нигде в мире — предлагается либо интеграция супермаркетов с заправками, либо ремонт и автомойка с АЗС. Впрочем, по его данным, на столичных заправках многие операторы с помощью дополнительных услуг зарабатывают несколько десятков тысяч долларов в год. И этот опыт может быть распространён и на олимпийское наследие.