Оценить всё
Структура регионального рэнкинга консалтинговых компаний постепенно меняется. К традиционным направлениям-лидерам — оценке, юридическому консалтингу в хозяйственном праве и налоговому консалтингу — на этот раз добавился сегмент стратегического планирования и организационного развития (см. график). Появление этого сегмента в значительной степени обусловлено активной работой на Юге московской компании «ФОК», клиентами которой в минувшем году были различные региональные министерства и их департаменты, крупные компании и иные структуры. В связи с укреплением нового сегмента сократилась доля оценки (41,2 против 47,6% в 2011 году), самого крупного сегмента рынка. Доля юридического консалтинга в области хозяйственного права изменилась незначительно и составила 16,4%. Динамика роста налогового консалтинга несколько замедлилась: в 2010 году на него приходилось 10,3% совокупных доходов участников рэнкинга, в 2011 году — 15,8%, в 2012 году — 14,8%. После трёхлетнего падения увеличилась доля услуг в области финансового управления — до 3,7%.
Уже традиционно среди участников рэнкинга на Юге нет единства в динамике изменения доходов. Если год назад треть компаний, представленных в таблице, показала падение выручки, то по итогам 2012 года таковых стало меньше (пятая часть), что можно считать признаком улучшения ситуации на рынке. Однако несколько участников предыдущего рэнкинга отказались заполнять анкеты по результатам 2012 года — возможно, из-за слабых показателей. Поэтому, несмотря на то, что, по данным участников исследования, совокупный объём доходов увеличился на 20%, рынок в целом рос, скорее всего, не так динамично. Отметим, что в первой десятке рэнкинга наибольший рывок сделала группа компаний «Агентство оценки, экспертизы и консалтинга», увеличив доходы на 57,4% и попав тем самым на первое место. Почти 98% выручки лидера приходится на оценочные услуги.
Выгодный сегмент
«У крупных компаний растёт спрос на консультационные слуги по юридическому и налоговому структурированию бизнеса, формированию холдинговых структур, — поясняет управляющий директор офиса PWC в Краснодаре Вячеслав Соловьёв. — Проблемы на Кипре, который традиционно рассматривался в качестве основной зарубежной холдинговой юрисдикции, заставили многих акционеров пересмотреть свои зарубежные структуры и проанализировать различные варианты. Также можно отметить увеличение спроса на услуги по внедрению международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), гармонизации политик бухгалтерского учёта предприятий в рамках групп компаний, которые позволили бы эффективнее составлять консолидированную финансовую отчётность для акционеров и кредиторов». По мнению г-на Соловьёва, в денежном выражении объём рынка существенно не изменился по сравнению с предыдущим годом, и ценовое предложение за услуги осталось на прошлогоднем уровне. Управляющий партнёр столичной компании «ФОК», работающей на Юге, Моисей Фурщик считает, что южный рынок консалтинга в целом развивался довольно динамично. «Помимо простых продуктов (оценка, бизнес-планы небольших проектов, поверхностный маркетинг), стали всё более активно заказываться консалтинговые продукты, требующие глубокой проработки (серьёзные стратегии и программы, ТЭО крупных проектов и так далее), — делится своими наблюдениями г-н Фурщик. — При этом в последние два-три года происходит “переток” объёмов работ из ЮФО в СКФО, что объясняется уменьшением околоолимпийских проектов на фоне роста консалтинга, связанного с государственной поддержкой развития Северного Кавказа. Да и в целом в течение всех этих пяти лет происходил рост консалтинга, ориентированного на государство, а не только на коммерческий сектор».
Состояние рынка консалтинга, являясь производным от состояния экономики в целом, чётко коррелирует с основными изменениями, происходящими в экономике. «После кризисной двухлетней стагнации с 2011 года, как мы знаем, последовал бурный рост рынка консалтинговых услуг России, — говорит директор астраханского ООО “Консалтинг АБВ” Артём Бажан. — Этот рост продолжился и в 2012 году. На рынке юга России вообще и Астрахани в частности также наблюдался значительный рост активности. На мой взгляд, это связано прежде всего с тем, что экономический кризис заставил многие компании пересмотреть модели своего бизнеса. И сейчас основными задачами продолжают оставаться постоянная оптимизация бизнеса и, как результат, повышение эффективности своего дела».
В среднесрочной перспективе председатель совета директоров ООО «Консалтинговая группа “Бизнес”» Ярослав Кошелев ожидает рост спроса в сфере оценочного консалтинга, что связано с введением налога на недвижимость. Руководитель консалтингового департамента ростовской «Аудиторской фирмы “Аудит-Вела”» Светлана Исаева считает, что наиболее перспективными с точки зрения дальнейшего развития являются сегменты налогообложения, юридического консалтинга, МСФО. «Актуальность и востребованность этих направлений обуславливаются изменениями законодательства, неоднозначностью трактовки и множественностью разъяснений от контролирующих и иных органов, порой ещё более усложняющих ситуацию,— говорит г-жа Исаева. — В настоящее время основными заказчиками являются представители крупного и среднего бизнеса, однако растёт востребованность услуг и со стороны малого бизнеса».
Конкуренция не слабеет
Своё влияние на южный рынок консалтинга продолжает оказывать демпинг, от которого традиционно в первую очередь страдают добросовестные игроки, во вторую очередь — их клиенты. «Конкурентное давление очень сильное, процветает демпинг, нередки случаи некачественного оказания услуг недобросовестными компаниями, что не может не сказаться и на добросовестных игроках, — говорит генеральный директор ООО “Юг-Аудит-Центр” Светлана Отрешко. — Считаю, что конкуренция будет усиливаться, в том числе за счёт московских консалтеров». Моисей Фурщик отмечает, что конкурентное давление на Юге в среднем заметно ниже, чем в целом по России; в значительной степени это связано с тем, что многие крупные компании не готовы активно работать в регионе. Исключением является лишь Краснодарский край. При этом относительно высокая конкуренция существует в сегментах оценки и градостроительства, в других секторах она заметно слабее. Ряд игроков рынка подчёркивают, что конкуренция в отрасли растёт в первую очередь количественно, при этом одни сегменты насыщены предложением, другие — в процессе насыщения. Так, по мнению директора ростовской группы компаний «Технологии» Галины Агуреевой, ниша организационного и стратегического консалтинга в Ростове-на-Дону по большому счёту свободна: дело в том, что в свете последнего усиления налогового бремени собственники бизнеса и руководители всеми силами сокращают издержки и в связи с этим не всегда готовы доверить экспертам решение важнейших вопросов, связанных со стратегией и функционированием всей компании. Появлению на рынке новых игроков, способствующих росту конкуренции, помогают невысокие барьеры входа. «Многие берутся за консалтинговый бизнес, предполагая, что здесь всё достаточно легко и просто, — говорит Артём Бажан. — Такие игроки портят общую репутацию рынка. Тем не менее, начинает проявляться тенденция к выделению основных и второстепенных игроков, формирование регионального костяка рынка. Общей тенденцией, на мой взгляд, будет развитие фирм с наиболее полным спектром консалтинговых услуг».
Вырасти выше рынка
Большинство опрошенных нами представителей южного рынка консалтинга разошлись в оценках будущего развития этой сферы на Юге. Одна группа считает, что рынок останется на уровне прошлого года, другая придерживается мнения, что рынок в ближайшее время будет расти, но скромными темпами. Оптимистичный прогноз даёт, например, директор ООО «Бизнес-Партнёр аудит» Сергей Кондратьев: он ожидает рост рынка консалтинговых услуг на 10–20%, при этом отмечает, что произойдёт падение рынка аудиторских услуг — на 15–20%. Ещё более оптимистичен Артём Бажан: «Если оценивать рынок ЮФО через динамику всего российского рынка консалтинга с его достаточно устойчивой тенденцией к росту, то общий прирост по ЮФО, по моему мнению, к 2013–2014 году может составить порядка 20–25 процентов; при этом лидерами будут сегменты консалтинга, работающие на повышение эффективности и оптимизацию бизнеса и всех его процессов». Иначе видят южный рынок столичные игроки. «Мы ожидаем примерно нулевой рост на рынке консалтинга в ЮФО и СКФО, — рассуждает Моисей Фурщик. — То есть падение “олимпийских” объёмов будет компенсироваться умеренным ростом в других направлениях. Так как наша компания довольно мало работала в снижающемся сегменте, то для себя на 2013 год мы прогнозируем рост порядка 15–20 процентов».
Показательно, что для своих компаний большинство руководителей ставят цель развиваться динамичнее. В целях обеспечения роста доходов одни компании планируют расширять спектр предлагаемых услуг, другие — выходить в новые регионы. Так, в фирме «Аудит-Консалтинг» планируют открыть филиалы в Ставропольском и Краснодарском краях. В компании «Аудит-Вела» сохранение стабильного поступательного развития связывают с открытием новых направлений консалтинговых услуг. Темпы развития Центра содействия развитию малых предприятий «ИЛЕКТА» также предполагается увеличить за счёт расширения спектра услуг.
По иному сценарию — сокращая виды деятельности и сосредоточившись на ряде приоритетных направлений — планируют развиваться в консалтинговой группе «Бизнес». Здесь ориентируются на расширение портфеля постоянных клиентов, переход к категории проектов определённого статуса и усиление специализации.
Методы и информация
Рэнкинг консалтинговых компаний юга России подготовлен аналитическим центром «Эксперт ЮГ» с использованием методологии рейтингового агентства «Эксперт РА» и базируется исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями. Корректность данных гарантируется подписью первого лица и печатью организации. Для участия в рэнкинге были приглашены более 200 компаний, работающих на территории ЮФО и СКФО. В качестве основного показателя ранжирования взят объём выручки от оказания консалтинговых услуг за 2012 год. Компании, чья материнская организация зарегистрирована на территории ЮФО или СКФО, предоставляли данные по всей компании. Если головная компания зарегистрирована за пределами указанных округов, то учитывались данные по итогам работы её подразделений на Юге или работы с клиентами, находящимися в Южном и Северо-Кавказском округах