Константин Бабкин //фото с сайта partyadela.ru
Совладелец комбайнового завода «Ростсельмаш» уточнил порядок и сроки остановки производства этого предприятия. С августа по октябрь завод работать не будет, а после этого до февраля 2020 года будет собирать технику три дня в неделю. Это связано с ожидаемой отменой «программы 1432», которая предусматривала прямые субсидии для производителей сельхозтехники.
В условиях ликвидации мер господдержки продажи сельхозтехники у «Ростсельмаш» составят 20-50 единиц комбайнов в месяц. Уже принято решение снизить план производства комбайнов в 2019 году на 900 единиц и тракторов – на 740 единиц, сообщил в своем блоге глава ассоциации «Росспецмаш» и совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин.
По его словам, если в начале 90-х годов в России производилось 200 тысяч тракторов в год, то к 2013 году не выпускали и одной тысячи единиц, за этот же период производство комбайнов сократилось с 70 до 5 тысяч штук. Складывалась ситуация, когда было выгоднее не выпускать сельхозмашины в России, а переносить их производство за рубеж, пишет Константин Бабкин. Таким образом, к 2013 году российское сельхозмашиностроение находилось в состоянии кризиса. Но в 2014 году произошел важнейший поворот для отрасли. «Начали разрабатываться и внедряться эффективные меры господдержки, направленные на развитие экспорта, стимулирование внутреннего спроса, проведение НИОКР. Начал работать Фонд развития промышленности, появилась Программа № 1432, которая позволяла аграриям приобретать технику со скидкой, – указывает совладелец «Ростсельмаш». – Эти меры компенсировали те сложные условия для развития производства сельхозтехники в России, которые существовали и существуют в нашей стране: дорогие кредиты, высокие налоги, постоянно растущая стоимость тарифов, большие расходы на ведение отчетности и так далее. Благодаря субсидиям стало выгоднее выпускать сельхозтехнику в России, чем за рубежом».
По его словам, за время действия этого комплекса мер в отрасли в 3,3 раза выросли объемы производства, экспорт увеличился в 2,6 раза, а численность занятых в сельхозмашиностроении рабочих выросла в 1,8 раза.
В 2018 году было принято решение программу продлить. «Десятки предприятий реализовывали проекты, запланировали новые масштабные инвестиции, были готовы отблагодарить общество и правительство за поддержку еще большим прогрессом, созданием новых производств и рабочих мест, ростом налоговых отчислений. Тень сомнения при этом все-таки оставалась. Это было связано с тем, что политика в отношении сельхозмашиностроения выглядела по-прежнему аномальной. На поддержку отрасли выделялись миллиарды рублей ежегодно в то время, как другие отрасли такой поддержкой не пользовались. Это привлекало внимание и создавало определенное напряжение», – пишет Константин Бабкин.
По его словам, в 2019 году произошли события, которые «повергли отрасль в состояние шока». «Одну за другой начали отменять или приостанавливать действующие меры господдержки. Фактически исчезли меры поддержки экспорта, не работает гарантия обратного выкупа, снизился объем субсидий на транспортировку продукции, сократилось количество субсидируемых международных выставок. А 7 мая 2019 года на совещании у вице-премьеров Дмитрия Козака и Алексея Гордеева было принято решение отказаться от Программы № 1432», – отмечает Константин Бабкин.
Совладелец «Ростсельмаш» пишет, что лизинговая схема (как альтернатива программе) до сих пор «в ясном виде не представлена машиностроителям и аграриям». «По федеральному лизингу в прошлые годы поставлялось всего 300-400 комбайнов «Ростсельмаш» из более чем 5 тысяч всего реализуемых. Чтобы обеспечить реализацию всей сельхозтехники через лизинговую схему, в течение следующих пяти лет в федеральном бюджете нужно предусмотреть порядка 500 млрд рублей. С учетом того, что Росагролизинг торгует не только сельхозтехникой, но поставляет крупный рогатый скот, автомобили и оборудование для сахарных заводов, сумма вливаний должна быть еще больше», – указывает Константин Бабкин.
«Нужно ориентировать сельское хозяйство и промышленность на увеличение объемов производства, представителям государства важно сотрудничать с представителями отраслей, разрабатывать новые меры господдержки и сохранять меры, доказавшие свою высокую эффективность, исключив непредсказуемость и закулисные интриги. Необходимо объединить усилия чиновников и предпринимателей по развитию промышленности, увязать в единый комплекс реальный сектор и финансовый сектор экономики, чтобы все вело к согласованному развитию экономики и страны», – заключил совладелец «Ростсельмаш».
С 2013 года по «программе 1432» субсидировалось 15–20% стоимости техники для аграриев, с 15 августа 2018 года скидку увеличили до 25–30%. За последние пять лет на программу потратили 34 млрд рублей.
В российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш» рассказали «Эксперту Юг», что от ассоциации было направлено письмо председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой продолжить реализацию программы. Письмо подписали 70 человек из числа руководителей крупных производств сельхозтехники и дилеров.
«Бюджетная эффективность реализации Постановления №1432 в 2018 году составила 189% (на рубль выделенных субсидий приходится 1,89 рубля налогов). Отмена программы окажет существенное негативное влияние на развитие производства и обновление парка сельхозтехники в России. Экономические показатели заводов могут сократиться на десятки процентов из-за отмены этого постановления», – говорится в письме (есть в распоряжении редакции).
«Программа № 1432 уникальна тем, что стоимость реализуемых машин ограничена индексом цен производителей промышленной продукции. Поэтому с 2014 по 2018 гг. она выросла на 31%, тогда как цены на импортную сельхозтехнику увеличились на 50-70%. В отсутствии контроля цен на продукцию сельхозмашиностроения может произойти резкое подорожание сельхозтехники, — объясняет последствия для рынка руководитель PR-направления «Росспецмаша» Иван Афанасьев. — Реформа существенно сузит для аграриев выбор мер господдержки. Сегодня они могут приобретать сельхозтехнику по Программе № 1432 в лизинг, по льготному кредитованию или за счет собственных средств. А с 2020 года смогут получить скидку на сельхозтехнику только при лизинге. Приобрести технику за счет собственных средств или в кредит со скидкой аграриям будет невозможно. К тому же в рамках постановления правительства РФ № 1432 субсидия предоставляется непосредственно производителям. При новом механизме будет субсидироваться финансовая схема, а не производители».
«Программа 1432 способствовала развитию машиностроения: стимулировала спрос на отечественную сельхозтехнику. У предприятий появились ресурсы не только для того, чтобы наращивать объемы на внутреннем рынке, но и для выхода на экспорт. Сейчас же говорят об отмене этой меры господдержки», — цитирует пресс-служба Краснокамского ремонтно-механического завода директора предприятия Дмитрия Теплова.
Источник в Совете Федерации, занимающийся вопросами аграрной политики, рассказал «Эксперту Юг», что там «знают о том, что производители сельхозтехники обеспокоены отменой программы», но «ситуация не так однозначна и надо выслушать позиции всех сторон». «24 июля мы собираем большое совещание с производителями сельхозтехники, ФАС, Минпромторгом, Росагролизингом, лизинговыми компаниями, профильными союзами и ассоциациями и будем разбирать эту ситуацию. Нужно учитывать интересы всех участников, в первую очередь, покупателей сельхозтехники — отечественных аграриев, но нужно прислушиваться и к машиностроителям», — говорит источник в Совете Федерации.