53 56

Краснодарскому аэропорту прописали ускоренный режим развития

7139
8 минут

Аэропорт Краснодара станет первым в России мультимодальным транспортным узлом, вокруг которого будет сформирован индустриальный парк. Такая концепция позволит создать свыше 40 тыс. рабочих мест, увеличить пассажиропоток более чем в три раза и придать развитию региона новый импульс

Краснодарскому аэропорту прописали ускоренный режим развития

Поделиться
Аэропорт Краснодара станет первым в России мультимодальным транспортным узлом, вокруг которого будет сформирован индустриальный парк. Такая концепция позволит создать свыше 40 тыс. рабочих мест, увеличить пассажиропоток более чем в три раза и придать развитию региона новый импульс

Проект развития аэропорта Краснодара, широко обсуждаемый сегодня общественностью, бизнесом и властями, выходит далеко за рамки обычной модернизации терминального комплекса и увеличения длины взлетно-посадочной полосы (ВПП). На примере авиагавани обсуждается создание, возможно, первого в России мультимодального транспортного комплекса, объединенного с промышленной и общественно-деловой зонами застройки. 
krasnodar-_107_exposure3.jpg
Поделиться

Дискуссия о будущем аэропорта, которую Аналитический центр «Эксперт Юг»  организовал совместно с международным аэропортом Краснодар на площадке Торгово-промышленной палаты Краснодарского края, позволила наметить ключевые направления развития авиагавани. «Аэропорт Краснодара: территория перспективного развития» — так сегодня формулируется основная тема.

Международный аэропорт Краснодара (АО «Международный аэропорт "Краснодар"») – один из самых динамично развивающихся аэропортов России. На Юге это крупнейший по пассажиропотоку (после Симферополя и Сочи) региональный аэропорт. Ежегодный его пассажиропоток уже достиг 4,5 млн пассажиров, причем рост свыше 11% в год опережает среднероссийские показатели.
tlrcezj_4b4.jpg
Поделиться

«Задача развития краснодарского транспортного узла стоит давно, — говорит руководитель по взаимодействию с органами власти компании «Базэл Аэро» (в нее входит краснодарский аэропорт) Сергей Черномаз.  — Развитие аэропорта позволяет решить тот пул проблем, который назрел в регионе».
Сергей Черномаз.jpg
Поделиться

Он отметил, что при составлении концепции развития аэропорта предстояло проработать решение ряда вопросов, касающихся как улучшения авиационных сервисов, качества услуг для пассажиров, так и вопросов, связанных с развитием огромной смежной территории, площадь которой составляет более 2600 га.

Ключевая мысль заключается в том, что аэропорт обслуживает не только лишь жителей кубанской столицы. Аэропорт активно используют жители соседних муниципалитетов и регионов, включая Адыгею, Крым, Ростовскую область и Ставропольский край.

По словам Сергея Черномаза, реализация аэропорта будет проходить в три этапа. Основные вехи – это 2023 год, 2030 год и 2042 год. До 2023 года будет реализовано строительство нового терминала, площадь которого составит более 70 тыс. кв. м, пропускная способность увеличится более чем вдвое — с 1,1 тыс. до 2,6 тыс. пассажиров в час. Частные инвестиции на этом этапе составят порядка 25 млрд рублей. Кроме аэровокзала планируется построить вышки контрольно-диспетчерского пункта и радиолокационного оборудования, перрон и рулежные дорожки. Запустить процедуру отбора подрядчика на проектирование нового аэровокзала планируется в самом начале 2020 года.
_NAT0289.jpg
Поделиться

Затем в течение двух периодов будет реализовано строительство новой ВПП, административно-деловой зоны, строительство новых дорог, объектов транспортно-пересадочного узла, промышленно-складской инфраструктуры. Пассажиропоток к 2042 году ожидается на уровне 13,5 млн пассажиров в год, а площадь терминального комплекса увеличится до 150 тыс. кв. м.

Представители аэропорта принимали активное участие в подготовке изменений в Генплан города. Предполагается, что аэропорт «замкнет» на себя множество транспортных потоков, включая межрегиональное и межмуниципальное автобусное сообщение, а также железнодорожное сообщение (проект городской электрички) с выходом на железнодорожные трассы общефедерального значения. Это позволит по-новому распределить трафик внутри кубанской столицы, разгрузив основные магистрали города.

«Сейчас движение автобусов по ключевым магистралям Краснодара (улице Седина, Ростовскому шоссе) создает проблемы для трафика, — отметил Сергей Черномаз. — Наше исследование показало, что на этих магистралях находится около 50 несанкционированных остановочных пунктов. При этом на территорию, прилегающую к аэропорту, может быть перенесено более 200 различных маршрутов с пассажиропотоком порядка 4-5 млн человек. Такая синергия дает возможность «бесшовного» проникновения пассажиров с одного вида транспорта на другой – с пешеходными галереями и зонами отдыха».

Главный архитектор Краснодара Наталья Машталир, подчеркнув важность внешнего облика терминального комплекса, необходимость его соответствия званию главных воздушных ворот юга России, отметила, что на данный момент никаких сложностей в развитии этого проекта нет. Он полностью вписывается в разрабатываемый сегодня новый Генплан города, в котором закладывается перспектива развития на годы вперед.
Наталья Машталир.jpg
Поделиться

Заместитель председателя ТПП Краснодарского края Егор Робский считает, что  аэропорт должен стать самостоятельным центром экономической и социальной активности и помогать развиваться краснодарской агломерации.
Егор Робский.jpg
Поделиться

Как отметила заместитель директора департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства края Анастасия Шишмарева, модернизация аэропорта, превращение его в крупнейший авиаузел юга России будет иметь «синергетический эффект» для развития края. Общий объем инвестиций, связанный с созданием мультимодального узла и промышленно-логистического парка на его территории, оценивается в 100 млрд рублей.
Анастасия Шишмарева.jpg
Поделиться

«Благодаря реализации проекта, мы активизируем развитие отраслей, связанных с грузоперевозками и с промышленным производством. Сегодня на первом этапе мы говорим о создании минимум 10 тысяч рабочих мест, дополнительных налоговых отчислениях в бюджеты всех уровней. Уже есть интерес определенных инвесторов, связанных с транспортом и логистикой в этом проекте», — подчеркнула Анастасия Шишмарева.

Основатель консалтингового проекта Enjoymarketing Елена Мещерякова представила доклад о тенденциях развития неавиационных доходов в аэропортах мира и важности цифровых сервисов в этих процессах. По ее словам, все изменения, которые ждут аэропорт Краснодара, должны отталкиваться от потребностей современного пассажира. Изучение потребительского поведения различных групп пассажиров, формирование клиентских профилей позволит повысить доходы от неавиационных видов деятельности аэропорта и увеличить лояльность как пассажира, так и концессионера.
Елена Мещерякова.jpg
Поделиться

«Сегодня в структуре доходов российских аэропортов неавиационные доходы (от арендаторов и различных сервисов) составляют в среднем не более 15-20% (не считая аэропорты московского авиаузла). Средний доход с одного пассажира в российских аэропортах – 100 рублей, это немного. В аэропортах сопоставимого размера и объема пассажирских перевозок западных соседей этот показатель гораздо выше – соотношение авиационных и неавиационных доходов стремится к паритету», — отметила Мещерякова.  

Современным подходом в области эффективного управления коммерческими площадями и услугами являются концессионные соглашения, позволяющие достичь синергетического эффекта от взаимоотношений арендатора и аэропорта.

По ее словам, сегодня конкуренция между аэропортами усиливается. «Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда российские пассажиры едут за 500-600 км в аэропорт соседнего региона, потому что там выгоднее перелеты, — отметила Мещерякова. — В целом на юге складывается подобная ситуация, при этом аэропорты соседних регионов расположены гораздо ближе (от Ростова, например, краснодарский аэропорт расположен в 260-270 км)». Таким образом, сосредоточенность на развитии неавиационных услуг с учетом профиля пассажира позволит аэропорту иметь конкурентное преимущество.
 
Ожидания пассажиров от внедрения цифровых технологий связаны с  возможностью «бесшовного» прохождения всех необходимых процедур, от досмотра до посадки в самолёт, и автономностью пассажира, минимизируя стрессовые ситуации и влияние человеческого фактора. Мировые лидеры в разработке цифровых решений для аэропортов активно тестируют внедрение решений на основе биометрии, позволяющих сделать аэропорт более безопасным и быстрым, а также сервисов персональной коммуникации. 

Главная мысль: пассажир играет все более важную роль в аэропортовом бизнесе, оказывая влияние на неавиационные доходы, и этот факт побуждает аэропорты искать новые решения, отвечающие ожиданиям людей — как в области безопасности и организации так называемого «плавного» путешествия без лишнего стресса, так и кастомизированным подходом к коммуникации и предложениям товаров и услуг.

По словам руководителя направления «Эрнст энд Янг» в ЮФО Евгения Панасенко (занимается разработкой стратегии социально-экономического развития Краснодара до 2030 года), аэропорт Краснодара – один из важнейших элементов флагманского проекта края по созданию единого импортно-экспортного хаба.
Евгений Панасенко.jpg
Поделиться

«Вся приаэропортовая территория – это территория большого развития: торгово-транспортный логистический комплекс, туристический поток... Муниципальный бюджет получит более 3 млрд рублей в виде налогов только на первом этапе (до 2030 года). Кратно больше пойдет в бюджет региона. С точки зрения рабочих мест цифра может быть около 40 тысяч», — уверен Евгений Панасенко.
 
Генеральный директор «Аэропорт девелопмент» Максим Илюшин отмечает, что мультимодальность — необходимое условие для привлечения инвестиций. Это приближает город и регион к передовым мировым мегаполисам. По его словам, в рамках территории развития аэропорта будут также созданы коммерческие объекты энергетики со специализированными организациями, которые будут обслуживать это направление. Таким образом, будет создана полноценная база для создания индустриального парка.  «Возможно, стоит рассмотреть опыт создания дополнительных условий и преференций для резидентов такого парка», — отмечает Максим Илюшин.
Максим Илюшин.jpg
Поделиться

Представитель общественной организации «Помоги городу» Елена Шувалова обозначила несколько острых вопросов, с которыми может столкнуться инвестор. Большинство из них касается экологии. «В Краснодаре большой недостаток зеленых насаждений – всего 370 га вместо положенного минимума в 1700 га. Одной из главных целей в плане экологии при создании аэропорта должна стать цель снижения антропогенной нагрузки», — говорит Елена Шувалова.
Елена Шувалова.jpg
Поделиться

По ее словам, необходимо предусмотреть строительство очистных сооружений и устройства дренажных систем. С ней соглашается советник мэра Краснодара по комфортной городской среде, урбанист и эколог Александр Водяник.

Все обозначенные выше вопросы решатся на стадии проектирования аэровокзального комплекса, заверил Сергей Черномаз. Он подчеркнул, что сейчас прорабатывается техническое задание на проектирование — этот этап продлится до конца следующего года, а затем начнется процесс согласований и заключений госэкспертизы. Он подчеркнул, что все идеи, замечания и соображения по поводу развития аэропорта можно оставлять на его сайте аэропорта в разделе «Банк идей». Они будут в обязательном порядке рассмотрены и учтены при составлении проекта.
vro4dckusgk.jpg
Поделиться

В заключении можно отметить, что развитие аэропорта Краснодара – это прообраз развития всего города. Бесшовные технологии, принципы «единого окна», безбарьерная среда, цифровизация – это будущее, которое постепенно приходит в города. На примере проекта развития краснодарского аэропорта и прилегающей территории видно, как эти вещи реализуется уже сейчас.


Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1