На лето 2024 года в крупных отелях и санаториях забронировано от 50 до 80% мест, утверждают эксперты. Фото: Крымский туристский центр
Поделиться
Крымчанам за последние два года пришлось сильно переформатировать привычную отрасль. Кроме понятных вопросов безопасности, определяющую роль сыграло изменение логистики. Авиатранспортом туристы больше не прибывают, а значит, туроператоры и отельеры ориентируются на жителей близлежащих регионов, которым несложно приехать в Крым на машине или поездом, а также на местных. Так как эти категории граждан часто хорошо знают полуостров и традиционными достопримечательностями их уже не удивить, отрасль предлагает новые впечатления и точки притяжения— в частности, промышленный туризм.
«Море, горы, традиционные достопримечательности не меняются (хотя после реконструкции в Феодосии открылась картинная галерея Айвазовского) и по-прежнему востребованы. Но вау-эффект уже отсутствует, так как те, кто уже был — всё знают, а те, кто не был — знают от тех, кто был, — считает заместитель руководителя комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии (РСТ), советник директора по России Всемирной организации винного туризма (GWTO) Елена Ищенко. — Где же “невероятное в очевидном“? История и география Крыма веками связана с уникальными вкусами и продуктами, которых больше нет нигде в мире. Крымчане подготовили для гостей сюрприз из более десятка новых объектов и маршрутов сельского и промышленного туризма, где можно встретиться с людьми, которые делают Крым красивым, удивительным и вкусным».
Поделиться
Эксперт по туризму Елена Ищенко: «История и география Крыма связана с уникальными вкусами , которых больше нет нигде в мире». Фото предоставлено собеседницейКрым и промышленность — неожиданное сочетание
«Откуда в Крыму промышленный туризм? Да это же мой любимый вопрос! — говорит руководитель Крымского бюро путешествий и экскурсий Светлана Бараухина. — Около 50 предприятий готовы открыть свои двери для туристов, которые хотят посмотреть производство. Это интересно и приезжим, и местным. Среди таких предприятий — производитель минеральной воды под брендом “Жемчужина Крыма“, пивобезалкогольный комбинат “Крым“, джанкойский молокозавод “Новатор“, фабрика восточных сладостей “Крымский султан“, троллейбусный парк в Евпатории. Насколько я знаю, идут переговоры с металлургическим заводом в Керчи, где изготавливают деколь — рисунки для декорирования эмалированной, фарфоровой и стеклянной посуды».К перечисленным объектам Елена Ищенко добавила экскурсии на фабрику косметики «Крымская роза», предприятие по выращиванию крымской стевии и производства из нее природного сахарозаменителя, улиточную ферму «Мама Дёма». Многие предприятия, которые начали в этом году проводить экскурсии по своему производству, прошли специальное обучение в рамках туристического акселератора и школы экскурсоводов.
Поделиться
Горка суккулентов в Винном парке Ялты. Фото: Крымский туристский центр«Мы третий год проводим акселератор «Фабрика туризма», где предприятия, которые хотят стать и туристическими объектами или предоставлять экскурсионные услуги, могут бесплатно получить навыки эффективных продаж и продвижения собственного продукта. Кроме того, Крым уже второй раз вошел в работу всероссийского акселератора “Открытая промышленность“. В прошлом году на нем обучались представители 11 предприятий, в этом — 26. По итогам акселератора планируем представить единый туристический маршрут по агропромышленным предприятиям Крыма», — рассказала директор офиса перспективного развития АО «Корпорация развития Республики Крым», председатель Межрегиональной ассоциации развития агропромышленного туризма, первый министр курортов и туризма Республики Крым Елена Юрченко.
На полуостров едут автомобилисты и пенсионеры
Сильно изменился и профиль туриста. Если в 2021 году аэропорт «Симферополь» им. Ивана Айвазовского обслужил 6,83 млн человек, поставив исторический рекорд, то в 2023 году 58% из официально прибывших в Крым 5,2 млн туристов приехали на автомобилях и автобусах по Крымскому мосту; 28% — на поездах и 14% — автотранспортом через Крымский перешеек.Значительную долю туристов составляют получатели льготных путевок. Например, в перечень учреждений, которые могут оказывать санаторно-курортные услуги отдельным льготным категориям граждан, вошли 15 санаториев Крыма и — для сравнения — 10 санаториев Краснодарского края.
Программы социальной поддержки дают возможность не пропасть крупным санаториям, но не мелкому бизнесу. Владельцы гостевых домов могут рассчитывать на более молодых и мобильных туристов, которые приезжают на собственном автотранспорте, но из-за общего снижения турпотока их на всех не хватает.
«У нас на это лето два брони, всё ещё печальнее, чем в прошлом году, — говорит хозяйка гостевого дома La Rose в Алуште Виктория. — Судя по разговорам среди знакомых в Москве и других городах, люди, во-первых, не могут себе позволить половину отпуска провести в дороге, а во-вторых, просто боятся ехать. Жилья полно, оно стало даже дешевле, хотя на всё остальное цены растут, но это никого не мотивирует. Мы второй год продолжаем делать у себя ремонт. Старые клиенты к нам не едут, а новых мы пока особо не привлекаем».
Крымчане переоткрывают Крым, а бизнес надеется на приезжих
По словам Виктории, владельцы гостевых домов решают проблему нехватки клиентов разными способами. Кто-то на зиму и в межсезонье сдаёт жильё строителям — их в Крыму сейчас очень много. А кто-то, как друзья Виктории из Партенита, передаёт свой отель в субаренду. Они заключили договор на долгосрочную аренду с местной семьёй, которая, в свою очередь, работает скорее для жителей Крыма. То есть организуют отдых выходного дня, проводят праздники и торжества.Кроме того, крымчане охотно приобретают экскурсионные туры на предприятия и фермы, переоткрывая для себя регион, а также пользуются возможностями господдержки. На 2024 год СФР по Крыму выделил около 2,5 тыс. путевок по различным профилям лечения, а многие санатории и пансионаты предлагают клиентам с крымской пропиской скидки.
Но все же отельеры и туроператоры понимают, что за счет внутреннего туризма Крыму выжить сложно, и надеются на приезд гостей «с материка».
Поделиться
Первый министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко: «Мы точно можем сказать, что спрос на Крым есть»«Несмотря на не очень благополучный эмоциональный фон, мы абсолютно точно можем сказать, что спрос на Крым есть — и в рамках активного туристского сезона, и в "сезон здоровья", как мы называем время с октября по май, — говорит Елена Юрченко. — Конечно, по сравнению с показателями 2017–2019 годов количество туристов может показаться не таким значительным, но отрасль показывает хорошие результаты, и мы уверены, что при благополучных объективных условиях эта цифра будет расти. Я думаю, что сезон состоится».