Лизинг ставит на санкции
№15-16(355-356) 2015

729
7 минут
Лизинг ставит на санкции

Николай Проценко
Несмотря на финансово-экономические катаклизмы, лизинговые компании неплохо оценивают перспективы работы на юге России в этом году. Главным источником для оптимизма многие игроки рынка называют сельское хозяйство, которое получило серьёзный стимул для роста благодаря «санкционной войне»

Для ряда лизинговых компаний, работающих в ЮФО и СКФО, прошлый год оказался далеко не самым удачным, однако в целом игроки рынка не склонны драматизировать ситуацию. Лизингодатели признают возникшие проблемы — сокращение спроса на финансовую аренду, рост стоимости лизинговых платёжей из-за девальвации рубля, ухудшение платёжной дисциплины и т. д., — но не считают их слишком критичными. Основная причина столь сдержанной реакции на кризис заключается в том, что экономика Юга достаточно диверсифицированна, и не последнюю роль в ней играют отрасли, в меньшей степени подверженные катаклизмам, — АПК и пищевая промышленность. Поэтому ряд игроков рынка рассчитывают, что их результаты нынешнего года окажутся, как минимум, не хуже предыдущего.

Рухнули не все

Опрос лизинговых компаний по итогам 2014 года, проведённый «Экспертом ЮГ», по понятным причинам не предвещал выдающихся результатов, и не приходится удивляться, что многие организации вообще не ответили на наши вопросы, а некоторые предпочли ограничиться только цифрами. Как и следовало ожидать, у ряда заметных игроков показатели нового бизнеса заметно снизились. Так, у ООО «Элемент-Лизинг» (6 место в рэнкинге аналитического центра «Эксперт ЮГ» по итогам 2013 года) объём нового бизнеса на юге России сократился с 2,047 до 1,225 млрд рублей, а у питерского ЗАО «Альянс-Лизинг» (12 место в прошлогоднем рэнкинге) — с 817,5 до 544,6 млн рублей. Для сравнения, по итогам 2013 года эти компании продемонстрировали прирост портфеля новых сделок на 29,7 и 8,5% соответственно.

Однако не у всех лизингодателей падение показателей оказалось столь драматичным. Например, у компании CARCADE (2 место в рэнкинге 2013 года) совокупный объём нового бизнеса в южных регионах снизился всего на 10% (до 2,93 млрд рублей). «В условиях сравнительно небольшой активности малого и среднего бизнеса, роста стоимости автомобилей, “замораживания” ряда инвестпроектов, требующих привлечения большого количества автомобилей, этот результат следует признать вполне адекватным сложившейся рыночной ситуации», — считает директор компании Алексей Смирнов .

Но нашлись и такие игроки, которые даже на фоне кризиса умудрились вырасти. В качестве примера можно привести ООО «Юникредит Лизинг» (7 место в рэнкинге 2013 года), где в прошлом году объёмы финансирования клиентов ЮФО увеличились почти на 5%. «Несмотря на общую тенденцию по сокращению объёмов нового бизнеса, нам удалось обеспечить положительную динамику благодаря ежедневной кропотливой работе с клиентами, — отмечают в компании. — В Краснодаре у нас уже в течение нескольких лет успешно работает филиал, а в других регионах мы проводили ряд клиентских семинаров в сфере энергоэффективного оборудования и транспорта, позволивших их участникам на реальных примерах подсчитать возможную экономию энергозатрат».Положительную динамику основных показателей на Юге отмечают и в компании «Сименс Финанс».

Список потерпевших

«Двойной удар», который получила в конце прошлого года российская экономика в виде увеличения ключевой ставки ЦБ РФ и резкого падения курса рубля, незамедлительно сказался и на рынке лизинга. С одной стороны, моментально подскочили ставки финансовой аренды импортной техники и оборудования, а с другой, компаниям, столкнувшимся с трудностями в привлечении средств, стало сложнее обслуживать лизинговые платежи и вообще планировать использование такого инструмента, как лизинг.

По словам Алексея Смирнова, в наибольшей степени от девальвации рубля пострадали сегменты лизинга промышленного оборудования, железнодорожного транспорта и авиализинг. «Основной риск-фактор капиталоёмких сегментов, сделки в которых заключаются, как правило, в “штучном” формате — большая доля импортной техники», — поясняет г-н Смирнов. Александр Клюев, директор Департамента лизинговых продаж компании «Юникредит Лизинг» отмечает, что кризис негативно повлиял на сегменты строительной и специальной техники, а также легковых и грузовых автомобилей: «Дело даже не в количестве закупаемой техники и автомобилей, а в том, что в условиях теперешнего курса национальной валюты эти сегменты утратили статус драйверов роста для лизинговых компаний». По оценке директора краснодарского филиала компании «Балтийский лизинг» Александра Демидова , из-за девальвации стоимость импортного имущества выросла на 50–100%, и в этой ситуации пострадали практически все отрасли.

Большинство опрошенных нами лизинговых компаний отмечают и ухудшение платёжной дисциплины своих клиентов. «В сегменте автолизинга проблема повышения процента просроченной задолженности со стороны лизингополучателей начала актуализироваться ещё со второй половины 2013 года, а к концу прошлого года встала особенно остро», — констатирует Алексей Смирнов. Выходом из этой ситуации он видит разработку лизинговыми компаниями стабилизационных решений, например, смещение части суммы лизингового платежа на будущие периоды, но при этом предупреждает, что чем раньше клиент сообщит о возможных проблемах, тем более эффективная помощь ему будет предложена. «Считаем, что ситуация с финансовой дисциплиной в 2015 году лучше не станет», — убеждён Владислав Лобацевич , финансовый директор лизинговой компании «Пруссия» (Калининград). В случае просрочек компания предлагает лизингополучателям реструктуризовать график платежей при условии максимально возможного погашения просроченной задолженности и предоставления дополнительных обеспечительных мер (поручительства, залоги).

Однако нет худа без добра: как и ряд других рынков товаров долгосрочного пользования (например, жилья или автомобилей), лизинг в конце прошлого года ощутил всплеск спроса на технику по старым ценам. «Техника, завезённая по прежнему курсу рубля, быстро распродавалась. Резкая девальвация национальной валюты и вызванный этим ажиотаж избавления от денежных активов положительно повлияли и на продажу изъятых к тому моменту предметов лизинга — продали всё, что было», — говорит Владислав Лобацевич. А заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по южному региону Роман Албагачиев отмечает, что в условиях ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ многим клиентам стало очень сложно оперативно привлечь банковское финансирование не только на новые проекты, но даже на пополнение оборотных средств, в связи с чем растёт спрос на возвратный лизинг. Интерес к этой форме лизинга, предполагающей, что покупатель активов в дальнейшем передаёт их в аренду продавцу, отмечают и в других компаниях.

Спасительное сельское хозяйство

АПК уже не раз выручал юг России в кризисные времена, и лизинговые компании рассчитывают, что так произойдёт и на сей раз. «Традиционно на Юге большую долю занимают сделки, связанные с лизингом сельскохозяйственной техники, — отмечает Алексей Смирнов. — Сельхозпредприятия получают помощь со стороны государства и приобретают технику и транспорт в финансовую аренду на льготных условиях у государственных специализированных лизинговых компаний. Этот сегмент стабилен и имеет неплохие перспективы, особенно в условиях действующего запрета на ввоз продуктов из Евросоюза».

Эту точку зрения разделяют и в компании «Юникредит Лизинг», которая видит, что ряд предприятий в сфере сельхозбизнеса и производства пищевых продуктов использует сложившуюся ситуацию для развития импортозамещения. В связи с этим лизинговая компания намерена поддержать соответствующие программы по лизингу оборудования, техники и автотранспорта и не планирует в 2015 году снижать активность в ЮФО.

На этот же сегмент рассчитывают и в ЛК «Пруссия». «В ЮФО наиболее перспективным мы считаем лизинг сельскохозяйственной техники и навесного оборудования, особенно в условиях санкционного ограничения сельскохозяйственного импорта», — говорит Владислав Лобацевич, перечисляя долгосрочные факторы для устойчивого роста рынка в ЮФО: активность бизнеса, развитая инфраструктура, логистика, промышленность, сельское хозяйство, большая плотность населения, постоянная потребность в обновлении основных средств. В связи с этим калининградская компания, на данный момент не слишком сильно представленная на южном рынке (35 место в рэнкинге 2013 года) рассчитывает на 50-процентный рост своего портфеля в ЮФО по отношению к 2014 году. «Планы развития не меняли, — поясняет г-н Лобацевич. — Более того, ощущаем рост обращений потенциальных лизингополучателей ввиду значительного сокращения кредитования, ужесточения требований к заёмщикам со стороны банков».

Не видят критических ограничений для роста и лидеры регионального рынка. Например, в компании CARCADE утверждают, что кризис не оказал существенного влияния на планы развития бизнеса на Юге. Ещё в середине прошлого года компания скорректировала стратегию развития территориальных представительств, и теперь основными приоритетами являются работа над продуктовой линейкой и сервисными продуктами, обеспечение макcимально гибких и комфортных условий лизинга для различных категорий клиентов. Но в то же время в CARCADE отмечают, что никто из ведущих автолизинговых операторов сейчас не ставит перед собой сверхамбициозных планов, главная задача — сохранение действующих клиентов и привлечение новых, с высокой степенью финансовой устойчивости и платёжеспособности. Такой же точки зрения придерживаются и в «Балтийском лизинге» (5 место в рэнкинге «Эксперта ЮГ» по итогам 2013 года): успешным результатом этого года можно будет считать сохранение действующего портфеля или даже его незначительное сокращение — в пределах 10%.

Все публикации номера

  • Комментарии
Загрузка комментариев...