
Иногда собеседования проводят не с целью найма, а в рамках тестирования. // Фото: freepik.com
Поделиться
Специалисты выделяют еще один повод «молчаливого» отказа – «призрачные» вакансии, то есть должности, для которых на самом деле нет свободных рабочих мест, а компания не планирует нанимать новых сотрудников. По мнению HR-менеджеров, это делается для формирования образа организации, которая открыта для внешних талантов, активно представлена на рынке труда и постоянно развивается. Большая часть работодателей, 31 %, закрывают «призрачные» вакансии через месяц, а 9% держат их активными год и дольше.
«Призрачные» вакансии компаний
По словам Ильи Глазырина, бизнес-тренера, собственника и руководителя тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия», показатель «молчаливого» отказа от работодателей в южных регионах составляет порядка 40-60%. При этом на Ростовскую область приходится 23% из общего количества, а на Краснодарский край – лишь 3%.«Со стороны работодателя гостинг чаще встречается в регионах с достаточно сдержанной, скажем так, коммуникационной структурой. Основные причины связаны с отсутствие CRM-системы или перегруженность рекрутеров. Например, HR-специалисты провели собеседование, а потом не перезвонили соискателю, потому что потеряли его контакты», – рассказывает эксперт.
Резкое изменение приоритетов компании – заморозка вакансий или пересмотр бюджета, комментирует Илья Глазырин «Эксперту Юг», также могут стать причиной прекращения дальнейшего взаимодействия. Об этом тоже не сообщают, так как не считают нужным.
Иногда собеседования проводятся не с целью найма, а в рамках тестирования. Например, компания хочет «прощупать» кадровый рынок, понять, какие специалисты в большинстве, какие – в дефиците. В результаты тестирования респондентов, как известно, не посвящают. Такую практику эксперты также называют «призрачными» вакансиями.
«Когда я только начинал искать работу, нередко сталкивался с “молчаливым” отказом. Вроде бы собеседование с HR-менеджером прошло здорово, специалист по подбору персонала вернулся с хорошей обратной связью и пообещал сообщить финальное решение в ближайшие дни, а затем – тишина», – делится Тимур Меджидов, руководитель отдела спецпроектов ТАСС, экс-глава маркетинговой редакции TenChat.
Эксперты утверждают: молодые соискатели понимают, что не могут соревноваться за вакантное место с опытными коллегами, поэтому готовы услышать прямой отказ в работе. Но, когда они сталкиваются с молчанием, то расценивают это как откровенное неуважение.
Тимур Меджидов поясняет, что кандидатам не нужны полотна текста, стоит всего лишь сообщить об отказе. Иначе, даже если дедлайн ответа со стороны компании истек, соискатель в какой-то степени все равно продолжает на что-то надеяться и нервничать. В дальнейшем эта вера превращается в злость в адрес предприятия, которая вполне может сохраняться на протяжении многих лет и запустить сарафанное радио, что приведет к репутационным рискам для бренда компании. Это ведет к тому, что одна вакансия может висеть на сайте месяцами.
Экзотические требования для кандидатов
Не менее значимой остается проблема постоянно открытой вакансии. Со временем число рабочих мест увеличивается, а количество соискателей становится меньше. Так, по данным HeadHunter, в 2023 году в Краснодарском крае разместили 38 тысяч предложений от работодателей в сфере строительства, что на 16% больше, чем в 2022 году. При этом работу искали 11,7 тысяч человек, что на 31,6% меньше, чем годом ранее (17,1 тысяч человек).
Поделиться
Тимур Меджидов уверен, что кандидатам стоит всего лишь коротко сообщить об отказе. // Фото предоставлено экспертом
Подобные проблемы переживает и отрасль АПК. Центр занятости населения Кубани сообщает, что на рынке была востребована 21,8 тысяча вакансий. При этом число соискателей достигло 1170 человек, что на 23% меньше, чем в 2022 году (1535 человек).
«Многие вакансии висят по полгода. Не потому что никто не откликается, а потому что работа либо за минимальную зарплату, либо с заведомо завышенными требованиями к соискателю. Люди идут на собеседование, а потом отказываются – процент таких отказов может достигать 30-40%, особенно если после встречи выясняется, что придется выполнять функции двух специалистов», – комментирует Кирилл Сагитов, предприниматель, участник Forbes.com Tech Councils.
Несоответствие реальных условий с выдвинутыми в вакансии приводит к тому, что кандидаты отказываются от работы и место остается открытым. Эксперты считают, что бизнесу в срочном порядке нужно перестраивать модель взаимодействия с соискателями.
«Если вакансия составлена с учетом завышенных требований к кандидату, то закрыть ее будет проблематично. Например, в Астрахани и Калмыкии часто встречаются экзотические требования вплоть до знания нескольких языков. Но такие специалисты и в столице – редкость. Иногда работодателю требуются сотрудники очень узкой специализации – вероятность найти таких в регионе крайне мала. Есть случаи, когда в предложении кандидату содержится жесткое условие о переезде. Это тоже влияет на привлекательность вакансии», – делится Илья Глазырин.
При этом, по его словам, 5-25% кандидатов отказываются приступать к работе после успешного собеседования. Причины на это бывают разные.
Прежде всего, человек может найти более подходящую должность. С другой стороны, соискателя может оттолкнуть негативное впечатление о компании: хамство коллег, отсутствие перспектив карьерного роста, несоответствие обещаний фактическим условиям. Выйдя на работу, сотрудник понимает, что зарплата будет меньше заявленной, обязанностей предстоит больше, формат не удаленный, а гибридный. Такое часто можно встретить в Туапсе, Сочи, Новороссийске. В Волгограде и Ставрополе проблема актуальна для производственных вакансий, в Дагестане – для торговли.
Эксперты считают, что гостинг со стороны работодателей на юге России связан с некоторой незрелостью HR-рынка. При этом у него есть свои особенности. Например, пожизненный найм, когда люди предпочитают работать в компании до пенсии.