На Юге растёт спрос на длинные деньги

664
8 минут
На Юге растёт спрос на длинные деньги

Автор: Арина Барсукова

На фоне прогнозов замедления темпов роста кредитования в 2013 году банки активно ищут перспективные направления. Помимо развития популярного сегмента МСБ, ряд кредитных организаций обратили внимание на сектор инвестиционного кредитования.

Рынок кредитования на инвестиционные цели для бизнеса продолжает развиваться после резкого падения во время кризиса 2008 года, однако в ЮФО конкуренция среди коммерческих банков в этом сегменте пока не столь остра, как в розничном кредитовании или в кредитовании малого и среднего бизнеса. Управляющий филиалом банка «Петрокоммерц» в Ростове-на-Дону Лариса Чураева считает, что успех в работе с инвестиционными проектами требует от кредитных организаций гибкости, оперативной разработки востребованных рынком банковских продуктов, индивидуального подхода к каждому клиенту и готовности предоставить максимальный набор инструментов для развития его бизнеса.

Спрос на инвестиции

— Как, по вашему мнению, за прошедшие два-три года изменился спрос на инвесткредитование на юге России, в том числе в Ростовской области?

— Спрос на инвестиционные кредиты во многом зависит от стабильности ситуации в экономике. В 2009–2010 годах ещё ощущались последствия кризисных явлений, и предприниматели довольно аккуратно входили в новые инвестиционные проекты. Последние два-три года спрос существенно вырос, предприятия стабилизировали свои финансовые потоки и довольно активно начали вкладываться в развитие и модернизацию бизнеса. Естественно, что по мере ослабления кризиса банки начали предлагать всё больше и больше кредитных продуктов на инвестиционные цели. Увеличивались сроки инвестиционных кредитов. В частности, если ещё четыре-пять лет назад стандартные сроки кредитования находились в диапазоне от трёх до пяти лет, то в последнее время банки стали предлагать более длинные ресурсы. В частности, наш банк готов предоставлять, в зависимости от финансового состояния клиента и целевого использования средств, кредит на срок до 7-10 лет.

— Сколько сделок по кредитам на инвестиционные цели крупному бизнесу было совершено филиалом банка за последний год?

— Если говорить о крупном корпоративном кредитовании, то я бы выделила три значимых проекта на сумму около двух миллиардов рублей. Средства одного кредита были направлены на возведение крупного логистического центра, два других — на модернизацию элеваторов, мощность одного из которых в результате выросла с 30 до 110 тысяч тонн. Отмечу, что это были деньги банка, то есть кредиты выдавались без господдержки.

— Какой у банка интерес в сфере малого и среднего бизнеса? Если исходить из опыта работы ростовского филиала, то на какие цели в основном предъявляют спрос предприниматели?

— В настоящее время мы активно развиваем кредитование в секторе малого и среднего бизнеса. Долгосрочное финансирование инвестиционных проектов для клиентов этого сегмента является одним из приоритетных направлений. Средние предприятия чаще интересуются кредитами на приобретение недвижимости, капитальный ремонт и модернизацию производства. Это мы финансируем постоянно. Мы видим, что всё больше и больше предпринимателей стараются вкладываться в приобретение и улучшения собственных активов, что в конечном итоге положительно сказывается на рентабельности предприятия. Для развития этого направления мы участвуем в различных госпрограммах и, в частности, кредитуем малый и средний бизнес за счёт целевых ресурсов ОАО «МСП-Банк».

— За счёт чего банк в условиях возрастающей конкуренции планирует наращивать портфель кредитов малым и средним предприятиям?

— Полагаю, что в банковском бизнесе самое главное — быть гибкими и лояльными по отношению к клиентам. Для банка главное — разместить денежные средства так, чтобы ресурсы были своевременно возвращены, а бизнес клиента благополучно развивался. В этом смысле нам крайне важно стать партнёром для клиента. А чтобы расти вместе с бизнесом клиента, из микробизнеса в малый, из малого в средний и крупный, необходимо предлагать ему и инвестиционное кредитование, и факторинг, и лизинг, и другие специальные программы, отвечающие его растущим потребностям. К этому подталкивает и возрастающее конкурентное давление, которое заставляет ещё полнее учитывать интересы клиента. Далеко не всегда решающим фактором при выборе банка является уровень процентной ставки. Допустим, если один банк предоставляет условия кредитования под 10,5 процента годовых, а другой на две десятых процента меньше, то предприятие скорее выберет ту кредитную организацию, с которой уже имеет опыт совместной работы и с которой сформированы доверительные отношения, даже если ставка кредитования там будет на две десятых процента выше.

Инструменты для бизнеса

— Факторинг является одним из приоритетных направлений бизнеса банка «Петрокоммерц». Насколько этот инструмент востребован клиентами ростовского офиса?

— Конечно, продукт этот ещё недостаточно распробован ростовским бизнесом, но количество компаний, успешно применяющих факторинг, неуклонно растёт, и мы видим хорошую перспективу дальнейшего развития этого направления. В банке «Петрокоммерц» сформирован очень приличный по объёму и качеству факторинговый портфель; это относится и к ростовскому филиалу. Причём мы работаем не только с крупными клиентами, но и с предприятиями, находящимися в начале своего развития, не набравшими ещё больших оборотов. У нас есть как клиенты с установленными лимитами финансирования в рамках факторинга более одного миллиарда рублей, так и представители малого бизнеса, с лимитами менее 10 миллионов рублей. Особое внимание в настоящее время уделяется созданию факторинговых продуктов для малого и среднего бизнеса.

— Насколько сегодня в ЮФО востребовано проектное финансирование? Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития этого банковского продукта?

— Говоря о долгосрочном банковском финансировании нужно разделять понятия инвестиционного и проектного финансирования. Проектное финансирование подразумевает использование в качестве источника обслуживания долговых обязательств денежные потоки, генерируемые новым проектом. Этот продукт является весьма рискованным, и на сегодня банки с большой осторожностью входят в такие проекты. Даже предоставляя долгосрочное финансирование, банки чаще всего стараются опираться на уже имеющиеся и работающие направления бизнеса. Проекты, финансируемые нашим банком, являются скорее инвестиционными. Только повышение стабильности в российской экономике позволит банкам более активно входить в проекты с высокими рисками.

— Каково соотношение кредитов, выданных ростовским филиалом в рублях и в валюте?

— В основном предприятия у нас берут рублёвые кредиты. На сегодняшний день соотношение рублёвых и валютных кредитов приблизительно 90 процентов к 10. В валютных кредитах заинтересованы предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность, получающие выручку в валюте.

Особенности Юга

— Насколько частным бизнесом ЮФО востребованы средства на модернизацию и реализацию новых проектов?

— Средства на модернизацию и реализацию новых проектов востребованы прежде всего развитыми устойчивыми предприятиями региона. Ведь только тогда, когда предприниматель проходит стадию роста и развития, он становится готов к вложениям в будущее. Для банка важно помочь клиенту правильно про­анализировать проект и не переоценить свои силы при принятии решения.

— Что сдерживает более активное развитие инвестиционного кредитования?

— Ни для кого не секрет, что отечественные банки испытывают нехватку длинных пассивов. Целый ряд коммерческих банков свою ресурсную базу формируют в основном за счёт вкладов населения. Но, к сожалению, население не горит желанием размещать депозиты на десять лет. В основном преобладают годовые вклады. Поэтому сегодня кредитные организации могут себе позволить выдавать долгосрочные кредиты только при условии господдержки.

— Со стороны каких предприятий вы видите наибольший потенциал увеличения спроса на инвесткредитование?

— В первую очередь со стороны производственных компаний. Именно промышленные предприятия являются основными потребителями кредитных продуктов на финансирование модернизации, расширение производства, покупку новых производственных линий и приобретение недвижимости. К этому промышленные предприятия региона подталкивает нарастающая конкуренция со стороны московских и инорегиональных компаний, которые в последнее время активно стали выходить на рынок ЮФО и теснить местных производителей.

Для инвестора всегда интересны наиболее развитые и прибыльные отрасли. Поэтому ограничить их определённым списком сложно. В нашем регионе это может быть и оптовая торговля, и переработка сельскохозяйственных продуктов, и производство, и даже аренда и услуги. Если бизнес устойчивый, хорошо развивается, даёт устойчивую прибыль, то инвестора найти несложно.

— Если исходить из опыта банка, какие требования к банковским продуктам предъявляют южные компании, планирующие получить крупный кредит, скажем, стоимостью свыше 200 миллионов рублей, на инвестиционные цели?

— Чаще всего клиент заинтересован в максимальном сроке финансирования, что позволяет снизить текущую финансовую нагрузку и спокойно, постепенно рассчитаться с кредитором. Другой потребностью, которую часто обозначают клиенты, является возможность отсрочки по оплате основного долга по кредиту. Это нужно для того, чтобы, пока вложенные средства не начнут приносить отдачу, нагрузка по уплате долга была для компании минимальной. Наш банк предоставляет такую отсрочку на срок до одного года. Также важным для клиента является возможность досрочного погашения кредита без дополнительных комиссий.

— Что, по-вашему, ждёт экономику ЮФО в ближайшие годы — стагнация или рост?

—Экономика Юга является частью российской экономики, а российская экономика — частью мировой. Правительство России борется за то, чтобы рост отечественной экономики был выше стагнирующей экономики развитых стран. Если заявленные цели в четыре-пять процентов в год будут выдерживаться в целом по стране, то и экономика Юга будет идти в том же тренде, хотя некоторые признаки замедления в 2013 году и наблюдаются.