Транспортное направление — самое молодое для компании, однако сегодня оно приносит семейному бизнесу Гайнулиных наибольшую прибыль. Фото: Freepik.com
Поделиться
От старого «КамАЗа» к собственному автопарку
Аббревиатура «СБТ» в названии предприятия расшифровывается как «СтройБытТранс» и отражает три основных направления бизнеса: оптовую и розничную продажу строительных материалов и бытовой химии, а также транспортные услуги.Транспортное направление — самое молодое для компании. Оно выделилось в самостоятельную область в 2007 году и сегодня приносит семейному бизнесу Гайнулиных наибольшую прибыль.
Идея купить транспорт, вспоминает Сергей, пришла спонтанно: «Когда мы пользовались услугами сторонних перевозчиков, у нас произошла кража. Машина загрузилась в Саранске на заводе и пропала без вести. И раньше было очевидно, что необходимо самим заниматься доставкой, но этот случай стал одним из пинков. На тот момент в нашем парке был один старенький “камазик”, который раз в неделю курсировал в Москву. А после того случая мы решили расширяться».
Чтобы машина не возвращалась обратно пустой, стали искать попутные грузы. Осознав, что услуга востребована, братья погрузились в логистику и более серьёзно начали подходить к выбору техники. Сейчас в компании 19 автомобилей. Территориальный охват — юг России, но бывают заказы и в другие регионы, вплоть до Дальнего Востока.
Разделение обязанностей, компромиссы и уважение
Межродственные отношения Гайнуллиных отличают уважительный стиль общения и готовность к диалогу. Из более чем сорока человек, которые работают в компании, родственников пока только четверо: Сергей, его брат, сноха и племянник. Родители уже отошли от дел, а будущие помощники ещё подрастают.Сергей руководит транспортным отделением. Предприятие зарегистрировано именно на него, но во главе всей компании стоит его старший брат Андрей, который также руководит продажами. Недавно к бизнесу подключился племянник, сейчас выполняющий работу механика.
Предприниматели уверены: чтобы сохранить тёплые родственные отношения как дома, так и на работе, необходимо сделать так, чтобы обязанности не пересекались, а вопросы развития бизнеса решались на семейном совете.
«Важно, чтобы каждый занимался своим делом, а лидер в нём был один. Если будет два лидера, вот как раз получится перетягивание одеяла, — поясняет Сергей Гайнулин, — Крупные решения мы принимаем на семейном совете. А мелкие, конечно, каждый в своём подразделении принимает сам. По пустякам мы не советуемся».
Крепость семейному бизнесу Гайнулиных придаёт воспитание. Сергей и Андрей не разграничивают дом и работу. По их мнению, когда диалог строится нормально, нет никаких проблем с тем, чтобы обсудить рабочие дела и за ужином.
«Родители задали нам нормальный вектор общения. Они объяснили, что каждый должен идти на компромисс, чтобы не было разногласий и ссор, — поясняет Сергей. — Как и у всех, у нас бывают споры, но главное — уметь из них выходить. Кто умеет идти на компромиссы, а не отстаивать, как баран, свою точку зрения, у того всё получится. Не нужно биться в закрытые ворота, лучше отойти, калитку найти, ну либо дырку в заборе».
Уважение — один из главных главный принципов ведения бизнеса в семье Гайнулиных, который распространяется не только на членов семьи, но и на сотрудников. Несмотря на своеобразную «брутальность» транспортного направления бизнеса, в компании внимательно относятся к коллегам и всегда прислушиваются к их мнению. «Вплоть до того, что стараемся не работать с клиентами, которые ведут себя неадекватно с водителями, чтобы нашим коллегам было комфортно», — комментирует Сергей.
Всё это позволяет сохранять стабильность бизнеса на протяжении 30 лет. Ещё одной причиной стойкости компании предприниматель считает наличие надёжного финансового партнёра, которым в 2014 году стал банк «Центр-инвест».
«Отличительная особенность банка в том, что в сложные времена они не поднимают ставку по кредитным программам. Если в договоре прописаны какие-то условия, причём одинаковым шрифтом, так и будет: никакого обмана, никаких подводных камней», — говорит Сергей Гайнулин.
Ещё одна причина тесного сотрудничества — ценности устойчивого развития, которые разделяют обе компании. Одна из них — социальная ответственность, которая позволяет избежать текучести кадров и сохранять костяк коллектива в течение долгих лет. За 10 лет сотрудничества с банком «Центр-инвест» сотрудники, которые работают в Волжском филиале, практически не менялись. Для братьев Гайнулиных это серьёзный показатель отношения как к коллективу, так и к клиентам.
Для развития нужны рабочие руки
Сегодня «СБТ-Волга» рассматривает различные варианты дальнейшего развития, но в компании считают, что процесс это сложный. Среди причин Сергей Гайнулин выделяет кадровый голод и падение маржинальности бизнеса в целом по стране: «Если ты стал зарабатывать на рубль больше, значит, ты начал на 90 копеек больше тратить».Братья пробовали открыть производство стройматериалов, но его пришлось свернуть из-за трудностей, возникших на фоне пандемии, санкций и роста курса доллара.
«На производстве была задействована иностранная рабочая сила, — вспоминает Сергей, — а из за резкого скачка курса мигрантам стало неинтересно работать, получать деньги в рублях и переводить их в доллары. Ну, а наши, к сожалению, работать не хотят и не умеют».
Сегодня в планах компании — обновление автопарка. И хотя субсидии от государства при покупке техники существуют, новый виток развития возможен будет только в том случае, если будут рабочие руки:
На эту тему
Семья как способ управления холдингом
Поделиться
«Машины купить можно. Но кто на них будет работать? Часть людей не хотят идти в рабочие профессии, а часть тех, кто умеет и хочет работать, отправляется на СВО. Один из наших сотрудников уже ушёл по контракту в 2022 году. Мы за ним сохраняем штатное место, но когда он вернётся — неизвестно. Мы стараемся заработную плату держать выше среднего уровня по региону. Но, к сожалению, привлечь деньгами тоже не всегда получается», — сокрушается Сергей Гайнулин.
При этом, по мнению коммерсанта, место на рынке есть, услуги логистических компаний очень востребованы: «Рынок грузоперевозок голодный, ведь 90 процентов грузов, которые мы используем в быту, перевозится автомобильным транспортом. Без транспортных компаний люди сегодня жить не смогут».
Материал подготовлен в рамках проекта «Семейный бизнес», реализуемого при поддержке банка «Центр-инвест».