Ненавязчивое патриотическое воспитание
№22-23(362-363) 2015

130
3 минуты
Ненавязчивое патриотическое воспитание

У резкого всплеска спроса на отдых в России, который мы наблюдаем ещё с прошлого года, есть один важный — без преувеличения гуманитарный — аспект. Поскольку главное в любом путешествии — это новые впечатления, место отдыха всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию (хотя и не обязательно положительную). В этом смысле развитие доступного качественного отдыха в России может оказаться куда более полезным, чем все уроки патриотического воспитания и массовые патриотические акции вместе взятые. Тут вполне уместно вспомнить такую давнюю формулировку: лучшая форма патриотизма — это самообеспечение.

На первых порах, правда, надо говорить даже не о воспитании патриотизма через путешествия по родной стране, а об элементарном просвещении. В России (в первую очередь в столицах и городах-миллионниках) выросло целое поколение, для которого туристические поездки — это исключительно заграница. Как шутят в Петербурге, ещё далеко не все питерцы побывали в Москве, но уже практически не осталось ни одного питерца, который не побывал бы в Финляндии. А что говорить о южных регионах, которые в обеих столицах нередко воспринимаются исключительно через телекартинку терактов на Северном Кавказе? Добавим к этому упавшее качество школьного образования: средний уровень географических познаний россиян удручающе низок. Поэтому развитие внутреннего туризма может стать в данном случае хоть каким-то противовесом.

Немалый вклад в восприятие отечественного туризма как отдыха «второго сорта» в своё время внесли и туроператоры. В какой-то момент, лет десять назад, недорогие турпакеты с питанием «всё включено» действительно были востребованы рынком и не имели конкурентоспособного по цене российского аналога. Однако ситуация на туристическом рынке стремительно меняется. С одной стороны, значительная масса отдыхающих вдоволь насытилась «всёвключённостью», а с другой, самим туроператорам сейчас несладко. Если десять лет назад полёты на отдых регулярными рейсами были доступны не слишком широкой аудитории, а онлайн-бронирование отелей почти не развито, то теперь любой более-менее уверенный пользователь интернета может собрать свою поездку за полчаса — и зачастую это будет дешевле, чем купить организованный тур. Поэтому туроператорам пришлось потесниться, причём этот процесс явно необратим. Но следует отдать должное и крупным консолидаторам турпродукта — в этом сезоне они серьёзно усилили присутствие на российском рынке.

У развития внутреннего туризма есть и совершенно очевидные отложенные последствия и косвенные эффекты — достаточно вспомнить, сколько соотечественников в своё время купили недвижимость и открыли бизнес в Испании, Греции, Финляндии, Черногории или на Кипре. Схема здесь та же самая: приехал отдохнуть, получил положительные эмоции, решил вернуться. С этой точки зрения, туризм является серьёзным генератором инвестиционной привлекательности для любого региона, где есть намерение его развивать. Вряд ли стоит сравнивать Сочи с Марбельей или Куршевелем, но возможности для вложения в курортную недвижимость и открытия новых бизнесов за последние годы на нашем главном курорте выросли на глазах. Во всяком случае, курортов с такой инфраструктурой, как появившаяся в Сочи после Олимпиады, в мире совсем немного.

Но всё же главное сейчас — не расслабляться, потому что одним только «железом» привлечь туристов вряд ли удастся. Качество сервиса на наших курортах за последние годы сильно шагнуло вперёд, но учиться ещё предстоит многому, а главное, делать это нужно постоянно. Удачный текущий момент, когда спросу на отдых в России способствует девальвация рубля, турбизнесу стоит воспринимать скорее как подарок судьбы и не рассчитывать на то, что так продлится долго. Уже в следующем сезоне всё может измениться, особенно учитывая то, с какой скоростью на российский рынок выходят новые (и весьма дешёвые) направления — Армения, Грузия, Албания, Румыния, Сербия. Задел для роста в туризме за последние годы сделан немалый, но им ещё нужно правильно распорядиться.

Все публикации номера

  • Комментарии
Загрузка комментариев...