В топ-5 лидеров по экспорту зерна - два донских предприятия. Фото: Freepik.com
Поделиться
По данным издания, с июля по декабрь 2023 года «Грейн Гейтс» экспортировала 6,3 млн тонн зерна, в то время как на долю ТД «Риф» пришлось более 5,7 млн. На третьей строчке еще один донской экспортер, «Астон», с показателем 2,7 млн тонн. Четвертую позицию занимает московское «МЗК Экспорт» (1,5 млн), а пятую – «Объединенная зерновая компания» (1,3 млн тонн).
В качестве основной причины утери позиции ТД «Риф» указывается неблагоприятная погода в порту «Кавказ». А также эффективные действия главы «Грейн Гейтс» Ильи Алиева, ранее являвшегося топ-менеджером «Деметра-Холдинга» и Louis Dreyfus.
Напомним, что в рейтинге крупнейших экспортеров зерна в предыдущем сезоне лидером стал ТД «Риф», с объемом отгрузки более 8 млн, без учета стран таможенного союза. «Грейн Гейтс занимала вторую строчку с показателем 7,3 млн тонн.
Непогода продолжает влиять на поставки
Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько отметил, что озвученные данные о лидерстве по объемам экспорта зерна являются предварительными.«Мы тоже проводим такие исследования, и пока есть слишком много неучтенных отгрузок зерна, которые пока сложно приписать на чей-то счет – возможно это и есть поставки ТД «Риф». А, учитывая совсем небольшой разрыв в объемах экспорта между «Риф» и «Грейн Гейтс», вопрос лидерства пока остается дискуссионным», — прокомментировал Дмитрий Рылько.
По его словам, «Грейн Грейтс», в отличие от многих южных экспортеров, не отгружается в порту «Кавказ», а использует для этого собственные мощности в других портах Юга России, которые непогода затронула в меньшей степени.
При этом в целом для российских экспортеров зерна ситуация в начале 2024 года остается непростой. Как отметил Дмитрий Рылько, до ноября поставки шли с опережением планируемого графика, но потом погодные условия ухудшились, и до сих пор не позволяют нормализовать объемы отгрузок.
По данным аналитического центра «Совэкон», в декабре 2023 года экспорт российской пшеницы снизился по сравнению с тем же месяцем 2022-го – показатели составили 3,8 и 4,1 млн тонн соответственно.
«В целом в прошлом году мы наблюдали планомерный рост экспорта – если изобразить его в виде графика, то это будет достаточно ровная линия», – рассказал директор «Совэкон» Андрей Сизов.
Самые большие объемы были отработаны в первом и втором кварталах. В четвертом наблюдались сложности с транспортным сообщением. Помимо пшеницы большую долю в экспорте зерновых занимает ячмень. Основными покупателями являются Турция и Египет.
Как сообщал портал Поле.рф, в данный момент предложение зерна к реализации превышает текущий спрос и возможности по отгрузке портов, что в первую очередь связано с непогодой в Азово-Черноморском бассейне.
«Это приводит к появлению дисконта и отдельным закупкам даже ниже 14 тысяч рублей за тонну без НДС. В январе 2024 года можно прогнозировать восстановление цен до более справедливых паритетных уровней, однако оно не будет резким по причине значительных запасов на рынке», – констатируют эксперты.
Стоимость перевозок зерна растет
Помимо волатильности цен и ограничений на отгрузку по экспортерам зерна в конце 2023 года ударил рост транспортных расходов. А по компаниям, отгружающим зерно в порты Азовского моря – еще и рост стоимости спецтехники и необходимых для ее эксплуатации запчастей, поскольку здесь перевозки осуществляются автомобильным транспортом.Поделиться
Олег Величко отмечает, что на стоимость экспорта зерна в конце года сильно повлиял рост транспортных расходов. Фото: социальные сети собеседника«В третьем квартале сильно выросла стоимость топлива. Кроме того, не хватает запасных частей для импортной техники. Цены на все фактически удвоились – причем даже на российские образцы, включая продукцию «Камаза». Разумеется, все это сказалось на общей себестоимости поставок зерна», – отметил директор ООО «АзовЗерноТранс» Алексей Величко.
Другим фактором, ослабляющим позиции экспортеров, является действующая экспортная пошлина. Как сообщил Минсельхоз РФ, с 11 января пошлина на пшеницу должна вырасти на 306,2 рубля – с 3859,7 до 4165,9 рубля за тонну. Как отмечали в Российском зерновом союзе, введенная пошлина крайне негативно влияет на производство зерновых и накладывает дополнительные финансовые обременения на аграриев.