92 99 13

Непогода поставила под сомнение лидерство донских экспортеров зерна

1229
4 минуты

Московская компания «Грейн Гейтс» выбилась в лидеры по объемам экспорта зерна в первой половине сезона 2023/2024 – оставив позади донской ТД «Риф», сообщает «Коммерсант». В качестве причин называется непогода в порту «Кавказ», мешающая отгрузкам. По словам экспертов, это не единственный фактор, осложняющий экспорт в текущих условиях.

Непогода поставила под сомнение лидерство донских экспортеров зерна

В топ-5 лидеров по экспорту зерна - два донских предприятия. Фото: Freepik.com
Поделиться
По итогам первой половины сезона 2023/2024 в рейтинге крупнейших российских экспортеров зерна сменился лидер. Если ранее первую строчку по объемам занимал донской ТД «Риф», то в данный момент первенство принадлежит московской компании «Грейн Гейтс». Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник из числа участников рынка.

По данным издания, с июля по декабрь 2023 года «Грейн Гейтс» экспортировала 6,3 млн тонн зерна, в то время как на долю ТД «Риф» пришлось более 5,7 млн. На третьей строчке еще один донской экспортер, «Астон», с показателем 2,7 млн тонн. Четвертую позицию занимает московское «МЗК Экспорт» (1,5 млн), а пятую – «Объединенная зерновая компания» (1,3 млн тонн).

В качестве основной причины утери позиции ТД «Риф» указывается неблагоприятная погода в порту «Кавказ». А также эффективные действия главы «Грейн Гейтс» Ильи Алиева, ранее являвшегося топ-менеджером «Деметра-Холдинга» и Louis Dreyfus.

Напомним, что в рейтинге крупнейших экспортеров зерна в предыдущем сезоне лидером стал ТД «Риф», с объемом отгрузки более 8 млн, без учета стран таможенного союза. «Грейн Гейтс занимала вторую строчку с показателем 7,3 млн тонн.

Непогода продолжает влиять на поставки

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько отметил, что озвученные данные о лидерстве по объемам экспорта зерна являются предварительными.

«Мы тоже проводим такие исследования, и пока есть слишком много неучтенных отгрузок зерна, которые пока сложно приписать на чей-то счет – возможно это и есть поставки ТД «Риф». А, учитывая совсем небольшой разрыв в объемах экспорта между «Риф» и «Грейн Гейтс», вопрос лидерства пока остается дискуссионным», — прокомментировал Дмитрий Рылько.
На эту тему

Ростовская компания ТД «РИФ» планирует нарастить экспорт зерна через Балтику

Поделиться

По его словам, «Грейн Грейтс», в отличие от многих южных экспортеров, не отгружается в порту «Кавказ», а использует для этого собственные мощности в других портах Юга России, которые непогода затронула в меньшей степени.

При этом в целом для российских экспортеров зерна ситуация в начале 2024 года остается непростой. Как отметил Дмитрий Рылько, до ноября поставки шли с опережением планируемого графика, но потом погодные условия ухудшились, и до сих пор не позволяют нормализовать объемы отгрузок.

По данным аналитического центра «Совэкон», в декабре 2023 года экспорт российской пшеницы снизился по сравнению с тем же месяцем 2022-го – показатели составили 3,8 и 4,1 млн тонн соответственно.

«В целом в прошлом году мы наблюдали планомерный рост экспорта – если изобразить его в виде графика, то это будет достаточно ровная линия», – рассказал директор «Совэкон» Андрей Сизов.

Самые большие объемы были отработаны в первом и втором кварталах. В четвертом наблюдались сложности с транспортным сообщением. Помимо пшеницы большую долю в экспорте зерновых занимает ячмень. Основными покупателями являются Турция и Египет.

Как сообщал портал Поле.рф, в данный момент предложение зерна к реализации превышает текущий спрос и возможности по отгрузке портов, что в первую очередь связано с непогодой в Азово-Черноморском бассейне.
читайте также

Аграрии Юга не могут продать пшеницу по высокой цене

Поделиться

«Это приводит к появлению дисконта и отдельным закупкам даже ниже 14 тысяч рублей за тонну без НДС. В январе 2024 года можно прогнозировать восстановление цен до более справедливых паритетных уровней, однако оно не будет резким по причине значительных запасов на рынке», – констатируют эксперты.

Стоимость перевозок зерна растет

Помимо волатильности цен и ограничений на отгрузку по экспортерам зерна в конце 2023 года ударил рост транспортных расходов. А по компаниям, отгружающим зерно в порты Азовского моря – еще и рост стоимости спецтехники и необходимых для ее эксплуатации запчастей, поскольку здесь перевозки осуществляются автомобильным транспортом.

Величко.jpg
Поделиться
Олег Величко отмечает, что на стоимость экспорта зерна в конце года сильно повлиял рост транспортных расходов. Фото: социальные сети собеседника

«В третьем квартале сильно выросла стоимость топлива. Кроме того, не хватает запасных частей для импортной техники. Цены на все фактически удвоились – причем даже на российские образцы, включая продукцию «Камаза». Разумеется, все это сказалось на общей себестоимости поставок зерна», – отметил директор ООО «АзовЗерноТранс» Алексей Величко.

Другим фактором, ослабляющим позиции экспортеров, является действующая экспортная пошлина. Как сообщил Минсельхоз РФ, с 11 января пошлина на пшеницу должна вырасти на 306,2 рубля – с 3859,7 до 4165,9 рубля за тонну. Как отмечали в Российском зерновом союзе, введенная пошлина крайне негативно влияет на производство зерновых и накладывает дополнительные финансовые обременения на аграриев.
0
4
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .