«Новое поколение предпринимателей»: стенограмма конференции «Эксперт Юг»

1653
33 минуты
«Новое поколение предпринимателей»: стенограмма конференции «Эксперт Юг»

Аналитический центр «Эксперт Юг» продолжает цикл материалов, посвященных исследованию поколения молодых предпринимателей. Предлагаем вам стенограмму конференции, состоявшейся 5 марта

Развитие предпринимательской инициативы лежит в русле государственной политики, однако количество желающих открыть свое дело, остается в России на невысоком уровне. Но, по данным опроса НАФИ по заказу Минэкономики, среди молодых людей (до 35 лет) около половины желают заняться собственным делом. Кредит доверия к предпринимательству в молодом поколении гораздо выше, но какие ценности оно привнесло в бизнес? Есть ли специфика нового поколения российских предпринимателей по сравнению с предыдущим? На каком языке оно говорит? Как оно может помочь тиражировать ценности предпринимательства? Как проекты молодых бизнесменов меняют окружающую действительность уже сегодня?

IMG_2484.JPG

Стенограмма конференции Аналитического центра «Эксперт ЮГ» «Новое поколение предпринимателей: ценности и достижения»

5 марта 2020, Ростов-на-Дону

Участники:

Вадим Щербак, сооснователь и гендиректор группы ИНПК и основатель бизнес-сообщества «Эквиум» в Ростове

Вера Мирошниченко, сооснователь компании EMi

Антон Баев, соучредитель ООО «Варм»

Яна Куринова, директор АНО РРАПП

Владимир Ротин, индивидуальный предприниматель, производитель подушек Body Pillow

Кирилл Сагитов, индивидуальный предприниматель, веб-студия Kangaroo ink

Марина Шустова, декан факультета бизнеса «Капитаны» Южного федерального университета

Мария Христолюбова, заместитель начальника управления по работе с малым и средним бизнесом банка «Центр-инвест»

Анастасия Вырыпанова, ведущий специалист по маркетингу и связям с общественностью компании «Амвэй»

Андрей Барабицкий, генеральный директор ООО Центр деловых компетенций «Эксперт», консультант по управлению и организационному развитию

Владимир Козлов, генеральный директор АЦ «Эксперт Юг», модератор мероприятия

Владимир Козлов:

IMG_2687.JPG

«Гипотеза нашего исследования состоит в том, что предприниматели разные. С ними надо работать. Надо работать власти, надо работать самому предпринимательству, надо работать всем, кто взаимодействует с предпринимательством. Сейчас мы проводим социологическую часть исследования, на данный момент уже опрошено более 150 молодых предпринимателей Ростовской области и Краснодарского края. Взято более 35 глубинных интервью. Но обобщённых результатов мы пока не знаем. И можно сказать, что эта конференция – попытка перенести проблематику этого проекта в живое общение, потому что некоторые вещи надо обсуждать вживую, тогда они становятся более сложными, начинают играть новыми красками. Сегодня у нас такая структура нашего мероприятия: в первый час мы хотим набросать идеи, которые будем более подробно разрабатывать в рабочих группах во время второго часа. Поэтому в основной блок я предлагаю достаточно сжатый тайминг, скоростной темп первого часа, потому что, как видите, нас много на сцене. Основные блоки вопросов: с какими ценностями для вас ассоциируется новое поколение бизнеса, и какие следствия из того, что эти ценности другие, чем у предыдущего. Т.е. как с ними работать, кого и к чему появление этих ценностей обязывает, что надо с этим делать. Повторюсь, на самом деле, когда мы отвечаем на вторую часть вопроса, то наш разговор уже перестаёт быть чисто философским и культурным, потому что, как только мы начинаем думать, что нам с этим делать, мы фактически говорим о том, как мы будем развивать предпринимательство: системе образования, внутренних связях бизнеса и т.д. И может быть даже адаптировать спрос под спрос нового поколения и т. д. Но я, наверное, слишком сильно не буду усложнять исходный посыл. Поэтому давайте в таком сжатом виде, без всяких предисловий, делиться своими гипотезами, взглядами по этой проблематике.

Вадим Щербак:

IMG_2528.JPG

«Давайте сразу же разберёмся с таким термином как «предпринимательство». Или «предприниматель», кто это? Существует такое определение, что предприниматели – это те люди, которые, имея ограниченное количество ресурсов, достигают совершенно других результатов, тех, которые в принципе недостижимы, и которые с простого первого взгляда не видны. Те же самые истории и по рыночным нишам – они возникают в головах предпринимателей. Все эти идеи доступны и лежат просто на поверхности. Если мы будем говорить про значение предпринимателей, их внутренний смысл, то, если раньше у них превалировала направленность на ресурсность, т.е. это добыча полезных ископаемых или переработка, какие-то глобальные вещи, то сейчас я вижу много сервисных предпринимателей. Это те, которые оказывают услуги. Наша экономика сейчас сравнивается с постиндустриальными странами. Та же самая история касается непосредственно самих идей, которые появляются у предпринимателей – находится маленькая ниша, до которой крупные предприниматели, или в виду высоких издержек не доходят или в виду фокусировки на глобальные цели упускают эти маленькие ниши. И вот из таких прорывных ниш возникают новые современные предприниматели».

Владимир Козлов:

Т.е. новое поколение больше связано с сервисом? Вообще со сферой услуг?

Вадим Щербак:

«Это основное направление. Потому что если посмотреть по молодым предпринимателям, то количество тех, кто занимается производством, очень невелико. Если посмотреть, исходя из моего субъективного опыта, наверное, процентов 10, не больше».

Владимир Козлов:

«Т.е., исходя из этого, новое поколение связано, прежде всего, с бурным развитием сферы услуг?

Вадим Щербак:

«Именно это – основа.

Владимир Козлов:

«Коллеги, вы можете выбирать вопросы из предложенных, мы их сформулировали с запасом. И если какой-то у вас «стреляет», помимо тех, что я сформулировал, вы на него откликайтесь.

Вера Мирошниченко:

IMG_2546.JPG

«Сейчас у предпринимателей другие ценности, это люди нового формата. Они более реактивные, более смелые. Больше интересуются вопросами экологии, темой социальной ответственности и собственного предназначения. Они могут смотреть в глубину и не гнаться за какими-то масштабными проектами, а думать так: какую пользу я могу принести обществу, и как это сделать максимально экологично с точки зрения социальной ответственности.

Я за молодое поколение, но я не за то, чтобы всех тащить в предпринимательство. Та часть активных людей, у которых большой потенциал, они здесь, в этом зале. Потому что обычные люди на такие конференции и форумы не ходят. Поэтому я рада всех видеть. И я хочу в свою компанию тоже как можно больше молодых людей, потому что молодые специалисты они намного лучше, чем те, кто перешёл за 35-летный рубеж. Неважно, это молодые руководители, молодые специалисты или молодые предприниматели.

Владимир Козлов:

«А что это значит?»

Вера Мирошниченко:

«То, что для нас является ограничением, для них это вообще не вопрос, очень часто. И они могут делать сейчас такие вещи, которые, допустим, в наших мозгах, 35-летних, уже за гранью.

Владимир Козлов:

«Эти вещи связаны с тем, что у людей появляется специализация? Ну как раньше казалось, что человек он делает всё. Он начинал, как правило, с того, что делал всё – от торговли на рынке до производства сложного оборудования. Вот мы движемся в сторону специализации, и с этим связаны ваши какие-то впечатления или там какое-то другое обоснование?»

Вера Мирошниченко:

«Каждый будет находить себя. Я, допустим, знаю много молодых ребят, которые занимаются инновационными разработками и производством. Есть много бизнесменов, которые делают деньги на инвестициях. Я как-то недавно наткнулась на список того вообще, какие сферы умрут, а какие будут присутствовать на рынке. У меня волосы вообще начали шевелиться. То, что сейчас учат наши дети, это вообще не пригодится в новом обществе, через 80 лет вымрет 80% профессий. Судя по своим детям, по своему ребёнку, я понимаю, что все будут идти в предпринимательство, в самореализацию. И самореализация у всех будет разная. Как будут самореализовываться предприниматели завтра, я просто думаю, что они будут более быстрые и более реактивные что ли. Т.е. то, какими темпами мы росли, они будут расти в 10 раз быстрее. Скорость развития рынка и распространения информации будет выше. Они и сейчас могут любой вопрос решить за три секунды, который мы решали три месяца на производстве или на предприятии. И вот та скорость получения информации, решения вопросов, она будет давать невероятные результаты, которые для нас, в нашем возрасте, недоступны».

Владимир Козлов:

«Я две вещи из сказанного вами зафиксирую: с одной стороны, внешняя среда совершенно другие возможности даёт для скорости внедрения решений, а с другой стороны, вот эта мысль про то, что в основе предпринимательства появилась самореализация. Не знаю, может быть у кого-то другие впечатления, мне кажется, 15 ещё лет назад вот этой ассоциации прямой не было. Потому что шли скорее деньги заработать».

Яна Куринова:

IMG_2512.JPG

«Молодые предприниматели – это огромная сфера нашей работы, она нас очень интересует. Мы благодарны сегодня, что вы нас пригласили на этот разговор. Очень интересно наблюдать за результатами вашего исследования. То, что мы видим при общении с молодыми ребятами – это, так сказать, первичный срез. То, что вы дадите в рамках исследования, это более глубинные знания. Мне бы хотелось отметить, наверное, три основных момента в мышлении молодых предпринимателей. Первое, всё-таки, мне кажется, что стратегическое мышление приходит на смену краткосрочному оперативному управлению. Сейчас молодые предприниматели уже понимают, что важно формировать стратегию своей компании, важно с ней работать на долгосрочную перспективу, а не только решать вопросы, где сегодня срочно закупить сырьё, чтобы завтра переработать и продать. И еще важный момент, о котором уже сказала Вера, про экологичность бизнеса. Мне кажется, что социальная ориентированность – это то, чего не было ранее. На сегодняшний день молодые ребята, и законодательство нас к этому подталкивает, и в целом среда, уже понимают, что важно решать вопросы не только своего благосостояния, но и социальные задачи. И, наверное, третий момент, который мне бы хотелось выделить по поводу молодых предпринимателей, это жадность. Жадность к знаниям, жадность получать новую информацию, умение её получать, умение ей овладевать. Это напрямую связано с цифровизацией. Действительно, сейчас всё очень быстро. Это как в «Алисе в стране Чудес»: чтобы оставаться на месте, нужно быстро бежать, а чтобы быть впереди, нужно, наверное, бежать с огромной скоростью. Поэтому на ваших мероприятиях мы наблюдаем огромное количество молодых ребят, предпринимателей. И это отличает их от предыдущих периодов.

Владимир Ротин:

IMG_2633.JPG

«Я хотел бы затронуть несколько вопросов. Первый, банальнейший вопрос, как поддержать молодого предпринимателя. В первую очередь, это два слова: не мешать. У нас очень много препон стоит, если честно: сертификация, например».

Владимир Козлов:

«Вера только что сказала, что количество возможностей доступных во внешней среде сегодня как никогда широко. Но для вас на первом месте именно преграды?»

Владимир Ротин:

«Я вижу преграды, которые преодолеваются, в том числе, деньгами. Технические вопросы бизнеса. И второй самый интересный вопрос. Я занимался обучением молодых предпринимателей на протяжении двух лет, обратил внимание на горящие глаза молодых людей, но ребята, порой не понимали, чем они занимаются. Ведь что такое бизнес? Согласно теории, бизнес – это деятельность человека, направленная на извлечение прибыли. И часто молодые предприниматели занимаются некой деятельностью, но прибыли она им не приносит. Т.е. занимаются интересным делом, но упора на финансовую часть нет. Либо же занимаются финансовой частью, но не делают ничего. Берём последний тренд — в Инстаграме якобы люди занимаются бизнесом, а по факту занимаются ничем.

Владимир Козлов:

«Что это? Желание хайпа?»

Владимир Ротин:

«Желание быстрых дене»г.

Владимир Козлов:

«Которое сегодня просто приняло новую форму, связанную с соцсетями?»

Владимир Ротин:

«Люди верят в лотерею».

Владимир Козлов:

«Сейчас хочу высказать слова благодарности партнёрам. Во-первых, наше исследование поддержали банк «Центр-инвест» и компания «Амвей», а конференцию поддержали БКС Премьер» БКС «Мир инвестиций» и транспортная компания «Точка-точка» — перевозки любого масштаба.

Мария Христолюбова:

IMG_2670.JPG

«С очень многим не согласна. Начну, наверное, с первого спикера. Полностью с этим не согласна, хотела бы эту мысль закончить с точки зрения банка, ведь всё-таки банк работает с самыми разными предпринимателями, и, естественно, мы должны быть в тренде и понимать, как с ними работать. Если говорить о молодых предпринимателях, действительно, на сегодняшний день лидируют сервисы. И здесь классическая банковская модель оценки бизнеса полностью ломается, потому что, если предприятие производственное, то все легко и просто – это достаточное количество залоговой массы, основные средства, баланс и т. д. Анализируй, сколько надо. Делай выводы и выдавай кредиты. А вот сервис… Честно скажу, иногда ко мне приносят бизнес-план, я даже слов таких не знаю, потому что настолько сейчас всё развивается, и столько всего нового интересного в каждой сфере, особенно в IT-сфере. Но как человек, который слишком долго работает с бизнесом, я уже, наверное, чувствую, где деньги лежат, и понимаю, что да, сюда можно вложить. Но этого совершенно недостаточно. Молодой бизнес у многих не базируется в одном месте, он может использовать коворкинги, может из дома его организовать – это нормально, это классно, это всё правильно. А как этот бизнес оценивать, как его понимать, как к нему найти подход? Первое, что я здесь вижу, это именно работа с этим бизнесом по упрощению того, что есть в классической схеме анализа предприятия. Можно собирать сведения о бизнесе, используя именно большие данные, выводить матрицу готового продукта для этого бизнеса. На сегодняшний день эта программа запущена, очень хорошие показатели. Просто это действительно очень важно для бизнеса. И я думаю, что в дальнейшем будем развиваться именно в эту сторону, потому что отклик от бизнеса положительный. Второй момент. И Вера, и Яна упомянули о социальной ответственности. Я полностью за «зелёных», полностью за социальную ответственность, но хотелось бы сказать по поводу молодых предпринимателей. Наверное, здесь история не очень работает. Потому что, наверное, очень странно, когда молодой предприниматель только начинает зарабатывать деньги и уже думает об экологичности своего проекта. Вряд ли ты, живя на 5 этаже без лифта, в грязном подъезде, будешь разделять мусор. Социальная ответственность всё-таки у более зрелого бизнеса, бизнеса, который уже стоит на ногах. Бизнеса, который развивается, и который может уже кроме зарабатывания денег, приносить уже какие-то социальные плоды обществу, своему коллективу и т. д.

Кирилл Сагитов:

IMG_2694.JPG

«Предприниматель, это тот, кто ставит перед собой сам задачи, к ним идёт, исполняет и движется по своей траектории, по своей стратегии. И не так, что пришёл ради денег, всё замутил и ушёл. Я предприниматель-стартапер, у меня есть web-студия, есть коворкинг, который я запустил, это всё работает. Но при этом я разрабатываю какие-то новые продукты и не ради денег. Создать что-то новое – это гораздо прикольнее, чем просто получить деньги.

Владимир Козлов:

«Вы считаете, что это главное отличие от предыдущего поколения? У предыдущего поколения предпринимателей этого не было?»

Кирилл Сагитов:

«Ценность основная не в деньгах, а как раз в том, что ты можешь кому-то помочь, внести свой вклад, остаться в истории».

Владимир Козлов:

«А с точки зрения внешней инфраструктуры, вот внешняя среда она понимает, какой вы? Она умеет с вами работать? Она адекватно с вами работает?»

Кирилл Сагитов:

«Смотря кого воспринимать в качестве внешней среды. Вот я учился в школе, и с шестого класса занимаюсь стартапами. И там это вообще никак не воспринимали. В колледж пошёл, там такая же история, т.е. вообще никому это не надо было. А потом до третьего курса дошёл, надоело – ушёл. Теперь вот, предприниматель».

Владимир Козлов:

«Такой сценарий проглядывает: если б не ушёл, то среда бы подавила, получается. Вы спаслись, убежали из системы».

Кирилл Сагитов:

«Не в этом история. Существующая среда в системе образования, либо в рабочем классе, она очень давит. У них есть понятие нормальности, что вот должно быть вот так, и всё. А тут разные способы самореализации. Есть более слабые люди, которые ведутся на эти провокации, идут по какому-то сценарию. А есть такие, как я».

Владимир Козлов:

«А вам было бы комфортнее, если бы школа и колледж ослабили прессинг, давали вам кучу свободного времени? Что они должны перестроить, чтобы не гасить огонёк предпринимательский?»

Кирилл Сагитов:

«Ну хотя бы как-то это поддерживать, проводить какие-то мероприятия для этого, поощрять инициативы».

Владимир Козлов:

«Вот Марина Шустова занимается как раз на одном из факультетов ЮФУ предпринимательскими инициативами. Но самое главное – тенденция внедрения каких-то предпринимательских ценностей и образовательных программ, связанных с предпринимательством в вузах – это один из трендов, и ЮФУ с этим работает. Марина возглавляет факультет бизнеса «Капитаны». И вы, я так понимаю, видите таких людей, как Кирилл, постоянно. Расскажите, каким перед вами предстает это новое поколение. С какими ценностями ассоциируется?»

Марина Шустова:

IMG_2745.JPG

«Добрый день. Спасибо огромное, Кирилл, спасибо огромное, что вот именно так вы рассказали о том, как вы чувствуете себя на предпринимательском пути. Действительно, мы с ребятами здесь, здесь есть наши студенты, можно будет потом с ними тоже пообщаться. Я постараюсь взять на себя смелость и в каком-то виде зафиксировать те ценности нового молодого поколения предпринимателей, которое сейчас зарождается очень активно, выходит вот на этот новый путь. Я университетский человек, поэтому у меня есть шпаргалка. Да, мы сейчас понимаем, что то поколение ребят, которые приходят к нам на факультет, это всё-таки не совсем полный срез по всему поколению, потому что у нас достаточно многоступенчатые отборы, к нам всё-таки приходят ребята уже с явными предпринимательскими способностями. Но, тем не менее, мы можем делать какие-то определённые выводы и смотреть на то, как они развиваются и эволюционируют. Очень поддерживаю то, что было сказано по поводу другого мышления, по поводу других ценностей. Если попытаться их сформулировать, то я бы сказала, что эти ценности, они сейчас, во-первых, социальны, т.е. они не могут без социального взаимодействия. Мне есть с чем сейчас сравнивать, я ещё имею отношение к сообществу предпринимателей «Клубу 201»5, и там люди, вышедшие из 90-х. У них ценности совершенно иные. Социальное взаимодействие, социальное одобрение, быть причастным, показать всему миру, кто я через деятельность, в том числе предпринимательскую, такие задачи ставят перед собой только молодые предприниматели. Т.е. ценятся те качества, которые помогают легко общаться в любой компании, в любой ситуации без проблем для взаимодействия. Индивидуализм, в какой-то степени, уходит на второй план, уступает пальму первенства некоему коллективизму, но не в том смысле, что все безумно куда-то побежали. Ценится кооперация, ценятся сообщества, общение, коллектив и экологичность, прежде в сего, в отношениях. Каждый волен делать то, что он хочет, мы любим и делаем то, что мы хотим и через это мы развиваем себя, отношения. И вот эти ценности, конечно, приоритетны. Бизнесы выстраиваются на основе этих ценностей: сделать что-то лучше, сказать другим людям, какие они молодцы через проект, дать им возможность доказать, что они могут стать чем-то другим, некой другой ценностью.

А ещё хотела сказать, что есть такая древнегреческая максима: «Человек есть мера всех вещей». И мы опять возвращаемся к человеку, от общего, чего-то иллюзорного, эфемерного к человеку, к его личности, к его потребностям, его желаниям. И что ещё отличает современных предпринимателей? кто-то говорит, что это поколение Z, психологи говорят, что это поколение, поделенное на разные сегменты. Можно говорить так, а можно несколько шире посмотреть – это люди, для которых успех уже не является плодом долгих и сложных усилий. 24/7 пахать не хотят, и это не является главной ценностью. У них нет ощущения, что ты будешь вкладываться с утра до вечера и когда-то придёшь к какому-то достижимому результату. Они понимают, что успех может быть лёгким и быстрым. У них есть масса примеров для этого, и, конечно, усилия очень точечные. Но ещё такой контраст, на фоне вот этой видимой лёгкости — становится, например, модным быть умным, собираться в книжные клубы, сообщества, научно-популярные лекции слушать. И главный запрос от жизни, наверное, не быть богатым в широком смысле, а быть счастливым. Безусловно, сюда можно отнести и какой-то финансовый успех. Но всё-таки главный приоритет – это получение определённых профитов от жизни, быть гармоничной личностью, самореализоваться, измерить успех не богатством и статусом, а разнообразить жизнь удовольствиями. Наверное, вот эти ценности сегодня у молодых предпринимателей, те проекты, которые они выстраивают вместе со своими единомышленниками, подтверждают, в какой-то степени, эти тезисы. Опять же мы смотрим пока это в динамике – нашему факультету немного лет, нашему сообществу порядка 8 лет. Посмотрим, всё очень быстро динамично меняется.

Владимир Козлов:

«Спасибо, а можно два слова: вот вы упомянули, что 2015 – это первое поколение донского бизнеса, и вы сказали, что они совсем другие. А вот чем другие?»

Марина Шустова:

«Во-первых, очень такой глубокий основательный подход, понимание того, что первые деньги заработал через 10 лет упорного труда, и это нормально. А кто-то через 15 лет упорного труда. И к этому нужно быть готовым. Эти люди жили с таким пониманием жизни. Если нашему студенту сказать, слушай, ты через 10 лет получишь первые деньги, он скажет: не-не-не, подождите, я не пойду с вами никуда, я пойду в коворкинг подумаю и вообще. Но хотя в принципе вообще, может быть оно так и будет. Всё-таки государство наше меняется медленнее, чем нам бы всем хотелось. И опять же вот ещё вопрос ответственности. Я не хочу ни в коем случае обобщать, даже все участники клуба 2015 все очень разные люди, но есть определённое настроение, потому что все они в какой-то мере воспитаны советской порой, что где-то там кто-то что-то тебе сделает, и у нас что-то поменяется, т.е. внешняя среда может повлиять на моё внутреннее состояние: плюс или минус, зависит от каждого индивида. Здесь очень чётко. У нас есть ценности капитанские, мы их актуализируем постоянно с ребятами. И одна из главных ценностей – «Дело во мне», т.е. ничего вокруг не может быть оправданием твоего личного неуспеха.

Владимир Козлов (обращаясь к Анастасии Вырыпановой):

«Я напомню, что вы, прежде всего, система предпринимателей. И всё, что делает компания («Амвэй»), делается руками предпринимателей. Но я спрошу вас о том, с чем связан ваш интерес к теме нового поколения? Как вы работаете с новым поколением?

Анастасия Вырыпанова:

IMG_2781.JPG

«Прежде чем ответить на этот вопрос, я бы хотела вам сказать, что все мысли, которые я сегодня услышала, они, на самом деле, очень откликаются в нашей компании. Здесь сидит Яна – наш молодой предприниматель. Помогать другим – это наша миссия, про свободу – на самом деле, это всё о нас. И мы, наверное, вкладываем сегодня огромный свой ресурс именно в то, чтобы развивать нашу предпринимательскую возможность и давать молодым предпринимателям те ресурсы, которых им не хватает. Это образовательный ресурс, это качественный продукт, это замечательные красивые социальные площадки для работы, для физических встреч. И здесь важно сказать, что мы стремимся сегодня быть простыми и понятными, чтобы снизить предпринимательский риск. Фактически, многие трудности, с которыми предприниматель сталкивается, компания «Амвэй» берет на себя, дает различные возможности. Мы один из самых крупных рынков в мире. Молодое поколение очень активное, растёт семимильными шагами, мы тоже находимся в этом тренде, даём различные ресурсы, возможности, в том числе диджитал- инструменты, чтобы наши предприниматели могли расти, при этом оставаться свободными, гибкими, верными своим ценностям, помогали другим…

Владимир Козлов:

«Я вам вопрос задам. Во-первых, насколько растёт аудитория молодых предпринимателей, во-вторых, у нас сегодня звучало, что у нового поколения повышенный спрос на развитие, образование. Как с этим спросом работает компания?»

Анастасия Вырыпанова:

«Как я уже сказала, мы вкладываем огромные ресурсы. Собственно наша задача сегодня — вовлекать ярких заряженных интересных личностей, вокруг которых собираются настоящие большие сообщества. И что касается обучения, конечно, когда какой-то предприниматель вступает в бизнес-среду, он должен получить определенные знания и сформировать определенные навыки. Вот, собственно, этим мы и занимаемся. Я хочу сказать, что мы не ставим себе целью на этом как-то заработать именно на обучении, мы сознательно предоставляем возможность обучения. То есть это снижение предпринимательских рисков. Мы учим, как продавать; учим, как презентовать, как выступать; помимо этого, как сказал Владимир, есть какие-то темы, не связанные с бизнесом. Сейчас огромный спрос на диджитал-обучение, обучение в области SMM. У нас это обучение тоже есть, у нас есть платформа, в рамках которой мы предоставляем абсолютно бесплатное обучение по SMM нашим независимым предпринимателям «Амвэй». Это обучение признано одним из самых эффективных не только внутри компании. Наша платформа участвовала в международном конкурсе в области информационных инструментов. И наше обучение по SMM вошло там в шорт-лист как одно из самых эффективных и продвинутых.

Владимир Козлов:

«Это обучение для предпринимателей, которые уже в системе?»

Анастасия Вырыпанова:

«Да»

Владимир Козлов:

«Передайте, пожалуйста, микрофон Диане. Диана, вы предприниматель, работающий внутри системы «Амвэй». Как попали в предпринимательство, и с какими ценностями, прежде всего, ассоциируется у вас новое поколение?

Диана Отырба:

IMG_2806.JPG

«Спасибо. Прежде всего, я думаю, нам надо поаплодировать за то, что мы сегодня здесь вместе. Потому что я сижу и чувствую, какая думающая аудитория собралась, которая вдумчиво прислушивается к каждому слову. И подписываюсь под каждым словом, потому что на самом деле все эти ценности, когда мы работаем, общаясь с молодёжью, мы их все ценим и видим, и это самое главное. Я сама по своей профессии переводчик, преподаватель английского языка, 10 лет отдала педагогической деятельности, полжизни жила в Санкт-Петербурге, свой кабинет, такая вся научная деловая была, но денег не хватало. Т.е. внешне было всё красиво, а зарплаты, сами понимаете, какие. Хотелось всегда собственного бизнеса. Стартового капитала не было. Мы сегодня все хотим, и молодёжь, и все хотят стартапы, все хотят свой собственный бизнес, но не все имеют возможности стартового капитала; а идеи и правда есть, горящие глаза, а чёткого маркетинг-плана нет. Как я попала именно в это предпринимательство, что меня привлекло? Это простой бизнес-план. Я просто делаю товарооборот, за который получаю определённый кэшбек, т.е. процент от компании, это легко и просто, это может каждый. Т.е. я не была никогда предпринимателем, благодаря обучению и этим платформам, про которые говорила Анастасия, в смартфоне, куда-то в командировку отправляясь, просто обучаюсь благодаря вебинарам, тем платформам, которые действительно компания даёт. Это легко. Что мне ещё безумно понравилось, когда я сюда попала? вы знаете, у нас с мужем такая логика: холодный расчет и интуиция, т.е. мы всё посмотрели, посчитали, стартового капитала особо не было, посмотрели бизнес-планы, увидели, что всю головную боль предпринимателя компания берет на себя, т.е. мы не занимаемся сегодня логистикой, мы не складируем, мы не арендуем ничего. Наша задача – это поиск базы клиентов, за который мы получаем очень хороший кэшбек. И, конечно же, правильно сказала Анастасия, это диджитализация, потому что вся молодёжь сегодня хочет онлайн зарабатывать, все движется туда. И естественно привлечение молодых тоже. Согласна со всеми вами, появилась такая ценность у молодежи, это не только деньги, но и баланс. Все хотят баланса между временем и деньгами, все хотят сегодня быть значимым и развиваться как личность, вот это, собственно, мне и нравится здесь.

Владимир Козлов:

«Спасибо за яркое высказывание. Движемся дальше».

Андрей Барабицкий:

«Я хотел бы несколько по-своему посмотреть на то, о чём мы сегодня говорим. Я, во-первых, очень рад, что Владимир Иванович и «Эксперт Юг» подняли такой вопрос, как ценности. И хотел бы свое понимание важности этого феномена озвучить относительно бизнеса. На мой взгляд, важно понять, какую роль они играют, чем перечислить ценности предпринимательства как повод для их популяризации. В чем важность? И это всех объединяет присутствующих в зале. Есть такая штука, что от наших ценностей, мечтаний и желаний, происходит некая цель и наши дальнейшие действия. Сейчас мы живем в мире, который перевернулся. Мы стали все открытыми и публичными, и все стали предпринимателями. Вот у нас у всех здесь присутствующих стоит задача конкурировать, это всех нас объединяет с предпринимательством – и студентов, и молодых, и взрослых. Есть такой запрос масштабный – бизнес сокращается, оптимизируется. Действующие глубокие специалисты с возрастом уходят на рынок, молодые студенты хотят создавать свои бизнесы, самозанятость будет нарастать. Вот у нас Елена Игоревна активно помогает самозанятым адаптироваться, выходить на рынок, создавать свои позиции: вопрос личного бренда, вопрос позиционирования – это производные от осознания своих собственных ценностей. Так и действующие предприниматели с действующим бизнесом, созданным в 90-х – вопрос ценностей становится очень актуальным, потому что бизнес меняется радикально. Он уже не будет таким, все бизнес-модели трещат и разваливаются, потому что происходит консолидация именно на основе ценностей предпринимателя, формирование команд происходит на основе ценностей, позиционирование нишевания происходит на основе ценностей клиентов и потребителей. И то, что мы затронули эту тему, — это то, от чего всё растёт. Это сейчас мало понимают и мало осознают. Небольшое количество людей продвинутых, деловая элита, она уже здесь, она слышит, она начинает думать, она начинает быстрее конкурировать. Но завтра – послезавтра будет всё больше и больше людей, которые начнут инвестировать своё время, чтобы разобраться со своими ценностями. Они не универсальны, они индивидуальны. И производными от этих ценностей появляются формулировки консолидирующих миссий, на основе которых создаются будущие бизнесы, формируется новая экономика, новая элита, бизнес становится другим. Он становится умным, он становится позиционирующим себя на ценностях. Много чего ещё меняется вместе с этим. Но с этим очень важно разобраться в принципе, что это такое, каковы ценности и каковы ценности будущего бизнеса, который я создаю. Существуют инструменты, это требует времени, это не решается быстро и просто так, иногда это вопрос эволюции.

Владимир Козлов:

«У вас сильная гипотеза. Из нее, если ее утрировать, можно вывести, что новое поколение – оно вообще про ценности. Но, конечно, может быть это не вполне корректно. Я вспоминаю, мне доводилось интервью брать у Сергея Галицкого, который говорил, что у него несколько лет не было выходных. Я вспоминаю это первое поколение. Это ведь тоже элемент ценностной картины, просто совершенно другой. И когда он уходил из бизнеса, он говорил, что в современной среде я себя уже не вижу как гендиректора, потому что я сформировался в совершенно другой среде. Т.е. не слишком ли это серьёзное заявление, что ценности связаны уже с новым поколением?»

Андрей Барабицкий:

IMG_2836.JPG

«Я не говорил про новое, я именно объединил всех присутствующих в зале. Вы поймите, я вижу, я консультирую, я занимаюсь образованием руководителей. Я вижу людей, которые имеют бизнес, действующий, работающий, у которого проблемы. Резко снижается норма прибыли, происходит запрос на перестройку. Т.е. нужно сознавать, все, кто имеют сейчас бизнес, кроме монополий, они будут сейчас его перестраивать. Они сейчас стоят практически перед фактом того, что завтра-послезавтра того бизнеса, в том виде, в котором он был построен когда-то, его не будет существовать.

Антон Баев:

IMG_2855.JPG

«Мне сложно говорить о сегодняшних тенденциях, с точки зрения ценностей молодого предпринимателя, потому что я всё-таки формировался тоже, наверное, какой-то такой определённой среде. Могу сказать лишь одно, что очень хорошо, что в последние годы государство наше обратило внимание на предпринимателей, начало поддерживать. Поддержка с каждым годом растет, развивается, становится легче. Если говорить о ценностях в привязке к этой поддержке, безусловно, много внешних факторов влияет на формирование этих ценностей. У кого-то на первом месте работа, но без куска хлеба, невозможно прожить. Могу сказать, что наши ценности, мои ценности, которые сформированы много лет назад, я не знаю, насколько они актуальны на сегодняшний день».

Владимир Козлов:

«Я читал глубинное интервью с вами, и меня там удивила мысль о том, что вы назвали своё поколение, возможно, даже первым поколением собственно бизнесовым. Могли бы объяснить?

Антон Баев:

«Да, это мысль, которая пришла в процессе. Если брать поколение в глобальном смысле – 20 или даже 15 лет назад – не было столько возможностей, и ценности у людей они на тот момент, вы сегодня уже говорили об этом, они были, скорее, вечными: нужно было думать о том, что мы завтра будем есть, что мы будем завтра пить, во что оденем детей. На сегодняшний день возможностей стало гораздо больше у молодого бизнеса. Возможностей как заработка, так и самореализации. И, соответственно, вот эти ценности, сегодняшние, свежие, они сформированы не так давно. Поэтому я и назвал сегодняшнее поколение более-менее свободным.

Владимир Козлов:

«Спасибо. Вообще, знаете, такой тренд, осторожно сформулирую гипотезу, надо будет её обдумать: такое ощущение, что происходит, с одной стороны, специализация внутри предпринимательского поля, базовые потребности как-то удовлетворены, хотя, конечно, далеко не у всех; и есть возможность быть профессионалом в какой-то точной нише. Потому что, когда нет ничего, выбрать нишу очень сложно. И вторая гипотеза про какую-то гуманизацию предпринимательского тренда, то, что смычка с самовыражением, творчеством, ценностями начинает работать и выходить на первый план… Вдруг у кого-то в аудитории созрели краткие реплики, давайте».

Реплика из зала:

IMG_2891.JPG

«Вы не коснулись причин. Это всё следствие, а причина в чём – у нас активно меняется модель ведения бизнеса в целом. Т.е. если раньше это была жёсткая иерархия, то теперь это всё переходит к сетевым структурам. Опять-таки цифровизация повальная. Что такое цифровизация, значит, что когда мы на какой-то бизнес процесс раньше тратили два дня, то сегодня мы это делаем нажатием кнопки. И вот как раз вот в этом процессе и начинают появляться ниши для молодых предпринимателей, потому что они родились уже с айфоном в руках. Потому что предыдущее поколение – у них свои ценности, у существующего поколения – свои ценности. Нельзя сказать, что где-то они лучше, где-то хуже.

Реплика. Татьяна Зотова:

«Я преподаватель факультета бизнеса «Капитаны» и соучредитель НКО. Хочу, чтобы мы не абсолютизировали это вот отличие в ценностях, потому что вот мы с ребятами на занятиях очень много об этом говорим. Конечно, есть существенные отличия в ценностях, которые можно назвать инструментальными – то же трудолюбие или успех в бизнесе – это инструментальная ценность, потому что она нужна человеку для чего-то более глубокого. Поэтому конечно, инструментальные ценности будут отличаться значительно. А вот базовые, когда мы начинаем углубляться, наверное, это то, что объединяет всех предпринимателей и даже, наверное, всех людей без исключения: все хотят и знаний, и независимости, свободы и т.д. Т.е. отличия больше обусловлены средой, каким-то историческим этапом развития, технологиями. Но в глубине очень много общего. Я думаю, говоря о мерах поддержки для нового поколения, конечно, мы больше должны развивать инструментальные: та же рационализация, более гибкие инструменты. А по сути, наверное, каких-то секретов нет, вот было совещание и отчитывалось Минэкономразвития о своих успехах за последние пять лет, тоже был вопрос в зал, что нужно для развития бизнеса, ответы вполне понятные и предсказуемые: снижение налоговой нагрузки, доступные ресурсы, обучение и т.д. В общем-то, я думаю, эти основные меры они понятны, но в большей степени мы должны задуматься, какими ещё удобные инструменты, учитывая ценности нового поколения, стоит сделать более эффективными.

Владимир Козлов:

«Мы же сейчас решаем вопрос о том, какие ценности нового предпринимательства стоило бы тиражировать. К примеру, я заглянул в несколько анкет, там куча, несколько десятков эпитетов, я посмотрел. Там эпитет №1: агрессивный, №2 – безнравственный, наверное, это не те базовые ценности, о которых мы говорим. И, тем не менее, ассоциация такая. Я не думаю, что это будет прямо общая картина, но вот первые же впечатления, это гораздо более прогрессивная среда.

Реплика. Антон Горбачёв:

IMG_2903.JPG

«Я консультирую предпринимателей, там больше боли, чем каких-то положительных эмоций, эйфории и т. д. Дело в том, что у меня был до этого мебельный бизнес, производство. Я надеюсь, больше не столкнусь. Это большой стресс, это постоянная проверка себя на прочность, это, возможно, психотерапевты, потому что современный мир такую на нас большую нагрузку даёт, что иногда банального человека не всегда хватает. Поймите, что таких собственников, как «Магнит», Галицкий, не всем дано быть такими эмоционально сильными. Вот кто-то может спать пять часов в день, высыпается и может работать дальше без остановки, но не всем так дано. Я считаю, что правильно будет доносить, что у бизнеса есть и другая сторона, и нужно здесь работать над своим эмоциональным состоянием и системностью. Мы говорим об успехе, но про обратную сторону тоже не надо забывать».

Реплика. Лариса Сулацкая:

IMG_2626.JPG

«Я попросила бы вас при рассмотрении этого вопроса включить ценности, связанные с финансовым имиджем. Дело в том, что сегодняшний мир – это мир многократного тестирования, но никто не говорит об источниках для этого тестирования. О том, что нужно подразделять возвратный ресурс или невозвратный. И всё-таки тестирование на невозвратном ресурсе не осуществлять, потому что сегодняшнее консультирование связано с тем, что новое предпринимательское сообщество, молодые люди не всегда осознают последствия банкротства. К сожалению, освободить должника от долгов основной целью ставит только банкротство в Америке. А в современной России это не представляется возможным. Вы же обязаны сообщать, что вы банкрот, и у вас будет ограниченный ресурс для вашего развития. Как сегодня этот ресурс ограничен у судимых. Мы все знаем, что людей реабилитируют по истечению определенного срока, но никто их на работу не берет».

Владимир Козлов:

«Коротко говоря, не рискуйте на заёмные. Рискуйте на свои».

Реплика. Виктория Светицкая:

IMG_2921.JPG

«Я учу предпринимателей управлять. Мне хотелось бы сказать, что ценности в предпринимательстве – это прекрасно. Но до предпринимателей стоит доносить, что прекрасная идея и выбранная ниша без управленческих навыков она обречена во многих случаях на то, о чём говорила только что Лариса, – банкротство. И также я думаю, стоит говорить предпринимателям о том, что их возможности являются в том числе их же ограничениями. Здесь говорили о цифровизации, о тех, кто родился практически со смартфоном, к сожалению, ограничения в этом смартфоне я проверила на студентах местной школы. Я спросила, а какой у нас сейчас НДС, люди полезли в смартфоны. И зависла аудитория в 30 человек. Я говорю, хорошо, второй вопрос: кто в перерыве купил булочку – подняли руки несколько человек, я говорю, так, кто сохранил чек? Там сейчас найдёте ответ на вопрос. Т.е. цифровизация и привычка искать ответ на любой вопрос в Интернете, сужает кругозор. А кругозор дает концептуальное вузовское образование. Много лет надо потратить на то, что кажется скучным, но именно это поможет не потерять впоследствии бизнес.