101 106 14

«Они не дают опомниться»: как не стать жертвой финансовых мошенников

4810
11 минут

Каждый третий гражданин в России сталкивался с финансовыми мошенниками, объем украденного – миллиарды рублей, вернуть получается всего около 4%. При этом основным инструментом мошенников является социальная инженерия. «Эксперт Юг» опросил банкиров на, какие самые популярные схемы обмана применяют сейчас мошенники и как можно от них защитить себя и своих близких.

«Они не дают опомниться»: как не стать жертвой финансовых мошенников

Изобрежение: https://ano-crst.ru
Поделиться

Масштаб проблемы финансового мошенничества 

Все чаще россияне становятся жертвами финансовых мошенников. Из сводных данных Центробанка за 2022 год следует, что с финансовыми мошенниками сталкивались 35% россиян, т.е. фактически каждый третий. При этом пострадали от действий мошенников 3,5% россиян. Всего без согласия клиентов банков – частных лиц мошенники провели в 2022 году 871 тысячу операций на общую сумму 13,4 млрд рублей. Средняя сумма похищенных средств у частных лиц составила 15,3 тыс. рублей. Пострадавшим клиентам банки в 2022 году вернули всего 4,4% от похищенных у них денежных средств.

Пострадать от действий финансовых мошенников может любой человек. Но по данным Центробанка, чаще всего жертвами мошенников в 2022 году становились работающие мужчины возраста 25-44 лет, со средним уровнем дохода, проживающие в городе и активно использующие банковские онлайн-сервисы. Основным инструментов мошенников была социальная инженерия, метод, при котором человек под психологическим воздействием сам переводит денежные средства злоумышленникам или сообщает им сведения, позволяющие злоумышленникам похитить деньги жертвы. На социальную инженерию в 2022 году пришлась половина от удачных хищений.

Последние данные Центробанка за 2 квартал 2023 года свидетельствуют, что принципиально ситуация пока не улучшилась. Всего за 2 квартал у частных лиц было похищено 3,5 млрд рублей, произошло 245 тысяч удачных хищений, 4,5% похищенных средств было возвращено банками их законным владельцам.

Мы спросили банкиров о том, какие самые популярные схемы обмана применяют сейчас мошенники и как можно от них защитить себя и своих близких.

Самые популярные схемы обмана граждан

Игорь Иващенко, заместитель начальника управления мониторинга и контроля рисков банка «Центр-инвест», рассказал, что сейчас распространен дружественный фрод, когда доступ к электронным средствам платежа клиента имеют члены его семьи или третьи лица. Как итог, без ведома клиента совершаются платежи на различных игровых сервисах, сервисах знакомств и развлечений, либо денежные переводы на счета третьих лиц.

«Социальная инженерия и фишинговые ссылки обрели особую популярность среди мошенников в этом году. Клиенту приходит в мессенджерах, социальных сетях или по смс сообщение о выигрыше, розыгрыше, клиент переходит по присланной фишинговой ссылке и, не читая сообщение с назначением платежа, присланное ему от банка, вводит код в браузере. Как следствие - потеря средств и компрометация электронного средства платежа. Причем, зачастую, человек полагает, что рискует исключительно средствами, указанными в смс или сообщении о переводе. Но это не так - после ввода реквизитов карты происходит неизбежная ее компрометация и обязателен ее перевыпуск клиентом», - подчеркнул Игорь Иващенко.

В пресс-службе Южного ГУ Банка России нам рассказали о нескольких популярных схемах обмана клиентов банков. Мошенники могут представляться сотрудниками Банка России, даже могут выслать на электронную почту поддельное удостоверение сотрудника Центробанка с фамилией реального работника. Убедив жертву, мошенники пытаются узнать данные карты или предлагают оформить кредит. Однако нужно знать, что Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, не звонит им, а сотрудники не направляют никому копии своих документов.

Злоумышленники могут не только звонить от имени Центробанка, но и отправлять на электронную почту сообщения с приглашением на личный прием в Банк России. Письма начинаются с обращения по имени и отчеству, в них указывается время приема и настоящий адрес в регионе. Если человек не записывался на прием в Банк России, но получил подобное приглашение, то сообщение нужно просто удалить.

Все чаще для похищения денег мошенники используют QR-коды, с помощью которых можно снять деньги со своего счета в банкомате. Злоумышленники звонят под видом сотрудника банка, сообщают, что поступил несанкционированный запрос на снятие денег, и просят прислать QR-код, чтобы отменить операцию. Заполучив код, снимают в банкомате деньги со счета обманутого человека. Поэтому нельзя делиться QR-кодом с незнакомыми людьми.

Директор Ростовского регионального филиала Россельхозбанка Лариса Туишева считает, что наиболее распространенными способами мошенничества сейчас являются операции с использованием банковских карт, например, установка скрытых устройств на банкоматы и фальшивые интернет-магазины. Распространены и мошеннические операции в системе дистанционного банковского обслуживания - телефонное мошенничество, рассылки электронных писем с опасными ссылками на сайты, где выманивают деньги или похищают персональные данные. До сих пор успешно работают и финансовые пирамиды.

По наблюдениям Олеси Алферовой, директора территориального офиса Росбанка в Ростове-на-Дону, преобладают случаи мошенничества c использованием различных методов социальной инженерии, прежде всего, входящих мошеннических звонков. Злоумышленники быстро подстраиваются под актуальную новостную повестку, активно интегрируя в свои легенды обмана граждан новости о санкциях, частичной мобилизации и др. Как правило, на входящем вызове предлагают различные выплаты, скидки, или пытаются запугать жертву, например, под предлогом попытки оформления кредита на данные гражданина или уголовного преследования.

В пресс-службе Почта Банка нам рассказали, что банк выявил новую схему финансового мошенничества с использованием «перевода средств в адрес террористических и экстремистских организаций». Под видом сотрудников полиции мошенники звонят гражданам и сообщают, что зафиксирована попытка списать с банковского счета деньги в адрес террористических или экстремистских организаций, запрещенных в РФ. Они угрожают уголовной ответственностью и предлагают «спасти» средства путем перевода их на так называемый «безопасный» счет. Они рассчитывают испугать жертв, ведь финансирование экстремистской и террористической деятельности в РФ уголовно наказуемо. При получении подобных звонков нужно проверить историю операций в банковском приложении. Как правило, никакого перевода не было.

На эту тему
Жители Юга стали больше тратить на продукты и развлечения, меньше – на транспорт и одежду
Поделиться
Дети и подростки – одна из наиболее уязвимых категорий и лакомая «мишень» для финансовых мошенников. Злоумышленники предлагают детям купить за деньги игровые бонусы, пройденные достижения, разблокировать следующий уровень – все, что поможет пройти компьютерную игру. Они просят перевести деньги на свою карту или онлайн-кошелек. Получив деньги, мошенники перестают выходить на связь, а любители поиграть остаются и без денег, и без бонусов. Поэтому нужно разъяснять детям правила кибербезопасности и контролировать траты карманных денег.

В пресс-службе Промсвязьбанка нам сообщили, что сейчас в числе популярных мошенничеств – опросы, обещающие финансовое вознаграждение. Человеку предлагают ответить на простые вопросы, а затем просят указать ФИО, номер телефона и карты для перечисления вознаграждения. Злоумышленники используют данные для входа в личный кабинет пользователя и списывают средства.

Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов рассказал, что в 2023 году в Сбере было зафиксировано более 20 случаев нападения на офисы банка, которые граждане совершили по указке мошенников. Злоумышленники от лица правоохранительных органов либо сотрудников служб безопасности банков сообщают человеку, что кто-то якобы оформил на его имя кредит или пытается вывести все деньги со счетов. После этого преступники выманивают у людей деньги, а затем обещают вернуть их, если жертва совершит диверсию в офисе банка: запустит фейерверк, подорвет петарду, нападет на сотрудника банка или подожжет офис. Деньги никто не возвращает, а жертва сама становится преступником.

Как не стать жертвой мошенников

Игорь Иващенко из «Центр-инвеста» советует помнить, что сотрудник банка никогда не будет просить вас назвать данные карты, коды безопасности, логин и пароль к личному кабинету, пароли из смс-сообщений, а также не будет просит обналичить или перевести денежные средства на неизвестный сторонний счет или номер телефона во время телефонного разговора.

Осуществлять информационное взаимодействие со своим банком нужно только с использованием средств связи (телефоны, web-сайты, обычная и электронная почта), реквизиты которых указаны в документах, получаемых непосредственно в банке. В случае получения сообщений с информацией о том, что ваша карта заблокирована или происходят попытки списания средств - немедленно позвоните в банк по телефонам круглосуточной службы поддержки, указанных в документах, получаемых в банке.
В любой нештатной ситуации лучше прервите разговор и свяжитесь с банком самостоятельно, по реквизитам, указанным на оборотной стороне вашей карты.Для оплаты покупок в интернет-магазинах лучше оформить специальную виртуальную карту в сервисах мобильный банк или интернет-банк. Держите на ней сумму денежных средств, достаточную исключительно для оплаты вашей покупки и установите предельные лимиты платежей.

Пресс-служба Южного ГУ Банка России советует никогда и никому нельзя сообщать ПИН-код банковской карты, последние три цифры на ее обороте, коды и пароли из смс-сообщений. Это универсальное правило. Если человеку сообщают о проблемах с его счетом или деньгами, нельзя принимать поспешных действий. Нужно положить трубку и узнать информацию самостоятельно, набрав официальный номер своего банка. Лучше заранее внести этот номер в контакты мобильного телефона.

Олеся Алферова советует ставить под сомнение любой входящий звонок, особенно когда под предлогом спасения денежных средств вас просят срочно предпринять какие-либо действия. Лучше всего прекратить разговор и самостоятельно перезвонить в банк по телефону с оборотной стороны карты.

Также важно помнить, что, связываясь с клиентом по телефону, сотрудник банка никогда не просит:

- озвучить полные реквизиты банковской карты (полный номер, срок действия, трехзначный код с оборотной стороны карты (СVV2/CVC2)), одноразовые пароли подтверждения операции или для входа в мобильный банк, поступающие на ваш номер мобильного телефона;
- оформить «зеркальную» заявку на кредит для отмены якобы нелегитимной попытки оформления кредита на ваше имя;
- установить какие-либо приложения на ваш мобильный телефон;
- перевести денежные средства на «безопасный» счет под предлогом их спасения;
- сообщить конфиденциальную персональную (например, номер паспорта) и/или банковскую информацию (кодовое слово, полные реквизиты банковской карты, одноразовые пароли) в автоматическом голосовом меню с целью идентификации или отмены подозрительных переводов.

Никогда и никому не следует раскрывать ваши учетные данные (логин и пароль) для авторизации в интернет или мобильном банке. Эксперты по кибербезопасности советуют избегать использования общедоступных компьютеров, например, в гостиницах на отдыхе, при работе с интернет или мобильном банком, а также внимательно проверять, что вы находитесь на официальной странице входа в интернет  или мобильный банк перед тем, как ввести логин и пароль.

Лариса Туишева из Россельхозбанка рекомендует в случае, если вам звонят и представляются сотрудниками «ФСБ», «МВД», «Следственного комитета», «Центробанка России», «службы безопасности банка» и сообщают, что, на вас пытаются оформить кредит или снять деньги с вашей банковской карты и вам срочно нужно перевести деньги на «безопасный счет» - положить трубку и сообщить о звонке в полицию. Так же нужно поступить, если вам звонят незнакомые люди и сообщают, что ваш родственник или знакомый попал в беду или совершил ДТП, и теперь за него нужно внести залог или уплатить штраф.

По-прежнему актуален совет использовать банкоматы, расположенные в хорошо охраняемых, просматриваемых местах с постоянным видеонаблюдением и вводить ПИН-код так, чтобы его не могли увидеть посторонние лица.

В пресс-службе Промсвязьбанка рекомендуют установить специализированное приложение на смартфон, которое определяет звонки с телефонных номеров мошенников. Также нужно быть осторожным при размещении личной информации в социальных сетях.

Кибер-гигиена плюс финансовая грамотность

Отдельно банкиры подчеркивают важность повышения финансовой грамотности россиян и знание ими основных приемов финансовых мошенников.

«Основным инструментом мошенников остается социальная инженерия, - подчеркивает Николай Курилов, замначальника Южного ГУ Банка России. - С ее помощью они воздействуют на эмоции людей, не дают опомниться, заставляют торопиться, убеждают ни с кем не разговаривать и советоваться, иногда даже угрожают. Чтобы противостоять такому напору, нужно действовать по правилам кибер-гигиены, она лежит в основе грамотного финансового поведения».

«Сегодня людям любого возраста, даже детям, важно знать о том, как распознать мошенников. А самый простой способ получить информацию о новых схемах – это регулярно читать портал и социальные сети проекта «Финансовая культура». Также жители края всех возрастов могут участвовать в образовательных сессиях Банка России», – напоминает Николай Курилов.

Игорь Иващенко уверен, что обезопасить граждан возможно только путем реализации социальных программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения, в том числе, по темам финансовой безопасности. Банк «Центр-инвест» активно занимается развитием образования и финансовой культуры, первым в стране начал открывать Центры финансовой грамотности, чтобы предоставить доступ к бесплатным консультациям и финансовым знаниям. Банк является официальным партнером Всероссийской недели финансовой грамотности и Недели сбережений РФ и принимает активное участие в проведении уроков в школах и вузах на темы финансовой безопасности.

Впрочем, обману с помощью методов социальной инженерии нередко поддаются и вполне финансово грамотные и хорошо образованные россияне. Конечно, помнить все приемы мошенников невозможно. Кроме того, мошенники постоянно изобретают все новые и новые схемы обмана. Поэтому нужно критически относиться ко всем звонкам и письмам от любых незнакомых вам людей, которые как-либо связаны с деньгами и финансовыми услугами.

Заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов подчеркивает: «Хочу напомнить, что не нужно вступать в разговор с мошенниками по телефону - это верный способ потерять деньги. Обязательно обращайтесь в отделы полиции, звоните на горячие линии поддержки кредитных организаций или родственникам, не стесняйтесь просить о помощи».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .