93 99 13

Опыт театральной независимости

ЭКСПЕРТ ЮГ №3-4 (293) 2014
1620
9 минут
Опыт театральной независимости

Поделиться

В начале прошлого года в Ростове открылись два первых частных театра — «18+» и Ростовский независимый драматический театр (РНДТ). Ростовскому зрителю, не слишком избалованному разнообразием местной сцены, давно были необходимы новые идеи, и независимые театры заметно освежили культурный воздух южной столицы. Это — главный итог первого года их существования в трудной, но интересной культурной нише.

Театр «18+». Спектакль «Девочки». Небольшой зал, который даже отдалённо не напоминает театральную сцену: кирпичные стены, выкрашенные чёрной краской, семьдесят стульев и кресел, отсутствие портьер. Сидишь в первом ряду — будто прямо на сцене, не знаешь, куда себя деть. Актрисы не отрываясь смотрят тебе в глаза, порой кричат и грубо матерятся. Остаётся вцепиться в подлокотники и ждать, пока взгляд «девочки» перейдёт на соседа по ряду. После такого выходишь из театра опустошённый, как будто весь этот час тебя били и ломали. В театре «18+» игнорируют «четвёртую стену» и вторгаются в зону зрительского комфорта.

РНДТ, он же — «Другой Театр». Спектакль «Фантасмагория» по «маленьким трагедиям» Пушкина. Кресло дрожит, а пол зала трясётся — неподалёку от Лендворца главный железнодорожный вокзал. Во время чувственного монолога актера на тихой сцене раздаётся громкая музыка из танцевальной студии этажом выше. Дон Гуан из «Каменного гостя» выкатывается на сцену в тележке гипермаркета и умывается водой из пластиковой баклажки. Статуя командора — это огромная кивающая тень. Из декораций две деревянные площадки да большое чёрное полотно. Красный мигающий свет и резкая музыка гипнотизируют. Правит этим «балом» человек, залезший на сцену из зала — введённый режиссёром персонаж-манипулятор. Постановка наполнена пугающими событиями, устрашающими существами — жанр фантасмагории в чистом виде.

С чего всё началось

Первый год жизни для ростовских частных театров получился сложный. Нужно было найти себя. Театр «18+» начался с желания показать современность с другой стороны, вывернуть наизнанку привычный театр. Идея создания театра, который занимался бы современной драматургией, новыми формами, работой со злободневной реальностью, возникла давно. Четыре года назад Ольга Калашникова, Сергей Медведев и Мария Зелинская открыли в Ростове фестиваль современной драматургии и организовали проект «Ростовские чтения». Но местные театральные площадки отнеслись к экспериментальным проектам настороженно, даже неодобрительно — и режиссёры стали искать сцену, которая согласилась бы на подобные опыты. Такая сцена нашлась в арт-галерее 16th LINE.

«Так случилось, что наши чаяния срослись на почве современного искусства, современного театра, — говорит главный режиссёр театра “18+” Ольга Калашникова. — И Евгений Самойлов (владелец арт-галереи “16thLINE”, основатель арт-пространства MAKARONKA и независимого экспериментального театра “18+”. — “Эксперт ЮГ”) давно хотел открыть театр современной драмы, приглашать молодых режиссёров для работы. Параллельно совместно с 16thLINE мы осуществляли некоторые социальные проекты, например, вместе работали в колонии — делали там проект “АРТ-Амнистия”. К нам приезжали очень интересные люди, в частности, режиссёр Юра Муравицкий, который также участвовал в этом проекте. И так совпало, что когда к нам подтянулись все эти талантливые люди, театр был открыт».

«Ростовский независимый драматический театр начался с киностудии, — рассказывает художественный руководитель и собственник РНДТ Илья Костинкин. — Сначала в Ростове был открыт филиал киностудии “Правильные Две Полоски”, стала собираться команда, а со временем возникла идея, что основной костяк студии было бы неплохо занять в театральных проектах. Поначалу РНДТ планировался как антреприза без постоянной площадки, но обстоятельства сложились так, что “Др. Театр” открылся, уже имея свою малую сцену. Само же называние “Ростовский независимый драматический театр” возникло позже, когда мы поняли, что название “Др. Театр” несколько отпугивает зрителя. Многие были уверены, что это неформатный проект для постановки неоднозначного материала и театральных экспериментов. Поскольку проект задумывался, мягко говоря, другим, мы и сменили название».

Репертуар за границей стандарта

В «18+» классику трогать и не собирались — мол, её ставят во всех театрах города и страны. Всё внимание режиссёров направлено на современную драму, с которой не решают связываться традиционные театры. Ставятся пьесы малоизвестных авторов: сказка для взрослых «Невероятные приключения Юли и Наташи» (режиссёры Герман Греков и Юрий Муравицкий), «Про баб, или история одного вечера» (режиссер Михаил Барановский), документальный трэш-мюзикл «Папа» (режиссёр Любовь Мульменко) и т.д. Среди экспериментальных проектов «18+» есть спектакли, которые дёргают, задевают за живое. Есть постановки, которые на зрителя действуют мягко. И большей популярностью пользуются вторые. Например, «В моей сексуальности виновата кошка» (режиссёр Олеся Невмержицкая) или «Жаба» (режиссёр Руслан Маликов). Ольга Калашникова поясняет это так: «Наши люди не любят, когда их дёргают».

РНДТ, напротив, ставит пьесы всех форматов и жанров. Репертуар формируется исходя из того, какие пьесы уже поставлены в городе, и из того, чего, по мнению художественного совета театра, не хватает РНДТ. Помимо классики, режиссёры ищут новые отечественные пьесы, которые ни разу не были поставлены в России. «Наши спектакли должны быть близки людям, в них должно быть то, что станет привлекать зрителя, — рассказывает Илья Костинкин. — РНДТ — это драматический театр со всеми вытекающими последствиями. У нас есть и экспериментальные спектакли, есть комедии, есть пьесы, специально написанные для нашего театра. Цель РНДТ, наверное, в том, чтобы своим существованием доказать, что негосударственное искусство может и должно существовать, хоть это и очень сложно».

Из наиболее популярных спектаклей этой частной площадки — «Скамейка» по пьесе драматурга Эдварда Олби, комедия «Двойник», лирическая комедия «Четверо». В постановках — собственный постоянный актёрский состав, юмор, лирика, неоднозначность. Сложно сказать, что может отпугнуть зрителя от театра, и это признают даже представители «большой» сцены. «По моему мнению, таких театров в Ростове-на-Дону должно быть в двадцать раз больше, — говорит главный режиссёр Ростовского областного академического молодёжного театра Михаил Заец. — Потому что искусство развивает город, облагораживает его. А ещё потому, что эти театры работают с новыми формами, в абсолютно разных жанрах. Театр должен быть разным, и у них это получается лучше всех. Такие частные площадки могут позволить себе больше — экспериментировать, шокировать, поражать. Они узконаправленны и независимы — и это гарантия их развития».

Подход к труппам

Считается, что театр без труппы профессиональных актёров существовать не может. Однако театр «18+» делает акцент как раз на отсутствии собственной труппы. Все актёры, режиссёры, драматурги приглашаются на тот или иной проект для единичного участия. В театр приходят актёры высокого класса, приезжают даже из других городов. Например, из Нижнего Тагила работать в «18+» приехала Светлана Башкирова, бросив в родном городе государственный театр. Она первый постоянный член театра. В остальном на площадке проводятся специальные кастинги, выбираются актёры из школы выходного дня.

РНДТ имеет свою труппу — постоянно пополняющийся живой организм из мужчин и женщин, юношей и девушек всех возрастов и фактур. Сейчас в труппе задействованы не только профессиональные актёры, но и студенты, которые продолжают учиться и одновременно применяют свои знания на практике. Искать и находить новых участников театру помогают актёрские курсы. Требования ко всем одинаковые: актёр должен быть актёром, непрофессионал должен учиться. «Непрофессионалов мы, конечно, принимаем — учим, выращиваем. Это очень сложно, но в условиях отсутствия в Ростове профильного вуза находить новые лица довольно нелегко, — говорит Илья Костинкин. — Но мы не сотрудничаем с актёрами из других трупп, потому что с самого начала было принято решение, что РНДТ — это не место, где есть возможность доиграть то, что не было доиграно в других театрах».

В следующем году РНДТ планирует открыть при театре актёрский курс от одного из московских театральных вузов и обучать актёров, выдавая им диплом государственного образца. Естественно, студенты, которые учатся на курсе РНДТ сейчас, будут туда автоматически приняты без экзаменов.

Цена независимости

Так вышло, что современное искусство обходится зрителю дороже классического. Решившемуся посетить театр «18+» придётся отдать за билет 700–900 рублей, хотя в театре действует 50-процентная скидка для студентов и пенсионеров. При этом на площадке всего 70 мест, и если заранее не забронировать билеты, то можно на спектакль и не попасть. «Наши билеты не дороже, чем, например, в молодёжном театре, — комментирует Ольга Калашникова. — Естественно, на гастрольные проекты цены повыше, потому что вкладываем мы больше. Но в остальном, мне кажется, цены у нас абсолютно адекватные».

Театр «18+» постоянно находится в поиске грантов и новых спонсоров для своих проектов. Так, спектакль «Невероятные приключения Юли и Наташи» сделан на деньги, полученные от гранта по проекту «Театр + общество». Однако, по словам Ольги Калашниковой, такая удача бывает нечасто: «Спонсоров найти тяжело, потому что ещё не принято поддерживать экспериментальные формы и современное искусство. Пора начать помогать новым частным проектам, которые привносят в жизнь тот или иной образовательный аспект».

РНДТ испытывает те же проблемы, но всё-таки выживает за счёт самоокупаемости. На малой сцене театра в помещении на улице Волкова, рассчитанной на 70 мест, билеты стоят от 200 до 500 рублей. Большая сцена ДК железнодорожников вмещает более 700 человек, здесь цена от 150 до 500 рублей. «Ростовские рекламодатели относятся к театру как к вымирающему виду искусства, — говорит Илья Костинкин. — Что касается администрации, то её отношение к частным проектам, занимающимся поднятием культурного уровня города, я комментировать не буду — сейчас немодно жаловаться на власть».

Планы — ближе к людям

«У частных театров есть свои преимущества, — считает Михаил Заец. — К примеру, это мобильность. Они могут легко гастролировать по стране, легко сорваться с места и устраивать новые проекты. Большому профессиональному театру это намного тяжелее. Но это преимущество в то же время является их недостатком. Им не хватает информативности: афиш, рекламы, приглашений, раскрутки. Им тяжело будет подняться, потому что современные театры сейчас поддерживаются намного меньше, чем профессиональные».

И всё же частные театры смотрят в будущее весьма оптимистично. В «18+» намерены расширить театральную школу выходного дня, проводить мастер-классы и тренинги для учеников и профессионалов. Планируется приглашать зарубежных профессиональных педагогов — из Франции, Италии, Австрии, Бельгии. Есть и стремление создавать проекты, в которых бы играли не только профессиональные артисты, но и дети.

«Городу нужна площадка с новым подходом, которая была бы местом притяжения горожан, — говорит о планах Илья Костинкин. — Концепция проекта и команда у нас есть, сейчас идут переговоры об инвестициях. Могу сказать пока одно: на новую площадку мы будем привлекать горожан не только театром».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .