За последние пять лет южные регионы в плане развития автотуризма сделали мощный скачок вперед, считают эксперты. // Фото: freepik.com
Поделиться
После введения санкций это направление туризма стало особенно популярным среди россиян, но, откровенно говоря, развивалось оно до недавнего времени стихийно. Юг ощутил изменения первым — в первую очередь, по масштабу пробок в пик сезона.
И, хотя регионы ЮФО и СКФО в плане создания инфраструктуры для автотуризма в последние годы сделали мощный рывок вперед, есть еще много моментов, над которыми стоит поработать: не хватает кемпингов, есть вопросы к качеству дорог и заправочных станций, плюс, далеко не все популярные объекты доступны для маломобильных граждан. Эксперты уверены, в дальнейшем в документ еще неоднократно будут вносить корректировки, но уже сейчас он поможет изменить отношение к автомобильным путешествиям — как отдыхающих, так и принимающей стороны.
Сделать туристические объекты доступнее
Вопрос создания единой концепции развития автомобильного туризма в стране выносили на обсуждение неоднократно. Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как президент дал соответствующее поручение правительству в июне 2023 года в ходе своего визита в Дагестан.Итоговый документ, по словам представителей власти, должен способствовать улучшению дорожного сервиса и повышению доступности туристических объектов. Говоря простым языком: автотуризм в России должен стать более комфортным и привлекательным для всех категорий граждан.
«Нужны не только основные трассы, но и небольшие дороги к туристическим объектам с заправочными станциями, мобильной связью, оборудованными парковками, а также гостиницами», – заявил в ходе одного из совещаний Михаил Мишустин.
Поделиться
Итоговый документ поможет улучшить дорожный сервис, заявил Михаил Мишустин. // Фото: er-gosduma.ru
Концепция будет реализована в два этапа. В ходе первого (2024-2025 годы) планируется разработать меры господдержки для развития необходимой инфраструктуры. В течение этого времени будут также сформированы автомобильные маршруты для туристов, в связи с чем будут пересмотрены планы по развитию дорог.
Второй этап, рассчитанный на десять лет, подразумевает проведение мероприятий, направленных на увеличение сети маршрутов и объектов инфраструктуры, создание банка земельных участков, где в дальнейшем появятся кемпинги и другие места для отдыха, объектов дорожного сервиса. Особое внимание будет уделяться разработке нормативно-правовой базы. Последний момент особенно актуален, учитывая, что в России в федеральном законе о туризме практически ничего не сказано об автомобильном направлении.
В ближайшее время регионам предстоит разработать собственные стратегии развития автотуризма и направить их в Минэкономразвития. До 25 декабря кабинет министров рассмотрит итоговый проект.
Концепция нуждается в доработке
Ряд экспертов отмечает, что, несмотря на грамотный подход, в концепции не учтены некоторые моменты. Самый главный из них — отсутствие точного представления о том, к каким показателям должны прийти регионы в итоге.«Утвержденная концепция автотуризма в России четко прописывает условия существования такого туризма. Но в некоторой доработке она нуждается: механизмы реализации того или иного направления концепции полностью не прописаны. Не указано также, какие итоговые величины должны быть достигнуты к моменту реализации концепции», — комментирует «Эксперту Юг» Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям компании по бронированию отелей и квартир ТВИЛ.
Согласно данным этого сервиса, в первом квартале 2024 года популярность поездок на автомобиле с туристическими целями увеличилась в стране на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По мнению Оксаны Шустиковой, сегодня развитию автотуризма препятствует недостаточно развитая инфраструктура: туристические объекты на популярных направлениях строятся, однако их до сих пор не хватает.
«На Большой Сочи приходится 47% всех наших броней на лето. На Анапу – 16%. Геленджик занимает почетное третье место с 10% всех броней, — озвучивает статистику автор публикаций по развитию внутреннего туризма. — При этом наличие автопарковки в месте размещения – требование, которое находится на четвертом месте туристических запросов. То есть, в сезон на самые популярные туристические направления приезжает все больше автотуристов. А ведь личный автотранспорт есть и у местных жителей. Что касается Сочи, то город просто не готов вместить туристический автопоток, несмотря на то, что к Олимпиаде строились новые дорожные развязки, чтобы разгрузить курорт. Но проезды остались достаточно узкими, в том числе поэтому на улицах Сочи наблюдаются заторы. В других курортных городах ситуация похожая. Пробки — главная проблема автотуризма».
С экспертом согласен вице-президент Альянса туристических агентств России, гендиректор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян. Он также отмечает, что в Сочи до сих пор нет двухполосной дороги. При этом заторы начинаются зачастую еще задолго до приближения к курортным городам.
Поделиться
Алексан Мкртчян констатирует, что на Юге уже несколько лет не могут победить пробки. // Фото: сеть турагентств «Розовый слон»
«Никакой автотуризм невозможен без дорог. Надо уже сейчас проектировать скоростное шоссе от Москвы до Ростова, Сочи и Новороссийска. Речь идет о трехполосных магистралях. Таких дорог у нас пока нет, — подчеркивает Алексан Мкртчян. — Пробки мы не можем победить уже десятилетие. Этим летом ситуация будет складываться в южных направлениях еще хуже, потому что турпоток продолжает расти. Я покритикую здесь и железную дорогу, потому что она катастрофически не справляется сейчас с объемом перевозок на юг. Попробуйте сейчас найти билеты в ту же Анапу на июль или август. Билетов уже нет! Что делают в такой ситуации люди? Садятся за руль автомобиля».
Вице-президент Альянса туристических агентств России также добавил, что концепция не предусматривает некоторые детали. Например, требования к тем же заправочным станциям звучат весьма обобщенно. Алексан Мкртчян уверен, что должны быть введены определенные стандарты, затрагивающие количество туалетов на заправочных станциях, наличиие комнаты для материа и ребенка, размещение сети закусоных вдоль дороги и т.д.
Нехватка автокемпингов и автопроката
За последние пять лет южные регионы в плане развития автотуризма сделали мощный скачок вперед, считает автор книги «Как путешествовать по России на автомобиле», блогер Андрей Енькин.«Специализированных объектов для автотуристов по-прежнему мало, но в целом отельная сеть преобразилась, появилось много новых объектов приятного уровня. Дорожная сеть тоже заметно улучшается — стало меньше разбитых дорог, уменьшилось число проверок на дорогах и необоснованных претензий», — констатирует внедорожный путешественник.
Поделиться
Часть туристических объектов до сих пор не доступна для отдыхающих по ряду причин. // Фото: freepik.com
При этом блогер видит и ряд проблем, которые пока не удалось решить на юге, в их числе: нехватка автокемпингов у моря, запреты на въезд в прибрежную полосу, а также самовольные захваты территории у моря и в горах со стороны жителей и локального бизнеса.
«Не хватает локального автопроката с доступными условиями, чтобы прилететь, например, в Сочи из Москвы или даже Новосибирска, и взять в прокат автодом или караван», — добавляет Андрей Енькин.
Возникает также вопрос о возможности путешествовать по Югу на электромобилях. И, если в регионах ЮФО соответствующую инфраструктуру давно стали развивать, то в регионах Северного Кавказа только начинают устанавливать электрозаправочные станции.
«Ситуация постепенно меняется к лучшему, и даже если вы путешествуете на электромобиле, необходимая инфраструктура появляется. Лидерами рынка ЭАЗС на юге сейчас являются Кубань (до 460 зарядных станций с ежегодным приростом в 60-70 электрозаправок) и Ростовская область (один из пилотных регионов федерального проекта по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта). Скоро электрозаправки обещают открыть на Ставрополье и в Ингушетии близ федеральных трасс. В перспективе должно быть хорошо, но пока сложности, конечно, имеются», — рассказал «Эксперту Юг» Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения»
Дмитрий Матвеев, гендиректор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом) подчеркивает, что автотуризм по регионам страны зачастую обходится не дешевле туризма обычного. Например, расходы на поездку из Москвы в Сочи сопоставимы со стоимостью авиабилетов по тому же маршруту.
«В прошлом году в России количество автомобилей перевалило за 42 миллиона - это очень хороший потенциал для развития автотуризма. Но нужно, чтобы путешествовать на автомобиле стало выгоднее, чем добираться к месту отдыха на поезде или самолете. Нужна более низкая цена на топливо и платные участки дорог», — уверен руководитель компании.
Вопрос не одного дня
По словам креативного директора компании «Мамисон тревел» Тимура Гуларова, транспортные узлы, соединяющие те или иные исторические и туристические локации на Северном Кавказе, в целом находятся в хорошем состоянии.«Речь идет о междугороднем сообщении и о подъездах к популярным туристическим локациям, отдельно взятым ущельям или переездам через какие-то горные хребты, — объясняет эксперт. — Естественно, в горных районах говорить об асфальтированной дороге повсеместно пока тяжело. Мы понимаем, что это вопрос не одного дня и даже не одного года, но в общем, дороги хорошие. Конечно, нужно учитывать, что на определенных участках рекомендован проезд на внедорожниках или другом специализированном транспорте».
Однако не всегда вопрос упирается лишь в качество дорог. Андрей Енькин на своем примере убедился, что туристические объекты на Юге пока «средне доступны» для путешественников. Во многом это связано с ограничениями контролирующих органов.
«Но у этого есть объяснение: если не организовывать доступ, а допускать развития ситуации без контроля, то природным локациям будет нанесен вред, — грубо говоря, раскатают все колесами и застроят кафешками и рынками самого низкого уровня, — говорит писатель. — Поэтому я бы ждал от государства системной работы с игроками туристического рынка и локальным бизнесом, как это делают, например, в США или Южной Африке, где ситуация с туризмом похожа на РФ».
Что касается маршрутных карт, мест для кемпинга и заправочных станций, то в целом серьезных проблем с такими местами на Северном Кавказе не возникает, рассуждает Тимур Гуларов, опираясь на опыт своей компании.
«Но здесь мы снова подразумеваем междугородние маршруты, где каждые 20−30 километров есть места для остановок автотуристов, — пояснил креативный директор туристической фирмы. — На горных маршрутах часто возникают сложности. Однако стоит понимать, что отсутствие инфраструктуры в таких местах может быть связано, в том числе с угрозой схода селей или возникновения камнепадов. Приведу и другой пример: человек возмущается, что вблизи ущелья нет заправки. А ее в принципе невозможно там построить, потому что это опасный объект, который нельзя размещать в заповедной зоне, чтобы не загрязнять окружающую среду».
В целом, несмотря на подвижки в плане развития инфраструктуры для любителей автотуризма, на южных направлениях еще предстоит провести большой фронт работы. Эксперты уверены, речь идет не только о наведении порядка вдоль основных дорог, но проведении мероприятий, направленных на то, чтобы туристы на пути к главной цели своего маршрута заезжали непосредственно в сами “транзитные” регионы и оставались там на несколько дней. Правда, каким будет итоговый результат прогнозировать сложно: во-первых, как отмечено выше, в концепции пока нет четких критериев оценки проведенной работы, во-вторых, часть финансовых затрат ляжет на плечи регионов и далеко не все из них смогут справиться с этой задачей.