Полет нормальный: 5 главных материалов о развитии аэропортов на Юге России

3091
6 минут

Аналитический центр «Эксперт Юг» активно поддерживает дискуссию о развитии аэропортов и авиаперевозок на Юге России. И здесь речь идет не только о журналистских публикациях. В конце года Аналитический центр стал организатором экспертной встречи на тему: «Аэропорт Краснодара: территория перспективного развития». Это мероприятие позволило наметить ключевые направления развития авиагавани. Предлагаем вам пять ключевых материалов о настоящем и будущем аэропортов на Юге России.

Полет нормальный: 5 главных материалов о развитии аэропортов на Юге России

Аналитический центр «Эксперт Юг» активно поддерживает дискуссию о развитии аэропортов и авиаперевозок на Юге России. И  речь здесь идет не только о журналистских публикациях. В конце года Аналитический центр стал организатором экспертной встречи на тему: «Аэропорт Краснодара: территория перспективного развития». Это мероприятие позволило наметить ключевые направления развития авиагавани. Предлагаем вам пять ключевых материалов о настоящем и будущем аэропортов на Юге России.

1. Краснодарскому аэропорту прописали ускоренный режим развития

Аэропорт Краснодара станет первым в России мультимодальным транспортным узлом, вокруг которого будет сформирован индустриальный парк. Такая концепция позволит создать свыше 40 тыс. рабочих мест, увеличить пассажиропоток более чем в три раза и придать развитию региона новый импульс.

Проект развития аэропорта Краснодара, широко обсуждаемый сегодня общественностью, бизнесом и властями, выходит далеко за рамки обычной модернизации терминального комплекса и увеличения длины взлетно-посадочной полосы (ВПП). На примере авиагавани обсуждается создание, возможно, первого в России мультимодального транспортного комплекса, объединенного с промышленной и общественно-деловой зонами застройки.

Дискуссия о будущем аэропорта, которую Аналитический центр «Эксперт Юг»  организовал совместно с международным аэропортом Краснодар на площадке Торгово-промышленной палаты Краснодарского края, позволила наметить ключевые направления развития авиагавани. «Аэропорт Краснодара: территория перспективного развития» — так сегодня формулируется основная тема. 


2. Аэропорт «Платов»: жизнь после «высокой базы»

Предварительные итоги работы аэропорта «Платов» в 2019 году в части пассажиропотока показывают небольшое замедление роста. Объективные причины: снижение интенсивности перевозок после Чемпионата мира по футболу 2018 года и ряд «неавиационных факторов».

По прогнозам управляющей компании «Аэропорты Регионов», пассажиропоток аэропорта «Платов» в 2019 составит 3 млн пассажиров, что на 234 тысяч человек больше, чем в 2017 году (в 2018 году он составил 3,2 млн человек). Показатель роста пассажиропотока «Платова» (8,5%) находится на уровне средних значений в отрасли (10,6%). «Ввод в эксплуатацию аэропорта «Платова» снял все инфраструктурные ограничения для развития авиасообщения на юге России, — говорит исполнительный директор аэропорта Александр Серов. — В результате в 2018 году мы наблюдали взрывной рост авиаперевозок. Также дополнительный трафик в прошлом году дал Чемпионат мира по футболу — примерно 150 тысяч пассажиров. Сейчас рынок «успокоился» и пришел в свое естественное состояние». 

По мнению исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, фактор Чемпионата мира гораздо более существенный. «Обычно учитываются только трафик в дни проведения матчей, но ведь, помимо зрителей и болельщиков, через аэропорт прибывали и многочисленные пассажиры, которые были задействованы в подготовке чемпионата, строительстве и так далее. Поскольку столь масштабных проектов в перспективе не наблюдается, то расти с высокой базы довольно сложно», — объясняет Пантелеев. 

По словам Серова (их приводит пресс-служба аэропорта), важно, что до запуска «Платова» пассажиропоток через ростовский аэропорт не превышал 3 млн человек. Эту цифру удалось перешагнуть в 2018 году. «С большой долей вероятности» эту символическую цифру Серов обещает перешагнуть и в 2019 году.  

Подробнее об итогах работы аэропорта читайте в материале «Эксперт Юг».

3. Аэропорт «Платов» теряет авиаперевозчика «Победа»

«Победа» сообщает о завышенных тарифах в авиагавани, однако в «Платове» связывают уход лоукостера с прекращением действия льгот на обслуживание. 

Лоукостер «Победа» (100%-ная «дочка» «Аэрофлота») планирует отказаться от полетов из Москвы и Санкт-Петербурга в Ростов и Самару, а также из Сочи в Самару (выполнялись прошлым летом и планировались в этот сезон) из-за резкого роста стоимости обслуживания в этих аэропортах, рассказал «Ведомостям» представитель «Победы».

«Платов» — первый аэропорт, построенный в России с нуля (открыт в декабре 2017 г.), «Аэропорты регионов» вложили в его терминалы 18 млрд руб. Для окупаемости этих инвестиций ФАС установила для «Платова» тарифы на пять лет с возможностью ежегодного повышения. ФАС регулирует четыре базовых тарифа, которые авиакомпании платят обязательно: сбор за взлет-посадку, за услуги авиационной безопасности, за предоставление терминала пассажирам и за обслуживание пассажиров.

Предварительные итоги работы аэропорта «Платов» в 2019 году в части пассажиропотока показали небольшое замедление роста. Объективные причины: снижение интенсивности перевозок после Чемпионата мира по футболу 2018 года и ряд «неавиационных факторов» (отмена авиасообщения с Грузией).

Ранее, 23 января на своей пресс-конференции губернатор Ростовской области Василий Голубев также высказался о причинах снижения пассажиропотока «Платова». «Какие есть причины? Цена обслуживания самолетов, — отметил глава региона. — Если мы помогаем «Азимуту» (авиакомпании, базовому перевозчику аэропорта Ростова – прим. ред.), то других субсидировать не можем. Мы поставили этот вопрос перед компанией (управляющей аэропортом — прим. ред.): мы субсидируем, а вы держите высокую цену. Мы продолжим эту работу, иначе потенциальные возможности аэропорта не будут использоваться в полной мере».

4. Старый аэропорт подаёт сигналы тревоги

Затяжной конфликт между двумя основными собственниками старого аэропорта Ростова-на-Дону, к которым относится и правительство Ростовской области, превращает перспективный имущественный комплекс в крайне неудобный актив.

Через два года после закрытия старого аэропорта Ростова-на-Дону его имущественный комплекс остаётся предметом спора между двумя основными собственниками ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» — структурами группы «Агроком» ростовского предпринимателя Ивана Саввиди и компанией «Ростоваэроинвест» (РАИ), которую контролируют структуры группы «Ренова» Виктора Вексельберга и правительство Ростовской области. «Агроком» хочет получить контроль над зданиями и сооружениями старого аэропорта (это, например, здание старого аэровокзала и ряд других объектов за исключением взлётно-посадочной полосы). РАИ настаивает на распродаже этих объектов с торгов и ликвидации ОАО. Позиция правительства области может стать решающей, однако в нынешних условиях выбирать какую-то одну сторону конфликта ему невыгодно. 

О развитии событий вокруг имущества старого аэропорта читайте в материале «Эксперт Юг».


5. Махачкалинский аэропорт поднялся на пассажиропотоке

Стратегия, которую приняли топ-менеджеры единственного аэропорта Дагестана, предполагает превращение воздушной гавани в центр транспортно-логистического хаба, способного принимать грузы и пассажиров со всего мира.

АО «Международный аэропорт “Махачкала”» — одна из самых динамично развивающихся компаний СКФО. За пять лет, с 2014 года по 2018-й, выручка компании увеличилась почти в десять раз: со 170,9 млн рублей до 1,7 млрд. По итогам 2019 года компания намерена перейти по выручке рубеж в 2 млрд рублей, превратившись в предприятие крупного бизнеса.

По мнению гендиректора махачкалинского аэропорта Арсена Пирмагомедова, динамичный рост произошёл, благодаря слаженной командной работе коллектива аэропорта, реализации проекта по реконструкции аэродромной инфраструктуры, партнёрству с ведущими авиаперевозчиками, что в свою очередь положительно отразилось на росте пассажиропотока.

В роли инвестора выступила семья Сулеймана Керимова (входит в рейтинг «20 богатейших российских бизнесменов» по версии Forbes; в 2018 году личный капитал Керимова составил 6,3 млрд долларов). Его сын Саид Керимов через ООО «Грандеко» сегодня владеет махачкалинским аэропортом. За минувшие пять в развитие этого  предприятия Керимовы инвестировали около 3 млрд рублей. По итогам года эта сумма увеличится еще на 1,2 млрд рублей: на территории АО «Аэропорт Махачкала» заканчивается строительство международного терминала, запуск которого запланирован на начало 2020 года

В беседе с «Экспертом Юг» Арсен Пирмагомедов рассказал, какую именно роль играет дагестанская диаспора в открытии новых авианаправлений и какой стратегии развития придерживается самый южный аэропорт России.



Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.